Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 7.
Международное сотрудничество
7.1. Международный компонент прав человека
Доминирующим международным явлением современности остается активный процесс глобализации. Противоречивый и разноплановый, он оценивается и видится по-разному. Его очевидным продуктом стало формирование и развитие международного компонента прав человека, ставшего краеугольным камнем цивилизационного мирового пространства. При этом основные принципы Всеобщей декларации прав человека 1948 года найдут свое применение в жизни, станут основой свободы, справедливости и мира только в обстановке международной безопасности, уважения к суверенитету государств и общего консенсуса. Эти основополагающие начала признаются всеми омбудсменами, общественными правозащитниками, послами доброй воли, государственными деятелями и парламентариями разных стран.
Именно в рамках данной правовой парадигмы в интересах создания трансграничных условий и механизмов для эффективного признания основных прав и свобод человека осуществлялась деятельность Уполномоченного в 2017 году по взаимодействию с международными организациями, сотрудничеству с зарубежными национальными учреждениями защиты прав человека и их ассоциациями на двусторонней и многосторонней основе.
Отрадно, что государственные органы Российской Федерации, как отмечено в концептуальном документе Совета Федерации "Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации", также определяют свои цели, ориентируясь на приоритеты развития равноправного и взаимоуважительного сотрудничества с иностранными государствами, межгосударственными объединениями и международными организациями, справедливо полагая, что только при последовательном отстаивании приверженности к общепризнанным принципам и нормам международного права, включая Устав Организации Объединенных Наций, а также традиций и ценностей коллективного подхода к решению проблем актуальной повестки дня, возможна реализация курса на поступательное и взаимовыгодное развитие всех участников международных процессов и формирование справедливого и устойчивого миропорядка.
Тем не менее процесс универсализации международного сотрудничества имеет свои проблемы роста. За прошедшие 70 лет после принятия Всеобщей декларации прав человека эта тема не только не потеряла значимости для международного сообщества, а, наоборот, приобрела повышенную актуальность в системе мер обеспечения устойчивого миропорядка. Однако в последнее время она все более политизируется и используется некоторыми международными организациями и западными странами в качестве инструмента давления на Россию.
Трудно иначе расценить продолжающуюся экономическую санкционную политику в отношении России или обструкцию работы российской делегации в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), организации, сам смысл существования которой, казалось бы, состоит в диалоге и совместном поиске решений в сфере защиты прав человека.
Крайне удручает и решение Международного олимпийского комитета, который отстранил российскую сборную от XXIII зимних Олимпийских игр 2018 года, но разрешил выступать спортсменам под нейтральным флагом. Лишение всех российских спортсменов национальной идентификации - вопиющий пример применения порочного принципа коллективной ответственности, осуществленного в нарушение основополагающих принципов права - презумпции невиновности, при произвольной интерпретации главного документа международного олимпийского движения - Олимпийской хартии и на основе сомнительных процедурных правил, никаким образом не соответствующих степени серьезности принятого решения.
Среди примеров политизации правозащитной сферы также показательны регулярные доклады Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (далее - УВКПЧ ООН) о ситуации в Республике Крым и городе Севастополе, якобы основанные на данных, полученных из "надежных источников", не посещавших полуостров, но которые сообщают о произвольных арестах, задержаниях, насильственных исчезновениях, жестоком обращении и пытках.
Уполномоченный убежден, что каждый факт нарушения прав человека должен тщательно расследоваться. Однако если делается такое ответственное заявление, предполагается, что каждое утверждение и даже каждое предположение должны быть подкреплены весомыми доказательствами и обоснованы.
При всех этих обстоятельствах необходимо ясно осознавать, что права и свободы человека и гражданина - это те универсальные ценности, которые мы уважаем и готовы отстаивать, сохранять и за которые мы готовы бороться, защищая и оберегая достоинство, присущее каждой человеческой личности. Именно этими принципами руководствовался Уполномоченный, осуществляя свою международную деятельность.
7.2. Взаимодействие с международными организациями
Действуя в рамках своего мандата, Уполномоченный продолжил наращивать активность на площадках уставных, договорных и других органов ООН и Совета Европы.
