Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации"
(в части совершенствования системы налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя),
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование системы налогообложения участников свободной экономической зоны, созданной в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон N 377-ФЗ).
Законопроектом для организаций - участников свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополь предусмотрено применение пониженных ставок налога на прибыль организаций только в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, информация о котором содержится в инвестиционной декларации, соответствующей требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ. В соответствии с действующей редакцией пункта 17 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) пониженные ставки налога на прибыль организаций применяются к прибыли, полученной от всех видов деятельности, указанных в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, что, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, не предполагает зависимости от финансового результата реализации инвестиционного проекта.
Вместе с тем, из представленной редакции пункта 17 статьи 284 Налогового кодекса следует, что проверка обоснованности применения льготных ставок по налогу на прибыль организаций участниками СЭЗ потребует оценки налоговыми органами соответствия инвестиционной декларации требованиям, установленным Федеральным законом N 377-ФЗ. Вместе с тем, в соответствии со статей 13 Федерального закона N 377-ФЗ такая оценка проводится высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым, высшим исполнительным органом государственной власти города федерального значения Севастополя или соответствующим экспертным советом на этапе заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ.
Учитывая, что согласно части 21 статьи 13 Федерального закона N 377-ФЗ участник СЭЗ осуществляет деятельность в СЭЗ в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ, в котором содержится информация о реализуемом участником СЭЗ инвестиционном проекте, полагаем целесообразным в новой редакции пункта 17 статьи 284 Налогового кодекса ссылаться не на инвестиционную декларацию, а на договор об условиях деятельности в СЭЗ.
Законопроектом также предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6%, установленных для участников СЭЗ, только в отношении выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц, занятых в реализации инвестиционного проекта при осуществлении деятельности в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ.
Кроме того, законопроектом устанавливается обязанность налогоплательщика в случае расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 377-ФЗ, восстановить и уплатить в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, земельный налог и сумму страховых взносов за весь период реализации инвестиционного проекта в свободной экономической зоне.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона N 377-ФЗ определено, что при установлении в ходе контроля за выполнением участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в СЭЗ факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
Вместе с тем расторжение договора об условиях деятельности в СЭЗ возможно также по соглашению сторон. Кроме того, прекращение деятельности участника СЭЗ возможно в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Вместе с тем из текста законопроекта не ясно, подлежит ли восстановлению и уплате в бюджет суммы налогов и страховых взносов участником СЭЗ в указанных случаях.
Учитывая, что статьей 16 Закона предусмотрены гарантии участникам свободной экономической зоны в виде не применения к ним изменений в федеральные законы, приводящие к изменению налоговых ставок, либо увеличению совокупной налоговой нагрузки на участников СЭЗ по сравнению с режимом, действовавшим на день включения участника СЭЗ в единый реестр участников, представляется необходимым при подготовке законопроекта ко второму чтению обсудить вопрос соотнесения предлагаемых изменений в Налоговый кодекс со статьей 16 Закона.
Органами государственной власти субъектов Российской Федерации данный законопроект поддерживается.
Учитывая вышеизложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 385588-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.