Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 апреля 2018 г. N 03-07-11/25596
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью занимается оптовой закупкой лома цветных металлов.
Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ в статьи 149 и 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внесены поправки в отношении налогообложения реализации лома и отходов цветных и черных металлов. Указанные поправки вступили в силу с 1 января 2018 года. НК РФ установил, что при реализации на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов (эти операции больше не освобождаются от НДС), сумма НДС исчисляется налоговыми агентами - покупателями этих товаров. Налоговая база определяется налоговыми агентами, исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105 НК РФ. Налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога.
У нас имеются долгосрочные договоры купли-продажи лома цветного металла с оптовыми поставщиками лома. Мы, как покупатель, в целях повышения успешности сотрудничества и дальнейшего стимулирования роста объемов поставок лома нашей компании, планируем заключить дополнительные соглашения к договорам купли-продажи, согласно которым планируется за поставки определенного объема лома за определенный период выплачивать премию поставщикам.
В соответствии с условиями дополнительного соглашения указанная премия ие увеличивает стоимость поставленного товара (лома), не изменяет цену и общую стоимость товара (лома), ранее поставленного по договору, а также будущих поставок товара (лома).
Премия рассчитывается поставщиком по окончании определенного в соглашении периода. Поставщик предоставляет покупателю акт, уведомление о расчете премии и счет на оплату не позднее 10 (десяти) дней после последней отгрузки. Премия выплачивается покупателем, при условии отсутствия возражений, не позже 15 (пятнадцати) дней после согласованного уведомления о расчете премии путем перечисления денежных средств в согласованном размере на расчетный счет поставщика.
В связи с изложенным у нас возникают следующие вопросы:
Облагается ли данная премия НДС?
Приравнивается ли такая выплата к оплатам, связанным с реализацией, и увеличивают ли они налоговую базу по НДС?
Как учитывается для целей налогообложения прибыли премия, выплачиваемая покупателем поставщику?
Если премия облагается НДС, то у кого (покупателя или поставщика) возникает объект налогообложения, в каком порядке производится исчисление налога?
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций в отношении премий, выплачиваемых покупателем продавцу за поставку определенного объема лома цветных металлов за определенный период времени, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании подпункта "б" пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2018 года налог на добавленную стоимость по операциям реализации лома цветных металлов исчисляет покупатель (получатель) данных товаров.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Таким образом, денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются.
В то же время следует отметить, что квалификация премий в качестве денежных средств, связанных или не связанных с оплатой реализованных продавцом товаров (работ, услуг), должна производиться в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров в зависимости от конкретной хозяйственной ситуации, что не относится к компетенции Минфина России.
Что касается налога на прибыль организаций, то согласно пункту 1 статьи 252 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.