Наличие у российского национального института защиты прав человека высшего аккредитационного статуса "А" не только наделяет Уполномоченного правом слова в Совете по правам человека ООН (далее - СПЧ ООН), но также предоставляет право на участие в международном механизме универсального периодического обзора (далее - УПО) ООН, в работе всех договорных органов ООН и специальных процедур, а также региональных и международных координационных комитетов национальных институтов защиты прав человека. Поэтому Уполномоченный старался максимально активно реализовывать предоставленные полномочия. Более того, возможности национального института статуса "А" стали в 2017 году инструментами Уполномоченного, средством коммуникации с универсальными и региональными организациями, с помощью которых до сведения мировой общественности и профессионального правозащитного сообщества доносилась объективная позиция национального института защиты прав человека в России.
Используя эти механизмы, в октябре 2017 года Уполномоченный представил Параллельный доклад Рабочей группе Периодического обзора СПЧ ООН в рамках прохождения третьего цикла УПО Российской Федерацией, который состоится в мае 2018 года.
Уполномоченный неоднократно направлял свои комментарии и рекомендации о выполнении Российской Федерацией основополагающих международных договоров в области прав человека в договорные органы по правам человека ООН. Мнение Уполномоченного по различным аспектам защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации было представлено в рамках целого ряда механизмов системы ООН по правам человека, в том числе в ходе участия в 34-й сессии Совета по правам человека ООН, посвященного правам детей, где Уполномоченный выступил на тему: "Защита прав ребенка в контексте реализации повестки в области устойчивого развития на период до 2030 года", на 93-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации, где был представлен комментарий российского омбудсмена по вопросу возможных проявлений расовой дискриминации, а также был направлен Параллельный доклад о выполнении Российской Федерацией положений Пакта об экономических, социальных и культурных правах. В представленных докладах была освещена деятельность Уполномоченного в соответствии с положениями Конвенции и Пакта, представлена статистика по поступившим жалобам, отражены наиболее актуальные проблемы и предложены пути их решения.
Уполномоченный также взаимодействовал со специальными процедурами (специальными докладчиками) ООН. Так, прошла встреча со Специальным докладчиком ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека.
Летом 2018 года Россия станет страной - хозяйкой чемпионата мира по футболу FIFA (далее - ЧМ-2018), который пройдет в 11 городах Российской Федерации. Очевидно, что проведение этого спортивного праздника имеет правозащитное измерение. Тема спорта в аспекте вопроса борьбы с расизмом и различными формами дискриминации неоднократно обсуждалась Уполномоченным с УВКПЧ ООН, совместно с которым проводились мероприятия, в свете подготовки к ЧМ-2018 в России. Необходимо отметить, что эта работа нашла живой отклик со стороны российских регионов, губернаторы которых после соответствующего обращения Уполномоченного оперативно включили региональных уполномоченных по правам человека в организационные комитеты по проведению ЧМ-2018.
Помимо этого в течение года сотрудничество Уполномоченного с УВКПЧ ООН продолжалось в рамках двух совместных проектов - образовательной Магистерской программы "Международная защита прав человека" и практико-ориентированного обучающего курса в рамках стажировки русскоязычных представителей коренных народов. Цель этих проектов - подготовка высококвалифицированных национальных кадров по правам человека, воспитание нового поколения юристов и правозащитников в духе ответственности перед обществом и развитие практических навыков в области защиты прав человека.
Продолжалась совместная работа Уполномоченного и Совета Европы в рамках Программы приоритетных направлений сотрудничества Российской Федерации и Совета Европы на 2013-2017 годы, в том числе проектов "Российские Общественные Наблюдательные Комиссии (ОНК) - новое поколение" и "Международные стандарты и механизмы в области прав человека для сотрудников федеральных и региональных администраций уполномоченных по правам человека в Российской Федерации".
Уполномоченный активно использовал методы правозащитной дипломатии в целях решения конкретных задач защиты прав человека, а также объективного информирования международного сообщества, зарубежных коллег о практике и реалиях правозащитной деятельности, роли в этом института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
В 2017 году Уполномоченный посетил штаб-квартиру Совета Европы в городе Страсбурге. В ходе визита состоялась встреча Уполномоченного с Генеральным секретарем Совета Европы, председателем и судьями ЕСПЧ, Комиссаром Совета Европы по правам человека и Генеральным директором Генерального директората по правам человека и верховенству права Совета Европы.
Одним из ключевых вопросов встречи с Генеральным секретарем Совета Европы стало обсуждение одновременного посещения уполномоченными по правам человека России и Украины обвиняемых граждан, содержащихся в СИЗО Российской Федерации и Украины.
