Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2018 г. N 307-КГ17-23029
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия на решение Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017 по делу N А42-8769/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2017 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Причал" (г. Мурманск) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (г. Мурманск) о признании незаконным решения,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федерального агентства морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), установил:
решением Арбитражного суда Мурманской области от 10.03.2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2017, удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Причал" (далее - общество) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области (далее - ТУ Росимущества в Мурманской области, в настоящее время Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия, далее - МТУ Росимущества). Решение ТУ Росимущества в Мурманской области о возвращении заявления общества от 21.10.2016, изложенное в письме от 03.11.2016 N 6620, о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942 признано незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432. На ТУ Росимущества в Мурманской области возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность за плату обществу земельного участка, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Траловая, с кадастровым номером 51:20:0001054:942, общей площадью 8 441 кв.м, по цене, определяемой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, датой продажи не позднее 24.11.2016; осуществить подготовку проекта договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.10.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций изменены, третий абзац резолютивной части решения изложен в следующей редакции: "обязать ТУ Росимущества в Мурманской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения заявления общества от 21.10.2016 о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942, расположенного по адресу: г. Мурманск, Траловая ул.; совершить по результатам рассмотрения заявления одно из действий, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации". В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, МТУ Росимущества просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, принадлежащие обществу на праве собственности объекты недвижимости - судоремонтные причалы N 16, 17 по адресу: Мурманская обл., г. Мурманск, Траловая ул., д. 2, располагались на земельном участке общей площадью 81 110 кв. м с кадастровым номером 51:20:0001054:50, который использовался обществом по договору аренды с множественностью лиц на стороне арендатора от 05.06.2012 N 10965, заключенному с администрацией города Мурманска.
Земельный участок расположен в границах морского порта Мурманск.
Право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка зарегистрировано 21.07.2016.
В результате раздела указанного земельного участка на земельные участки с кадастровыми номерами 51:20:0001054:941, 51:20:0001054:942, 51:20:0001054:943, 51:20:0001054:944, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 23.08.2016, принадлежащие обществу судоремонтные причалы оказались расположенными на земельном участке с кадастровым номером 51:20:0001054:942 площадью 8441 кв. м.
Общество 21.10.2016 обратилось в ТУ Росимущества в Мурманской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 51:20:0001054:942 в собственность без проведения торгов.
Письмом ТУ Росимущества в Мурманской области от 03.11.2016 N 6620 заявление общества возвращено на основании пункта 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, со ссылкой на отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Также сообщено, что полномочиями по принятию решений об образовании земельного участка, обращению в территориальный орган Росреестра с заявлением о государственной регистрации на него права собственности Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 371 (далее - Положение), наделен Росморречфлот.
Общество, полагая, что обратилось с заявлением в уполномоченный орган, препятствия для предоставления земельного участка в собственность отсутствуют, обратилось в суд с настоящим заявлением о признании указанного решения ТУ Росимущества в Мурманской области незаконным.
Удовлетворяя заявление общества, суды руководствовались пунктом 2, подпунктом 7 пункта 5 статьи 27, статьей 39.2, подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20, статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 28 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) и исходили из того, что заявление о предоставлении в собственность земельного участка, находящегося в границах морского порта Мурманск, было подано обществом в надлежащий уполномоченный орган.
Рассматривая спор по существу, суды посчитали, что отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:942 при наличии на момент подачи обществом заявления зарегистрированного права собственности Российской Федерации на исходный земельный участок с кадастровым номером 51:20:0001054:50 и с учетом положений пункта 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации не могло служить препятствием для рассмотрения заявления общества о предоставлении ему земельного участка в собственность.
При указанных обстоятельствах суды признали оспариваемое решение ТУ Росимущества в Мурманской области, оформленное письмом от 03.11.2016 N 6620, незаконным.
Не опровергая выводы судов в указанной участи, суд округа, исходя из установленных судами обстоятельств возврата заявления по необоснованным причинам, пришел к выводу, что надлежащим способом устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества будет возложение на ТУ Росимущества в Мурманской области обязанности рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка и по результатам рассмотрения совершить одно из действий, указанных в пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем судебные акты в указанной части изменил, изложив соответствующий абзац резолютивной части решения в иной формулировке.
Обращаясь с кассационной жалобой, МТУ Росимущества выражает несогласие с указанными выводами судов, полагая, что они сделаны без учета того обстоятельства, что испрашиваемый обществом земельный участок в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 1535-р включен в границы морского порта.
МТУ Росимущества указывает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о морских портах управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере, является Росморречфлот.
В соответствии с подпунктом 5.3.11 Положения, Росморречфлот организует в установленном порядке работу по изъятию, в том числе путем выкупа, и предоставлению земельных участков, резервированию земель и образованию земельных участков для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей, включая заключение договоров с собственниками, правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, принятие решений о предварительном согласовании места размещения объектов, а также работу по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты.
Исходя из требований подпункта 5.4(1)5 Положения, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2013 N 388 "О внесении изменений в Положение о федеральном агентстве морского и речного транспорта", в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации Росморречфлот осуществляет предоставление земельных участков, которые находятся в федеральной собственности.
Таким образом МТУ Росимущества отмечает, что с момента вступления в силу указанного постановления Правительства Российской Федерации, Росимущество и его территориальные органы утратили полномочия по распоряжению и управлению земельными участками, расположенными в границах морского порта, в том числе по предоставлению их в собственность.
В связи с этим, поскольку спорный земельный участок включен в границы морского порта, полномочия собственника в отношении этого земельного участка, по мнению МТУ Росимущества, осуществляет Росморречфлот.
Принимая во внимание вышесказанное, доводы кассационной жалобы МТУ Росимущества о существенном нарушении судами норм материального права, заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 05 июня 2018 года, 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2018 г. N 307-КГ17-23029 по делу N А42-8769/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30373/19
15.10.2018 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 234-ПЭК18
22.12.2017 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8769/16
23.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9040/17
21.06.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9288/17
10.03.2017 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-8769/16