Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2018 г. N 43-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Зинченко И.Н.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Логистика" о признании не действующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546 "Об утверждении Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в части пункта 1708 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год
по апелляционной жалобе Правительства Удмуртской Республики на решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 октября 2017 года, которым административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Логистика" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения на апелляционную жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Логистика" Малых Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546 утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год.
Данное постановление 28 декабря 2016 года опубликовано на официальном сайте Главы Удмуртской Республики и Правительства Удмуртской Республики http://www.udmurt.ru.
Согласно пункту 1708 в Перечень на 2017 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включен объект с кадастровым номером 18:27:060102:41, расположенный по адресу: Удмуртская Республика, город Воткинск, 2 км. Чайковского тракта, дом 1.
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика" (далее - ООО "Логистика"), являясь собственником указанного объекта недвижимости, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим постановления Правительства Удмуртской Республики от 26 декабря 2016 года N 546 в части включения в Перечень на 2017 год пункта 1708, ссылаясь на то, что указанное здание не обладает признаками объектов налогообложения, определенными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьей 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике". Указывает, что включение здания в Перечень на 2017 год противоречит вышеприведенным законоположениям и нарушает права и законные интересы административного истца, связанные с уплатой налога на имущество.
Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 октября 2017 года административное исковое заявление ООО "Логистика" удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Удмуртской Республики просит отменить решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм материального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "Логистика".
Податель жалобы указывает, что основанием для включения объекта в оспариваемый Перечень послужили акты обследования от 6 июня 2016 года и от 31 августа 2017 года составленные сотрудниками Минимущества Удмуртской Республики, согласно которым площадь помещений, используемых в целях административно-делового назначения и размещения торговых объектов, превышает 20%, однако суд необоснованно отказал в оценке и учете представленного в материалы дела акта обследования здания от 6 июня 2016 года. Считает неверными выводы суда об использовании помещений NN 1, 2, 3 и 8 в качестве складских.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом ООО "Логистика" представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Принимая во внимание положения статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, статей 12 и 13 Закона Удмуртской Республики от 13 декабря 2016 года N 84-РЗ "О Правительстве Удмуртской Республики", суд первой инстанции верно указал, что Правительство Удмуртской Республики, являясь высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, обладало компетенцией для принятия по предметам совместного ведения вышеназванного нормативного правового акта.
Порядок принятия и введения в действие данного нормативного правового акта соблюден.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пункте 3 указанной статьи НК РФ раскрывается содержание используемого в статье термина административно-деловые центры.
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 НК РФ, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С 1 января 2015 года статья 378.2 НК РФ дополнена пунктом 4.1, согласно которому в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом в целях названного пункта фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении, в том числе административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них.
Судом установлено, что ООО "Логистика" является собственником здания с кадастровым номером 18:27:060102:41, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, город Воткинск, 2-й км Чайковского тракта, дом 1.
Общая площадь здания составляет 2592,6 кв.м Здание 2-этажное, назначение - нежилое.
Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером 18:27:060801:52 общей площадью 13751 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для производственной деятельности, который также принадлежит на праве собственности ООО "Логистика".
Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Правительство Удмуртской Республики обязано доказать законность включения принадлежащего административному истцу здания в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, названное выше здание включено в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества на основании пункта 4.1 статьи 378.2 НК РФ как фактически использующееся одновременно в целях делового, административного и коммерческого назначения.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу об отсутствии данных об использовании складского помещения N 8 первого этажа здания в качестве торгового объекта.
Также суд учел обстоятельство, что помещения NN 1, 2 и 3 второго этажа здания предоставлены собственником в аренду для размещения в них складов.
Таким образом, судом установлено, что в торговых целях в спорном здании используются лишь помещения NN 9, 13, 26 первого этажа здания, под офисы используются помещения второго этажа NN 4-19, что составляет 13,34% от общей площади здания.
Поскольку площадь помещений, используемых под офисную и торговую деятельность, не превышает 20% от общей площади здания, судом правомерно указано на отсутствие оснований для включения его в Перечень объектов недвижимого имущества.
При этом суд обоснованно не принял в качестве доказательства использования помещений в здании в указанных целях акт обследования от 06 июня 2016 года.
Указанный акт был составлен в целях проверки правомерности включения спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества на другой налоговый период - на 2016 год.
Обстоятельства вида фактического использования помещений в здании на указанный период, в том числе с учетом сведений, содержащихся в акте от 6 июня 2016 года, были предметом судебной проверки. Решением Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 марта 2017 года административный иск ООО "Логистика" об оспаривании включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества на 2016 год был удовлетворен.
Также судом правомерно учтен и вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, который не предполагает использование расположенного на нем спорного объекта недвижимости в целях делового, административного, коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска ООО "Логистика" и исключению спорного здания из Перечня объектов недвижимого имущества на 2017 год.
Вывод суда о признании недействующим в части Перечня объектов недвижимого имущества с момента принятия этого акта согласуется с положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и является правильным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, и не влекут отмену законного и обоснованного решения.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Удмуртской Республики от 27 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Зинченко И.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 марта 2018 г. N 43-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был