Было достигнуто принципиальное согласие о поддержке со стороны Совета Европы инициатив по налаживанию диалога между омбудсменами России, Грузии, Абхазии и Южной Осетии в контексте программы Совета Европы по укреплению мер доверия между государствами - членами Совета Европы. В ходе встречи с представителями ЕСПЧ Уполномоченный привлек внимание к ряду системных проблем суда - отсутствием прозрачности очереди на рассмотрение жалоб, слабой мотивационной части некоторых решений суда и другим.
Сотрудничество Уполномоченного с международными межправительственными и неправительственными организациями является взаимовыгодным инструментом, помогающим обеим сторонам определять свою позицию по ключевым вопросам практики защиты прав человека. Данный инструмент особенно важен в современных условиях мирового информационного общества, когда на формирование профессионального отношения и общественного мнения влияют взятые из сети Интернет и других открытых источников непроверенные, недостоверные данные, и на их основании принимаются ответственные решения.
В этой связи институт Уполномоченного представляет для международных межправительственных и неправительственных организаций независимый, объективный и оперативный источник информации по правозащитной проблематике. Личные встречи с представителями международных организаций, доклады, представляемые в договорные органы, выступления на международных правозащитных семинарах, круглых столах, конференциях, позволяют донести до международного правозащитного сообщества позицию Уполномоченного по разнообразным аспектам практики защиты прав человека в Российской Федерации.
Так, при встречах с представителями международных организаций и в ходе сложных переговоров с дипломатическими представителями стран Европейского союза Уполномоченным неоднократно поднималась тема дискриминационной политики стран Европейского союза в отношении граждан России, проживающих на территории Республики Крым, которым консульские учреждения стран Европейского союза отказывают в выдаче въездных виз. Подобная дискриминационная практика в отношении целой группы населения, которая выделяется по признакам, связанным с местом жительства, вызывает обеспокоенность, поскольку откровенно противоречит тем ценностям, приверженность которым неоднократно провозглашалась руководством стран - членов Европейского союза. Уполномоченный убежден, что эта важная проблема массовых нарушений прав человека на свободу передвижения обязана находиться на повестке дня международных правозащитных организаций.
В силу своей правовой природы институт Уполномоченного как национальное правозащитное учреждение является связующим звеном между национальными и международными системами защиты прав человека, с одной стороны, представляя российский правозащитный опыт на международной арене, а с другой - адаптируя рекомендации международных органов к российским реалиям.
Так, действуя в рамках своего мандата и в соответствии с рекомендациями международных органов, Уполномоченный содействовал процессу ратификации Российской Федерацией международных договоров в области прав человека. Основываясь на анализе поступающих обращений граждан и информации от организаций гражданского общества, Уполномоченный обратился с письмами в поддержку ратификации Конвенции Совета Европы "О борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения", которую Россия подписала еще в 2011 году, в Минюст России и Минздрав России. Позиция Уполномоченного была принята к сведению. В декабре 2017 года Государственная Дума приняла Федеральный закон N 439-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения".
Продолжая работать в этом направлении в 2018 году, Уполномоченный считает целесообразным ратифицировать Конвенцию Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями 2014 года (Российская Федерация подписала ее в сентябре 2014 года) с учетом проведения ЧМ-2018 в России.
В 2018 году Уполномоченный и впредь намерен активно взаимодействовать с международными договорными и иными органами защиты прав человека. В 2018 году намечено участие в 37-й и 38-й сессиях Совета по правам человека ООН, в 30-й сессии Универсального периодического обзора Совета по правам человека ООН, в 19-й сессии Комитета ООН по правам инвалидов, в сессии Комитета ООН против пыток, в мероприятиях Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и других международных межправительственных и неправительственных организаций.
7.3. Сотрудничество с омбудсменами зарубежных государств
Большой объем работы Уполномоченным проведен в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества с омбудсменами зарубежных государств. Наиболее значимыми событиями 2017 года стали вступление Уполномоченного в Европейскую сеть Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ), создание Евразийского альянса омбудсменов и расширение двустороннего сотрудничества.
Включение Уполномоченного в качестве полноправного члена в Европейскую сеть ГАНРИ стало признанием со стороны европейского международного сообщества национальных институтов защиты прав человека существования в России устойчивых механизмов защиты прав человека и гражданина. В настоящее время в Европейскую сеть ГАНРИ входит большинство европейских национальных государственных учреждений защиты прав человека.
