Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(справочное)
Вспомогательная информация
для анализа зрительного поведения водителя
А.1 Зрительное поведение водителя в транспортном средстве
Зрительное поведение водителя зависит от сложности получаемой им информации и сложности окружающей видимой обстановки (т.е. от необходимой продолжительности и/или частоты взглядов). Кроме того, на зрительное поведение водителя, оказывает воздействие его мотивация к решению поставленной задачи.
Показатели зрительного поведения водителя могут быть определены в процессе отслеживания движения глаз водителя, решающего задачу управления транспортным средством. Потребность обращения к определенным исследуемым областям, может быть определена на основе, полученных в процессе решения зрительной задачи, данных.
Обычно, зрительное поведение водителя состоит из серии фиксаций и саккад в пределах определенной исследуемой области (областей). См. рисунок А.1.
1 - дорожная обстановка впереди; 2 - зеркало заднего вида; 3 - дисплей ИУС ТС; 4 - приборная панель; 5 - боковое зеркало водителя; 6 - боковое окно водителя; 7 - боковое зеркало пассажира; 8 - боковое окно пассажира
Примечание - Рисунок применим к транспортным средствам с левосторонним управлением.
Рисунок А.1 - Характерные исследуемые области при управлении транспортным средством, иллюстрация результатов наблюдения зрительного поведения водителя
А.2 Продолжительность взгляда
Продолжительность одного взгляда иногда упрощенно называют взглядом. Продолжительность взгляда включает в себя время перемещения направления взгляда к исследуемой области* и время, в течение которого взгляд направлен на исследуемую область (продолжительность задержки). Перемещение направления взгляда сопровождается аккомодацией глаз (см. рисунок А.2).
------------------------------
* Если возможно, перемещение направления взгляда к интересующей области учитывают в анализе зрительного поведения. Оно отражает переключение внимания водителя на исследуемую область. Началом переключения внимания считают начало перемещения направления взгляда. Однако, технически, это может быть неосуществимо (например, при подсчете количества взглядов на видеозаписи вручную). Поэтому в тех случаях, когда перемещения к интересующей области и от нее сравнимы по продолжительности, допустимо использование модифицированного определения продолжительности взгляда (продолжительность взгляда = (продолжительность удержания взгляда) + (продолжительность перемещения от исследуемой области)). Данный способ действия не представляет собой идеальное решение (так как не отражает тесную взаимосвязь внимания и глаз), но дает приемлемое решение (при условии, что указанные перемещения сопоставимы по продолжительности). Пример: перемещение направления взгляда от дороги к навигационному дисплею, а затем обратно на дорогу.
Продолжительность взгляда = (Продолжительность перемещения взгляда) + (Продолжительность удержания взгляда).
1 - исследуемая область А (например, дорожная обстановка впереди транспортного средства); 2 - исследуемая область В (например, зеркало заднего вида); 3 - исследуемая область С (например, видеодисплей ИУС ТС); а - продолжительность перемещения взгляда; b - продолжительность удержания взгляда; с - продолжительность взгляда; Xd - область Xd, выделенная на рисунке кружком, приведена на рисунке А.4 в укрупненном виде
Рисунок А.2 - Распределение зрительного внимания водителя между исследуемыми областями
А.3 Продолжительность отклонения взгляда от заданной исследуемой области
См. рисунок А.3.
1 - исследуемая область А (например, дорожная обстановка впереди транспортного средства); 2 - исследуемая область С (например, видеодисплей ИУС ТС); а - период сбора данных; b - продолжительность отклонения взгляда от исследуемой области А (дорожной обстановки впереди); с - продолжительность удержания взгляда; d - продолжительность перемещения взгляда
Рисунок А.3 - Продолжительность отклонения взгляда от дорожной обстановки впереди транспортного средства
А.4 Продолжительность удержания взгляда
Продолжительность удержания взгляда определяют как период времени от момента первой фиксации на исследуемой области, до момента, начала перемещения направления взгляда на другую исследуемую область. См. рисунок А.4.
Продолжительность удержания взгляда = F1 + S1 + F2 + S2 + ... + Fn + Sn.
Примечание 1 - Исследуемая область обозначена двумя горизонтальными линиями, образующими горизонтальную полосу.
1 - перемещение направления взгляда; 2 - исследуемая область; F - продолжительность фиксации взгляда; S - продолжительность саккады; а - продолжительность удержания взгляда
Рисунок А.4 - Чередование фиксаций и саккад при удержании взгляда на одной исследуемой области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.