Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 января 2018 г. N 24
"Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов"
Результаты анализа состояния законности в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов указывают на многочисленные нарушения прав граждан с ограниченными возможностями здоровья при установлении инвалидности, предоставлении медицинских услуг, обеспечении жизненно необходимыми лекарственными средствами и медицинскими изделиями, организации образовательного процесса, занятости и осуществлении ими трудовых функций.
Обращения инвалидов в органы прокуратуры, результаты прокурорских проверок свидетельствуют о правовых и организационных проблемах, возникающих при социальном обеспечении указанных лиц. Практически в каждом регионе не все нуждающиеся инвалиды обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение и техническими средствами реабилитации.
Имеют место нарушения прав инвалидов, пребывающих в медицинских и социальных стационарных учреждениях, в том числе лиц, страдающих психическими заболеваниями и нуждающихся в усиленной защите со стороны государства.
До настоящего времени не в полной мере организована доступность для маломобильных граждан объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
Не принимается должных мер к созданию для детей-инвалидов условий, необходимых для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности, равных с другими детьми возможностей участия в жизни общества.
В целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:
1.1. Надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов рассматривать как одну из приоритетных задач органов прокуратуры и принять меры к активизации работы по выявлению и пресечению правонарушений и преступлений в данной сфере. Осуществлять надзор гласно, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, общественными объединениями.
1.2. Последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.
1.3. При планировании, организации и выполнении надзорных мероприятий исходить из принципа недопустимости подмены функций органов контроля (надзора), а также создания препятствий правомерной деятельности хозяйствующих субъектов.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам:
2.1. В ходе проверок особое внимание обращать на полноту и эффективность осуществления органами государственной власти и местного самоуправления, контрольно-надзорными органами своих функций в указанной сфере.
2.2. Усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемых по вопросам социальной защиты и социального обслуживания инвалидов. Своевременно реагировать на несоответствие законам данных актов и их проектов, на наличие в них коррупциогенных факторов. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе в судебном порядке.
2.3. Использовать имеющиеся полномочия по участию в разработке и принятии нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения в области защиты прав граждан с ограниченными возможностями здоровья.
2.4. В целях своевременного получения сведений о нарушениях прав инвалидов осуществлять мониторинг размещаемых в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", средствах массовой информации публикаций о состоянии законности в указанной сфере, наладить эффективное взаимодействие с общественными объединениями инвалидов, правозащитными организациями.
2.5. Безотлагательно организовывать проверки фактов неисполнения законодательства о социальной защите инвалидов. Средствами прокурорского надзора добиваться реального восстановления их нарушенных прав, возмещения причиненного инвалидам ущерба, принимать решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности.
2.6. Уделять особое внимание соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления законодательства при использовании бюджетных средств, выделенных на реализацию государственных и муниципальных программ в сфере социальной поддержки инвалидов. Проверять законность проводимых закупок товаров, работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, своевременность и полноту исполнения государственных контрактов, заключенных в рамках программ, принимаемых заказчиками мер по фактам их ненадлежащего исполнения. Обеспечить должное взаимодействие с органами государственного (муниципального) финансового контроля.
2.7. При наличии предусмотренных уголовно-процессуальным законом оснований безотлагательно направлять материалы проверок в органы предварительного расследования.
2.8. Незамедлительно реагировать на факты нарушения правил признания лица инвалидом при установлении инвалидности, неоказания лицам с ограниченными возможностями здоровья необходимой медицинской помощи, необеспечения их лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, путевками на санаторно-курортное лечение и техническими средствами реабилитации, несоблюдения их трудовых, жилищных прав, права на образование и получение информации, необеспечения условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной и транспортной инфраструктур.
2.9. При осуществлении надзора за исполнением законов в следственных изоляторах, исправительных и лечебно-профилактических учреждениях, исправительных центрах и изолированных участках, функционирующих как исправительные центры уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) ФСИН России, планировать и проводить проверки соблюдения должностными лицами и иными сотрудниками пенитенциарных учреждений требований законодательства, регламентирующего обеспечение прав и законных интересов содержащихся в них заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы и принудительным работам, являющихся инвалидами.
2.10. В ходе проверок территориальных органов УИС особое внимание обращать на состояние ведомственного контроля за соблюдением в подчиненных им учреждениях положений Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также уголовно-исполнительного и иного законодательства, регулирующего правоотношения в данной сфере. В случае выявления нарушений законов в отношении указанной категории заключенных под стражу и осужденных принимать незамедлительные меры к их устранению.
Обеспечить действенный контроль за исполнением законных требований прокуроров.
2.11. Давать принципиальную оценку бездействию и ненадлежащему исполнению контрольно-надзорными органами полномочий при осуществлении плановых и внеплановых мероприятий в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, непринятию мер по выявлению и устранению нарушений закона и привлечению к ответственности виновных лиц.
2.12. Организовать беспрепятственный доступ инвалидов в помещения прокуратуры. Оказывать им помощь в составлении заявления либо давать необходимые разъяснения, не подменяющие рассмотрение доводов обращения.