Членство в международных профессиональных сообществах омбудсменов позволило на конференциях, круглых столах и собраниях, проводимых в рамках Европейской сети ГАНРИ, Уполномоченному и сотрудникам его Аппарата представлять лучшие практики в сфере защиты прав человека в России и ставить проблемные вопросы перед коллегами-омбудсменами других государств.
Уполномоченный принял участие в 30-й Ежегодной конференции ГАНРИ "Предупреждение, предотвращение конфликтов и восстановление мирного общества" (март 2017 года, город Женева) и в Семинаре Генеральной Ассамблеи Европейской сети ГАНРИ (ноябрь 2017 года, город Брюссель), где во время своих выступлений неоднократно поднимал актуальные вопросы о недопустимости сноса памятников российским воинам на территории ряда государств Европейского союза, попыток фальсификации истории, пересмотре итогов Великой Отечественной войны, проблемы негражданства в Латвии и Эстонии, нарушений прав российских граждан при привлечении к уголовной ответственности, в том числе в отношении К. Никулина, В. Бута, К. Ярошенко.
Позиция Уполномоченного и представленная профессиональному сообществу информация о деятельности российского правозащитного института были положительно восприняты руководством и членами ГАНРИ.
Интересы защиты прав человека и гражданина в Российской Федерации, успешное разрешение обращений, поступающих к Уполномоченному, требуют в том числе наличия прямых оперативных контактов с коллегами-омбудсменами других государств. По этой причине вопросы двустороннего сотрудничества занимают значительное место в международной деятельности российского национального института защиты прав человека. С момента образования института Уполномоченного заключены меморандумы о сотрудничестве и взаимной помощи с омбудсменами 12 государств - Азербайджана, Аргентины, Армении, Кыргызстана, Нидерландов, Приднестровья, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Чехии, Турции и Ирана. Два последних - заключены в 2017 году: с Главным омбудсменом Турецкой Республики - в марте и с Председателем Генеральной инспекции Исламской Республики Иран - в декабре. Целью соглашений явилось обоюдное стремление к совершенствованию системы оказания помощи гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, или чьи права были нарушены на территории стран институтов-партнеров.
В рамках ранее заключенных меморандумов о взаимопомощи, а также в ходе прямых контактов на полях международных форумов, конференций и заседаний проходили постоянные консультации с зарубежными омбудсменами по конкретным проблемам, затрагивающим вопросы прав и свобод российских граждан. Так, неоднократно проводились двусторонние переговоры с омбудсменами Украины, Армении, Литвы, Кыргызстана, Молдовы, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Польши, Турции, высшими должностными лицами зарубежных государств.
Например, в ходе визита в Турцию в марте 2017 года состоялись встречи с Президентом Турецкой Республики Р. Эрдоганом, премьер-министром Турецкой Республики Б. Йылдырым и Главным омбудсменом страны Ш. Малкочем. Омбудсмены России и Турции договорились о развитии информационного и научно-практического сотрудничества, о проведении регулярных двусторонних консультаций по вопросам защиты и соблюдения прав человека, об уведомлении друг друга о случаях нарушения прав и свобод граждан Российской Федерации на территории Турецкой Республики и граждан Турецкой Республики на территории Российской Федерации.
Уполномоченный принял участие в международных конференциях в Кыргызстане и Узбекистане, на полях которых прошли встречи с соотечественниками, главами органов государственной власти, а также коллегами-омбудсменами среднеазиатских стран, где обсуждались вопросы восстановления прав граждан. Так, по итогам визита в Кыргызстан Уполномоченный взял на личный контроль все поступившие в ходе приема обращения соотечественников. Некоторые из них были вынесены на обсуждение Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом.
Как показывает опыт Уполномоченного, настойчивые коллективные усилия, предпринятые в интересах граждан Российской Федерации, способны решить самые сложные и комплексные задачи.
