Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 374843-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части саморегулирования деятельности юридических лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект дополняет Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) положениями об обязательном саморегулировании юридических лиц, осуществляющих деятельность по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий и, соответственно, исключает положения Кодекса об аккредитации юридических лиц на право проведения такой негосударственной экспертизы.
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Вместе с тем ряд положений проекта требуют доработки с учетом следующего.
Законопроект дополняет часть 3.3 статьи 49 Кодекса положением о праве застройщика или технического заказчика по собственной инициативе направить проектную документацию объекта капитального строительства, которая не подлежит обязательной государственной экспертизе в соответствии с частью 3.4 данной статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную экспертизу в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (подведомственное ему государственное учреждение) или в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (подведомственные этим органам государственные учреждения). Данная норма нуждается в дополнительном обсуждении с учетом установленного статями 6 и 6.1 Кодекса четкого разграничения полномочий по организации и проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в то время как изменения в указанные статьи 6 и 6.1 проектом не предусматриваются, а также с учетом наличия уже установленного в части 1 статьи 49 права выбора застройщиком или техническим заказчиком проведения государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в отношении которых проведение государственной экспертизы не является обязательным.
В законопроекте предусматривается право физического лица обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о приостановлении действия выданного ему квалификационного аттестата на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий, а к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесено установление порядка приостановления действия такого квалификационного аттестата. Необходимо уточнить правовые последствия такого приостановления действия квалификационного аттестата, в том числе изменяется ли в связи с таким приостановлением дата окончания срока действия квалификационного аттестата. Вместе с тем дополнение Кодекса указанными положениями требует соответствующего дополнения пункта 5.8 части 1 статьи 6 Кодекса.
Учитывая, что проектная документация должна соответствовать и требованиям технических регламентов, и результатам инженерных изысканий, в предлагаемом подпункте "г" пункта 6 части 7 статьи 49.1 Кодекса вместо союза "и (или)" следует использовать союз "и".
Поскольку в соответствии с положениями проекта формирование компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств должно осуществляться и саморегулируемой организацией в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (см., например, предлагаемую редакцию части 2 статьи 55.4 и статьи 60.1 Кодекса), соответствующее дополнение следует внести и в пункт 3 части 1 статьи 55.1 Кодекса.
Предлагаемые проектом изменения частей 4 и 5 статьи 55.5 Кодекса требуют взаимного согласования по вопросу о том, должна ли саморегулируемая организация в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждать квалификационные стандарты саморегулируемой организации.
Поскольку в государственный реестр саморегулируемых организаций вносятся и сведения об утверждении и изменении квалификационных стандартов саморегулируемой организации, указанных в части 4 статьи 55.5 Кодекса (см. предлагаемую редакцию части 5 статьи 55.18 Кодекса), в предлагаемой редакции части 12 статьи 55.5 следует дать ссылку и на часть 4 данной статьи.
В законопроекте предлагается часть 14 статьи 55.6 Кодекса дополнить положением о том, что "юридическое лицо, осуществляющее проведение негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий, может быть членом только одного вида саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий", в связи с чем неясно, что понимается под "видом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий". Обращаем внимание, что в предлагаемой редакции статьи 55.3 Кодекса ("Виды саморегулируемых организаций") деление на виды самих саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, не предусмотрено.
Поскольку законопроект запрещает совмещать деятельность по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий с деятельностью в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (см. предлагаемую часть 1.1 статьи 55.8 Кодекса), в соответствующей корректировке нуждается положение части 4.5 статьи 49 Кодекса, содержание которого допускает возможность такого совмещения.
В предлагаемой редакции пункта 5 части 8 статьи 55.20 Кодекса указание лиц, имеющих квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, после специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (и, таким образом, отнесение их к числу лиц, включаемых в национальные реестры специалистов) является некорректным, поскольку включение лиц, имеющих указанные квалификационные аттестаты, в национальные реестры специалистов иными положениями Кодекса не предусмотрено (см., например, статью 55.5-1 Кодекса).
Предлагаемое дополнение пункта 1 части 5 статьи 60 Кодекса дублирует положения пунктов 3 и 4 данной части, а предлагаемое дополнение первого абзаца части 11 данной статьи - положения пунктов 2 и 3 указанной части 11.
Учитывая предлагаемые положения части 11.2 статьи 55.16 и части 3 статьи 60.1 Кодекса, ссылку на часть 11.2 статьи 55.16 следует дать и в пункте 1 части 1 статьи 60.1.
В предлагаемой редакции части 10 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" закрепляется обязанность саморегулируемой организации в случае отзыва до 1 ноября 2016 года лицензии у кредитной организации, на специальном банковском счете в которой были размещены средства компенсационных фондов саморегулируемой организации, принять решение об увеличении размеров компенсационных фондов до размера не ниже минимального размера и обязанность членов саморегулируемой организации внести взносы в такие фонды, в связи с чем не ясно, могут ли быть исключены из компенсационных фондов и не учитываться при определении их размера средства, ранее размещенные на специальном банковском счете в кредитной организации, у которой отозвана лицензия. Кроме того, требует дополнительного обсуждения возложение на саморегулируемые организации такой обязанности только в случае отзыва лицензий у кредитных организаций до 1 ноября 2016 года.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.