Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2018 г. N 57-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сергиенко Владимира Ивановича о признании не действующим в части Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа "Город Белгород", утвержденного решением Совета депутатов города Белгорода от 25 марта 2014 года N 80, по апелляционной жалобе Сергиенко В.И. на решение Белгородского областного суда от 10 ноября 2017 года, которым отказано в удовлетворении его административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя Белгородского городского Совета Дзюба И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Решением Совета депутатов города Белгорода от 25 марта 2014 года N 80 утвержден Порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа "Город Белгород", изложенный в приложении N 1 к указанному решению (далее - Порядок создания и использования парковок, Порядок).
Первоначальный текст документа опубликован 29 марта 2014 года в издании "Наш Белгород" N 24.
В соответствии с подпунктом 10.16.3 пункта 10.16 вышеуказанного Порядка бесплатное размещение транспортных средств на парковочных местах платных парковок (пользование парковочными местами) устанавливается для автотранспортных средств инвалидов, законных представителей ребенка-инвалида и иных лиц, перевозящих инвалидов, в случаях, предусмотренных настоящим Порядком.
Пунктом 10.17 Порядка предусмотрено, что бесплатное размещение транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в пп. 10.16.1-10.16.2, производится на основании парковочного разрешения. Порядок выдачи и срок действия парковочного разрешения устанавливается администрацией города Белгорода.
Сергиенко В.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 10.16.3 пункта 10.16 Порядка создания и использования парковок, который указывает на бесплатное размещение автотранспортных средств инвалидов в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, в том числе его пунктом 10.17, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы статье 19 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, а также части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства граждан в пределах Российской Федерации", в соответствии с которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований Сергиенко В.И. указал на то, что является инвалидом 2 группы, зарегистрированным на территории Белгородской области, но не зарегистрированным на территории города Белгорода. На территории города Белгорода расположены органы государственной власти Белгородской области, больницы, обслуживающие жителей Белгородской области, не проживающих в городе Белгороде.
Оспариваемая норма, по мнению административного истца, ограничивает его право как инвалида, не зарегистрированного на территории города Белгорода, на пользование местами для парковки наравне с гражданами-инвалидами, зарегистрированными в городе Белгороде, и на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Белгородской области, находящимся в городе Белгороде, в связи с чем нарушается его конституционное право на равенство, независимо от места жительства и регистрации, и на недопустимость дискриминации в зависимости от места жительства и регистрации.
Решением Белгородского областного суда от 10 ноября 2017 года в удовлетворении административного искового заявления Сергиенко В.И. отказано.
От административного истца поступила апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в связи с нарушением судом норм материального права. В апелляционной жалобе Сергиенко В.И. ссылается на неправильное применением судом норм Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, полагая, что оспариваемая норма Порядка устанавливает ограничения инвалидам на пользование транспортной инфраструктурой.
На апелляционную жалобу Белгородским городским Советом и прокуратурой Белгородской области представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности судебного акта.
Сергиенко В.И., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке, в судебное заседание Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не явился. На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Муниципальное образование "Город Белгород" в соответствии со статьей 2 Закона Белгородской области от 20 декабря 2004 года N 159 "Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" наделено статусом городского округа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 1 статьи 21).
Согласно пункту 3.2 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Пунктом 5 части 1 статьи 9 Устава городского округа "Город Белгород" предусмотрено, что к вопросам местного значения города Белгорода относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно Федеральному закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Установив в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.
Так, статьей 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Реализуя вышеуказанные положения федерального законодательства и Устава городского округа "Город Белгород", Совет депутатов города Белгорода 25 марта 2014 года принял решение N 80 "Об утверждении Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа "Город Белгород".
Разрешая заявленные требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт был принят полномочным органом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его принятия, опубликования и введения в действие, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца и соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проанализировав положения оспариваемого нормативного правового акта и сопоставив их с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", суд сделал вывод о том, что орган местного самоуправления обеспечил гарантированный федеральным законодательством объем мер социальной поддержки, предусмотрев право инвалидов бесплатно пользоваться местами для парковки автотранспортных средств.
Так, в соответствии с пунктом 7.2 Порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа "Город Белгород", являющегося приложением N 1 к вышеназванному решению Совета депутатов города Белгорода от 25 марта 2014 года N 80, на каждой парковке выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных транспортных средств бесплатно.
Во исполнение вышеуказанного предписания в подпунктах 10.16.1, 10.16.2 пункта 10.16 данного Порядка предусмотрено бесплатное размещение автотранспортных средств инвалидов, специальных автотранспортных средств инвалидов на парковочных местах платных парковок, обозначенных соответствующими дорожными знаками и (или) разметкой, где размещение иных транспортных средств запрещено.
При этом в силу положений пункта 10.17 Порядка каких-либо парковочных разрешений на размещение вышеуказанных транспортных средств не требуется.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о необеспечении бесплатными парковочными местами инвалидов, не зарегистрированных в г. Белгороде, нельзя признать обоснованным.
Кроме того, вопреки доводам апелляционной жалобы суд правильно указан, что оспариваемым пунктом Порядка создания и использования парковок на территории города Белгорода орган местного самоуправления, самостоятельно управляя муниципальной собственностью, установил за счет средств муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан - жителей г. Белгорода: инвалидов, имеющих автотранспортные средства, законных представителей ребенка-инвалида, имеющих автотранспортные средства и иных лиц, перевозящих инвалидов, что в полной мере согласуется с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации. При этом определение конкретных категорий граждан, имеющих право на такие меры, и условий предоставления указанных мер правомерно отнесено судом к дискреции органов местного самоуправления.
Довод административного истца о противоречии оспариваемой нормы Порядка части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" суд обоснованно признал ошибочным, поскольку оспариваемая норма муниципального нормативного правового акта регулирует правоотношения, касающиеся бесплатного размещения транспортных средств на парковочных местах платных парковок и распространяет свое действие на отдельную категорию граждан в виде дополнительной меры социальной поддержки, предоставляемой за счет средств местного бюджета и не регулирует правоотношения, указанные в данном федеральном законе.
Таким образом, обжалуемое решение Белгородского областного суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Белгородского областного суда от 10 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Сергиенко Владимира Ивановича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2018 г. N 57-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был