Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 49-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" о признании недействующими абзацев 4, 5 пункта 3.2, пункта 3.3 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена", по апелляционной жалобе Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" Галеевой И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Башкирская региональная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (далее - БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов") обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан о признании недействующими абзацев 4, 5 пункта 3.2, пункта 3.3 Правил определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена".
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда БРО ООО "Всероссийское общество инвалидов" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Башкортостан представлены возражения.
В судебное заседание представители Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, прокуратуры Республики Башкортостан, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В силу разграничения компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, установленного пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации уполномочен устанавливать порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, орган местного самоуправления уполномочен устанавливать соответствующий порядок в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 "Об определении размера арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена" утверждены Правила определения размера и внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земли, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Правила).
Раздел 3 указанных Правил устанавливает льготный порядок определения размеров арендной платы за землю.
В соответствии с абзацами 1-3 пункта 3.2 Правил уполномоченными органами по установлению понижающего коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки, не признанные объектом налогообложения и предоставленные физическим или юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога, уменьшение налоговой базы при уплате земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, являются:
- Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - в случае поступления доходов от арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Республики Башкортостан, в доход бюджета Республики Башкортостан;
- органы местного самоуправления - в случае распределения доходов от арендной платы за земельные участки в доход бюджетов муниципальных образований.
Абзацами 4, 5 пункта 3.2 Правил предусмотрено, что уполномоченный орган устанавливает понижающий коэффициент в размере 0,01 по договору аренды земельного участка, предоставленного физическому или юридическому лицу, имеющему право на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством о налогах и сборах, за исключением случаев, когда право на заключение договора аренды земельного участка приобретено на торгах (конкурсах, аукционах).
Согласно пункта 3.3 Правил понижающий коэффициент устанавливается на соответствующий финансовый период, который может продлеваться решениями уполномоченных органов в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящих Правил.
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 декабря 2009 г. N 480 принято уполномоченным органом, с учетом разграничения компетенции, предусмотренного земельным законодательством и Законом Республики Башкортостан от 5 января 2004 г. N 59-з, а также опубликовано в газете "Республика Башкортостан" 30 декабря 2009 г. N 249, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" от 8 февраля 2010 г. N 3 (321).
Как следует из материалов дела Башкирская региональная организация общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" 22 мая 2013 г. заключила договор аренды земельного участка с Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (арендодателем) под административное здание.
Полномочия арендодателя по договорам аренды земельных участков в соответствии с законом Республики Башкортостан от 29 апреля 2014 г. N 90-з переданы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, которая отказала Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" в установлении льготы в виде понижающего коэффициента по вышеуказанного договору при наличии у общественной организации права на освобождение от уплаты земельного налога в соответствии со статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что оспариваемым нормативным актом нарушаются его права на установление льготы в виде понижающего коэффициента по договору аренды, поскольку он противоречит абзацу 6 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции сделал вывод, что оспариваемые в части нормы республиканского законодательства не создают дискриминационных условий для истца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление. N 582).
Одним из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, является принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.
Из содержания абзацев 4, 5 пункта 3.2, пункта 3.3 Правил определения размера и внесения арендной платы, следует, что указанными нормами предусмотрен льготный порядок определения размеров арендной платы путем введения понижающего коэффициента для определения размера арендной платы за земельные участки, не признанные объектом налогообложения и предоставленные физическим или юридическим лицам, имеющим право на освобождение от уплаты земельного налога или уменьшение налоговой базы в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
При этом уполномоченный орган указанными Правилами устанавливает такой понижающий коэффициент, что подтверждает реализацию принципа учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Приводимые в апелляционной жалобе доводы по своей сути сводятся к реализации нормативного акта, что выходит за пределы рассмотрения заявленного требования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 5 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Башкирской региональной организации общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 49-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был