Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Перечень коррупциогенных факторов
Среди основных коррупциогенных факторов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности можно выделить следующие:
- отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий, возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций (отсутствие четких оснований и критериев принятия решений);
- возможность реализации потенциальной коррупционной схемы без значительных усилий, в том числе:
- узкий круг служащих (работников), участие которых необходимо для реализации коррупционной схемы;
- многочисленные зафиксированные факты реализации коррупционной схемы;
- отсутствие или неэффективность механизмов внутреннего контроля, в том числе:
- наличие "слепых зон" - отсутствие контроля за отдельными административными процедурами (действиями) либо их этапами, важными для реализации потенциальной коррупционной схемы;
- отсутствие порядка совершения контрольно-надзорным органом (его должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
- отсутствия условий открытости и прозрачности административных процедур (действий);
- объективные трудности осуществления контроля, например, необходимость обработки в рамках контроля больших объемов быстро меняющейся информации;
- отсутствие обратной связи для рассмотрения жалоб на действия служащего (работника) и (или) высокая интенсивность контактов;
- возможность возникновения конфликта интересов у служащего:
- прямая или косвенная связь (конфликт интересов) с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого осуществляется контроль (надзор);
- осуществление контроля (надзора) за юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в котором работают родственники служащего, иные лица, связанные имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;
- прямое или косвенное участие в деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя);
- отсутствие надлежащего внешнего аудита за деятельностью служащего и контрольно-надзорного органа в целом;
- непрофессионализм служащих;
- неиспользование при надзоре принципа "четыре глаза", в соответствии с которым контроль (надзор) следует осуществлять двум лицам;
- отсутствие ротации служащих, замещающих должности, связанные с коррупционными рисками;
- обширный объем действий (процедур), требующих единоличного принятия решения должностным лицом;
- отсутствие или недостаточная ответственность должностных лиц за совершение правонарушения, в том числе коррупционного;
- отсутствие закрепленной процедуры (правил) проведения собственного контрольно-надзорных мероприятий (принятия подконтрольным субъектом служащих, а именно, кто и как встречает, где и как питаются служащие и т.п.);
- возможность выборочного изменения предмета (объема) контроля (надзора). 1
Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации с
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.