Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.В. Ушакова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Ушаков оспаривает конституционность положений статьи 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", предусматривающих перечень участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и основания для их включения в соответствующий реестр, в том числе устанавливающих, что к участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих относятся:
прапорщики и мичманы, которые заключили первые контракты о прохождении военной службы начиная с 1 января 2005 года и общая продолжительность военной службы по контракту которых составит три года, при этом достижение указанной продолжительности военной службы является основанием для включения их в реестр участников (пункт 3 части 1 и пункт 3 части 2);
сержанты и старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы не ранее 1 января 2005 года при условии, что они изъявят желание стать такими участниками; при этом соответствующее обращение указанных военнослужащих в письменной форме является основанием для включения их в реестр участников (пункт 4 части 1 и пункт 4 части 2).
Как следует из представленных материалов, С.В. Ушаков заключил в 2010 году первый контракт о прохождении военной службы в воинском звании "старшина", в 2016 году в связи с переводом на высшую должность ему было присвоено воинское звание "прапорщик" и он включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Впоследствии, желая быть обеспеченным жильем в рамках иных видов жилищных гарантий, которые предоставляются военнослужащим при увольнении с военной службы, С.В. Ушаков обратился с рапортом об исключении его из указанного реестра, но в данной просьбе было отказано. Этот отказ суд апелляционной инстанции, отменивший решение суда первой инстанции, признал правомерным.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 2, 15, 18 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку вводят необоснованные различия в жилищных правах для военнослужащих в зависимости от воинских званий, а также позволяют включать граждан в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих без их согласия, лишая тем самым возможности воспользоваться другими видами жилищных гарантий, в частности получить при увольнении с военной службы жилищную субсидию.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (статья 40, часть 1). Обязывая органы государственной власти создавать каждому условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
В порядке реализации указанных конституционных положений федеральный законодатель принял Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", который ввел новую форму жилищного обеспечения военнослужащих, в рамках которой их право на жилье реализуется за счет средств федерального бюджета посредством формирования накоплений на именных накопительных счетах и предоставления целевого жилищного займа (статья 4).
Конституционный Суд Российской Федерации, давая оценку пунктам 3 и 4 части 1 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", указал, что федеральный законодатель вправе устанавливать различные правила удовлетворения жилищных потребностей для военнослужащих, в том числе вводить новые формы реализации права военнослужащих на предоставление жилого помещения, которые будут распространяться только на лиц, поступающих на военную службу впервые после вступления в действие норм законодательства, устанавливающих такие формы (Определение от 7 декабря 2017 года N 2794-О). Также законодатель вправе устанавливать различные условия предоставления мер социальной поддержки для военнослужащих в зависимости от объективных критериев, непосредственно связанных с характером и особенностями их служебной деятельности, в том числе в зависимости от их воинского звания.
С учетом изложенного и принимая во внимание, что назначение на высшую воинскую должность в 2016 году с присвоением воинского звания "прапорщик" было осуществлено с согласия самого заявителя, положения статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" какие-либо его конституционные права не нарушают.
Кроме того, из представленных материалов не следует, что до присвоения воинского звания "прапорщик" заявитель состоял на жилищном учете в целях получения жилищных гарантий, предоставляемых при увольнении с военной службы согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (одним из условий для получения данных гарантий является общая продолжительность военной службы, которая не должна быть менее 10 лет, в то время как заявитель данному критерию в 2016 году не соответствовал).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ушакова Сергея Владимировича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 27 марта 2018 г. N 691-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ушакова Сергея Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)