Так, в 2017 г. получила развитие и история с гражданином России С., о которой Уполномоченный писал в своем ежегодном Докладе о своей деятельности за 2016 год. К Уполномоченному обратилась мать гражданина России С. Сам С. - инженер, специалист в области связи, успешно работавший не только на родине, но и в Белоруссии, и в Армении. В мае 2014 г. он был внезапно задержан в аэропорту Минска. Как выяснилось позднее, Служба национальной безопасности Республики Армения объявила его в межгосударственный розыск по экономическим статьям. Через полгода белорусские власти выдали его армянским силовикам, и только через год дело было передано в суд. За это время из 48 назначенных заседаний было проведено всего 19. Во время визита в Республику Армения Уполномоченный обратился к Защитнику прав человека Республики Армения, используя предоставленные ему законом полномочия проверить законность и обоснованность содержания под стражей С. и ходатайствовать о замене ему меры пресечения на не связанную с лишением свободы. При поддержке Защитника прав человека Республики Армения 21 августа 2017 г. суд округов Кентрон и Норк-Мараш в г. Ереване удовлетворил ходатайство об освобождении С. под залог.
В силу своей независимости от органов государственной власти, сотрудничество омбудсменов представляет собой один из наиболее эффективных каналов гуманитарной кооперации между странами с проблемными межгосударственными отношениями. В этой связи Уполномоченный продолжает активное взаимодействие со своей коллегой из Украины. Уникальным результатом этой работы можно назвать факт передачи украинской стороне 12 граждан Украины, отбывавших наказание в Крыму на момент его воссоединения с Россией. Этому предшествовала долгая и кропотливая работа, потребовавшая серьезных усилий с двух сторон - прорабатывались различные схемы, в условиях отсутствия четких правовых норм искались пути решения этой проблемы. Передача заключенных стала возможной благодаря слаженной работе различных звеньев органов государственной власти Российской Федерации: Уполномоченного, МИД России, Генпрокуратуры России, ФСБ России, Минюста России и ФСИН России.
Также Уполномоченный смог получить от украинской стороны список российских граждан из 400 человек, отбывавших наказание в местах лишения свободы на Украине, что позволит отслеживать судьбу наших соотечественников на Украине.
В целях защиты прав российских граждан и соотечественников за рубежом, а также гарантирования прав иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на территории России, использовались самые разные формы транснационального гуманитарного сотрудничества - как в рамках двусторонних отношений, так и в форме многосторонних объединений омбудсменов. Проблема была в том, что организации, которая бы объединяла омбудсменов евразийского пространства, не существовало.
Последовательно реализуя идею создания единого евразийского гуманитарно-правозащитного пространства, Уполномоченный выступил инициатором и организатором проведения 5 декабря 2017 г. в городе Москве Международной конференции "Проблемы защиты прав человека на евразийском пространстве: обмен лучшими практиками омбудсменов", участие в которой приняли омбудсмены Армении, Кыргызстана, Турции, Ирана, Украины, а также представители органов государственной власти, экспертного и правозащитного сообщества.
По итогам работы конференции участники приняли резолюцию, в которой было поддержано стремление ряда государств объединиться в Евразийский альянс омбудсменов как международное региональное объединение, способствующее повышению эффективности защиты прав человека на евразийском пространстве. Идея создания Евразийского альянса омбудсменов (далее - Альянс) была высказана в Докладе о деятельности Уполномоченного за 2016 год.
5 декабря 2017 г. в городе Москве состоялось подписание Меморандума о создании Евразийского альянса омбудсменов. Учредителями этой новой международной региональной ассоциации выступили омбудсмены Армении, Кыргызстана, Ирана и России. Основными задачами Альянса являются распространение знаний о способах защиты прав и свобод человека и гражданина, сотрудничество в сфере обеспечения поощрения их защиты, осуществление международного сотрудничества Альянса с международными универсальными и региональными правозащитными организациями, зарубежными омбудсменами и ассоциациями омбудсменов в пределах полномочий, установленных для участников Альянса их национальным законодательством.
Членство в Альянсе открыто для подписания любым государством евразийской географической зоны, разделяющим цели, задачи и принципы Альянса.
Гуманитарно-правовая интеграция стран и институтов региона на принципах равенства, взаимной выгоды и взаимоуважения - не только ответная реакция на существующие объективные правозащитные задачи, но и превентивный шаг ввиду реальности появления новых гуманитарных вызовов.
Уполномоченный намерен продолжать развивать сотрудничество как с отдельными национальными институтами защиты прав человека, так и с их ассоциациями в целях формирования условий для успешного продвижения и поддержки общечеловеческих ценностей и эффективного восстановления прав российских граждан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.