Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2018 г. N 309-КГ18-2786
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В.,
рассмотрев кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - инспекция) на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2017 по делу N А76-3786/2017 Арбитражного суда Челябинской области
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Галион" (далее - общество, управляющая компания) о признании недействительным предписания инспекции от 26.01.2017 N 17-106/55, установила:
решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.07.2017, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2017 решение суда первой инстанции и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда отменены; заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, инспекция просит об отмене судебного акта округа, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из представленных материалов, в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлены нарушения; составлен акт и выдано предписание, которым на общество возложены обязанность в срок до 15.02.2017 произвести перерасчет собственникам и нанимателям помещений за весь период необоснованных начислений платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно размеру платы, утвержденному общим собранием собственников, с июня по декабрь 2016 года, а также произвести перерасчет платы за весь период необоснованных начислений по статье "техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения" за период с января 2013 года по декабрь 2016 года.
Не согласившись с предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 39, 45, 46, 47, 48, 156, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), установив, что увеличение размера платы за содержание и ремонт общего имущества с июня по декабрь 2016 года произведено управляющей компанией без проведения общего собрания собственников помещений МКД, пришли к выводу об отсутствии у общества правовых оснований для начисления платы за содержание и ремонт имущества МКД в размере, отличном от тарифа, утвержденного решением общего собрания собственников помещений; исходя из того, что обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения входит в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, и является обязанностью управляющей компании; оплата таких услуг управляющей компании осуществляется за счет платы за содержание и ремонт общего имущества в МКД, входящей в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения, пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Суд округа отменил названные судебные акты как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Судами не принято во внимание, что управляющей компанией за период с июня по декабрь 2016 года применены ставки в соответствии с 5.3.1 договора управления МКД от 10.12.2012 N Ч42Б-029 и решением Челябинской городской Думы от 29.03.2016 N 19/13 "О плате за жилое помещение в городе Челябинске", действующие на тот момент, что не может быть признано односторонним изменением управляющей компанией условий договора.
Судами не учтено, что наличие утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - постановление N 290), не лишает стороны договора управления МКД права предусмотреть иной перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, определить работы (услуги), выполняемые за отдельную плату, условия их оказания и выполнения, а также установить размер платы за такие работы (услуги).
Кроме того, суд кассационной инстанции отметил, что управляющая компания ссылалась на то, что оспариваемое предписание содержит требование о перерасчете за весь период необоснованного начисления платы за техническое обслуживание систем дымоудаления и пожаротушения с января 2013 по декабрь 2016 года. Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса и пункту 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу, в связи с чем оспариваемое предписание является незаконным в части требования, касающегося периода за пределами срока исковой давности.
При таких обстоятельствах суд округа пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания действующему законодательству и нарушению прав и законных интересов управляющей компании.
Иное толкование заявителем норм материального права не свидетельствует о неправильном применении их судом округа или допущенной судебной ошибке и не является основанием для пересмотра судебного акта в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
отказать Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 апреля 2018 г. N 309-КГ18-2786 по делу N А76-3786/2017
Текст определения официально опубликован не был