Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо, сообщает следующее.
Как следует из представленного письма, российская компания выплачивает дивиденды, конечными получателями которых являются российские физические лица, владеющие акциями российской компании через последовательное участие в иностранных компаниях, резидентах Республики Кипр, Британских виргинских островов и Республики Маршалловы острова.
В адрес российской компании предоставлены официальные письма от иностранных компаний, резидентов Республики Кипр, с указанием фактических получателей доходов в виде дивидендов - российских физических лиц, а также документами, подтверждающими резидентство иностранных компаний. Суммы дивидендов отражены физическими лицами в своих налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ.
Пунктом 1 статьи 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Согласно пункту 1.1 статьи 312 Кодекса в случае, если в отношении доходов, полученных в виде дивидендов (их части), иностранная организация признает отсутствие фактического права на получение указанных доходов, положения международных договоров Российской Федерации и (или) Кодекса могут быть применены к иному лицу, если такое лицо прямо и (или) косвенно участвует в российской организации, выплатившей доход в виде дивидендов, с предоставлением налоговому агенту, выплачивающему такой доход, документов, указанных в статье 312 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1.2 статьи 312 Кодекса в случае выплаты налоговым агентом дохода в виде дивидендов для применения положений международных договоров Российской Федерации и (или) ставок налога, установленных Кодексом, в дополнение к документам, указанным в пункте 1 статьи 312 Кодекса, иностранная организация, получившая доход в виде дивидендов, и лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, должны представить налоговому агенту следующую информацию (документы):
1) документальное подтверждение признания этой иностранной организацией отсутствия фактического права на получение указанных доходов;
2) информацию о лице, которое иностранная организация признает фактическим получателем дохода (с указанием доли и документальным подтверждением порядка прямого участия в этой иностранной организации и косвенного участия в российской организации, являющейся источником дивидендов, а также государства (территории) налогового резидентства лица).
Особенности исчисления и уплаты налога с доходов в виде дивидендов, удерживаемого налоговым агентом, установленные статьей 312 Кодекса, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход в виде дивидендов, также в случае, если фактическим получателем такого дохода признается физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации. При этом применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса (пункт 1.3 статьи 312 Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 7 Кодекса в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Данное правило применяется, в том числе, в случае если в цепочке компаний, через которые осуществляется выплата указанного дохода его фактическому получателю, присутствует хозяйственный субъект, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым у Российской Федерации отсутствует международный договор по вопросам налогообложения, и, соответственно, не имеющий фактического права на такой доход.
Данный вывод содержится, в частности, в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.2017 N 03-12-11/75684 и от 19.05.2015 N 03-08-05/28839.
В указанном случае российская организация, выплачивающая доход, если это предусмотрено соответствующими положениями Кодекса, будет выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом - фактическим получателем.
Аналогичная позиция Минфина России по вопросу налогообложения доходов, выплачиваемых российской организацией иностранному лицу, фактическим правом на которые обладает российское физическое лицо, доведена до ФНС России письмом от 27.11.2015 N 03-03-10/69206 (направлено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 04.12.2015 N БС-4-11/21269@).
Таким образом, учитывая, что заявленные фактическими получателями физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, рассматриваемые доходы отражены указанными физическими лицами в своих налоговых декларациях по форме 3-НДФЛ, а также принимая во внимание, что в письме отсутствует указание на наличие у налоговых органов документов (информации), опровергающих достоверность представленных сведений, позиция Управления ФНС России по Свердловской области об исполнении организацией обязанности налогового агента в отношении налога на доходы физических лиц, изложенная в письме, представляется обоснованной.
Одновременно ФНС России сообщает, что Порядок направления запросов в компетентные органы иностранных государств описан в рекомендациях о порядке обмена информацией с компетентными органами иностранных государств по запросу и по собственной инициативе в налоговых целях, направленных письмом ФНС России от 19.04.2016 NММВ-21-17/123дсп. Форма запроса в компетентный орган иностранного государства приведена в Приложении N 4 к указанным рекомендациям.
Вместе с тем, ФНС России сообщает, что Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам от 25.01.1988, с изменениями, внесенными Протоколом от 27.05.2010, вступила в силу для Российской Федерации с 01.07.2015 и создает нормативно-правовую базу для направления запросов в компетентные органы Республики Маршалловых островов и Британских Виргинских островов за налоговые периоды с 01.01.2016. Также существует возможность обмена информацией в отношении налоговых периодов с 01.01.2012, если информация запрашивается в связи с уголовным расследованием.
Действительный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.