2.13. Обеспечить должный надзор за исполнением законов при рассмотрении сообщений, расследовании и раскрытии преступлений в сфере социальной защиты и социального обслуживания инвалидов.
Мерами прокурорского реагирования добиваться возмещения причиненного преступлением ущерба, восстановления прав инвалидов на медицинскую и социальную помощь, обеспечение лекарствами и средствами реабилитации.
Незамедлительно реагировать на нарушения уголовно-процессуального законодательства, контролировать исполнение направленных требований прокурора.
2.14. Осуществлять своевременную и тщательную проверку законности постановлений органов предварительного расследования о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче по подследственности или в суд сообщений о противоправных действиях в отношении инвалидов, а также о преступных деяниях в учреждениях социальной защиты инвалидов.
2.15. В ходе осуществления надзора за предварительным расследованием добиваться выяснения и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений, в том числе связанных с неправомерным использованием бюджетных средств, а также установления при наличии предпосылок причастности к преступлениям данной направленности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, правоохранительных и контролирующих органов, работников учреждений социальной защиты инвалидов.
Обеспечить полное и объективное исследование обстоятельств совершения преступлений.
2.16. Остро реагировать на факты несоблюдения требований уголовно-процессуального закона о разумном сроке уголовного судопроизводства, предусмотренном статьей 6.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. При выявлении ограничений прав инвалидов на доступ к правосудию рассматривать вопрос о привлечении виновных должностных лиц к установленной законом ответственности.
2.17. Своевременно использовать полномочия по обращению в суд в интересах граждан, являющихся инвалидами, в порядке гражданского и административного судопроизводства в целях эффективной защиты их нарушенных прав. При поддержании в суде заявления прокурора обеспечивать представление всех необходимых доказательств.
2.18. При участии в делах, связанных с нарушением прав инвалидов, тщательно готовиться к судебному заседанию, детально изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику по спорным правоотношениям.
Своевременно реагировать на незаконные и необоснованные судебные постановления принесением апелляционных и кассационных представлений.
2.19. Копии вступивших в законную силу судебных постановлений по удовлетворенным заявлениям прокурора для контроля за их исполнением незамедлительно передавать должностному лицу прокуратуры, осуществляющему организацию надзора за деятельностью судебных приставов по исполнению судебных актов.
3. Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) в соответствии с установленной компетенцией:
3.1. Обеспечить действенный надзор за исполнением требований законодательства, предусматривающих создание условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта, своевременное предупреждение, выявление и пресечение нарушений закона, безотлагательное принятие мер, направленных на их устранение и привлечение виновных к ответственности.
3.2. На регулярной основе анализировать публикации в средствах массовой информации, обращения граждан, общественных организаций в данной сфере. С учетом результатов аналитической работы планировать и организовывать проверки исполнения уполномоченными органами государственной власти и организациями транспорта требований законодательства об обеспечении условий доступности для указанных лиц транспортных средств и объектов инфраструктуры. В необходимых случаях к проверкам привлекать контролирующие органы.
3.3. Особое внимание обращать на оснащение аэропортов, железнодорожных вокзалов и станций, речных и морских портов, причалов специальными приспособлениями и иными вспомогательными устройствами, обеспечивающими беспрепятственный доступ к ним, в том числе для посадки (высадки) инвалидов в вагоны, воздушные и водные (морские) суда, безопасного их передвижения, соблюдение установленных законом особенностей обслуживания пассажиров с ограничениями жизнедеятельности при их перевозке.
3.4. По фактам выявленных нарушений закона принимать необходимые меры прокурорского реагирования, в том числе по привлечению виновных должностных и юридических лиц к административной ответственности по статьям 6.4 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта), 9.13 (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур), 11.24 (организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.5. Активно использовать возможности обращения в суд с исковыми заявлениями о возложении на органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации транспорта обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на транспортные средства и к объектам транспортной инфраструктуры.
Добиваться фактического устранения нарушений прав инвалидов и других маломобильных граждан.
3.6. Установить постоянный контроль за работой подчиненных прокуратур.
4. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
4.1. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов центральными аппаратами федеральных органов исполнительной власти.
4.2. Обеспечить мониторинг издаваемых федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов по вопросам социальной защиты и социального обслуживания инвалидов. При наличии оснований принимать меры по их приведению в соответствие с законодательством.
4.3. Систематически изучать прокурорскую и иную правоприменительную практику, анализировать состояние законности в сфере защиты прав инвалидов, актуальные проблемы правоприменения, регулярно обсуждать их на заседаниях межведомственной рабочей группы по защите прав инвалидов, вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти по их урегулированию.
4.4. Оказывать практическую и методическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур в организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан с ограниченными возможностями здоровья.
5. Настоящий приказ опубликовать в журнале "Законность".
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 23 января 2018 г. N 24 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о социальной защите и социальном обслуживании инвалидов"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 мая 2023 г. N 305
Изменения вступают в силу с 5 мая 2023 г.