Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 356268-7 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается предоставлять право пользования участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, на основании решения Правительства Российской Федерации, принятого по результатам соответствующего аукциона (в настоящее время такие участки недр предоставляются без проведения торгов). Правительство Российской Федерации наделяется рядом полномочий, обеспечивающих реализацию предлагаемого порядка предоставления участков недр в пользование. Также проектом определяются лица, которые могут быть пользователями недр на указанных участках недр.
Учитывая, что Федеральный закон "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере пользования недрами в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный закон) под участками недр, расположенными в Черном и Азовском морях, понимает соответствующие участки недр, в пределах которых Российская Федерация осуществляет суверенитет, суверенные права или юрисдикцию, правовой режим таких участков недр по существу соответствует правовому режиму участков недр федерального значения внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации (см. статью 1 Федерального закона и статью 2.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах). Целью проекта, как следует из пояснительной записки, является установление в законодательстве Российской Федерации о недрах единообразия оснований возникновения права пользования участками недр. В связи с этим следует учесть предусмотренные Законом о недрах различия в порядке предоставления соответствующих участков недр федерального значения в пользование, в том числе в зависимости от вида пользования недрами (пункт 1 статьи 101 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 2 проекта пользователями недр на участках недр, расположенных в Черном и Азовском морях, могут быть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Из проектируемой нормы не ясно, о законодательстве в какой сфере идет речь. Например, Закон о недрах применительно к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации устанавливает общие более строгие требования к пользователям недр (см. статью 9 Закона о недрах).
Кроме того, полагаем необходимым установить критерии, в соответствии с которыми Правительством Российской Федерации будут вводиться ограничения допуска к участию в соответствующих аукционах, а также определить цели таких ограничений. В настоящее время возможность установления таких ограничений предусматривается в отношении соответствующих участков недр федерального значения только в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства и только в отношении юридических лиц с участием иностранных инвесторов (статьи 9, 13.1 Закона о недрах).
Замечания юридико-технического характера прилагаются на 1 листе.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.