Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 55-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ильина А.В., Каменской Е.И., Коковой Т.И., Коковой Е.И., Кокова А.И. о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. N 659 "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного биологического заказника регионального значения "Кискачинский" (в редакции постановления от 17 марта 2016 г. N 102), по апелляционной жалобе Каменской Е.И. на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения административного истца Ильина А.В. и его представителя и представителя Коковой Е.И. - Солушкиной И.Н., возражения представителя Правительства Хакасии Молчанова В.А. и Кунучакова В.Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Ильин А.В., Каменская Е.И., Кокова Т.И., Кокова Е.И., Коков А.И. обратились в Верховный Суд Республики Хакасия о признании недействующим постановления Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. N 659 "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного биологического заказника регионального значения "Кискачинский" (в редакции постановления от 17 марта 2016 г. N 102).
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 02 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административный истец Каменская Е.И. обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Хакасия и Правительством Республики Хакасия представлены возражения.
В судебное заседание представители Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Дирекция по особо охраняемым природным территориям Республики Хакасия", прокуратуры Республики Хакасия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 октября 2009 г. N 444, утверждена схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Республике Хакасия на период до 2015 года, где в перечне планируемых к организации особо охраняемых природных территорий указан зоологический заказник "Кискачинский" в соответствии с Законом Республики Хакасия N 12.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10 декабря 2010 г. N 659 "Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного зоологического заказника регионального значения "Кискачинский" на территории Усть-Абаканского района Республики Хакасия образован государственный зоологический заказник регионального значения "Кискачинский" общей площадью 79 340 г, а также утверждено Положение о государственном зоологическом заказнике регионального значения "Кискачинский" и его границы.
Указанное постановление опубликовано 23 декабря 2010 г. в официальном печатном издании "Вестник Хакасии".
Постановление Правительства Республики Хакасия N 659 действует в редакции постановления Правительства Республики Хакасия от 17 марта 2016 г. N 102 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия", которым внесены изменения в наименование по тексту "зоологический" заменено на "биологический".
Административные истцы зарегистрированы и проживают в аале Колтаров и являются арендаторами земельных участков расположенных в этом населенном пункте. Из заключения кадастрового инженера следует, что населенный пункт аал Колтаров по всей своей площади находится в границах заказника регионального значения "Кискачинский".
Оспаривая нормативный акт, истцы полагают, что при образовании заказника нарушена процедура его принятия и процедура проведения государственной экологической экспертизы.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд первой инстанции сделал вывод о том, что утверждение заключения экологической экспертизы, является подтверждением соответствия порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям действующего законодательства, а оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом и соответствует требованиям нормативных правовых актов имеющих большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27 декабря 2009 г.) государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Указанный закон вступил в силу 30 декабря 2013 г.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 20 октября 1992 г. N 12 "Об особо охраняемых природных территориях Республики Хакасия" (далее - Закон Республики Хакасия N 12, в редакции от 9 июля 2009 г. N 80-ЗХР) государственные природные заказники регионального значения на территории Республики Хакасия образуются Правительством Республики Хакасия по представлению государственного органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области охраны окружающей среды и природопользования, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 1.2, 1, 3 Положения о заказнике "Кискачинский" заказник имеет профиль зоологического и предназначен для сохранения и восстановления популяции диких копытных животных (косуля сибирская, лось, олень благородный (марал), кабан) и среды их обитания, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Хакасия.
Как следует из материалов дела населенный пункт аал Колтаров, находящийся в границах заказника регионального значения "Кискачинский" входит в муниципальное образование г. Сорск.
При образовании природного заказника регионального значения Правительством Республики Хакасия проведено согласование с органами местного самоуправления, с Администрацией муниципального образования г. Сорск, с Администрацией Усть-Абаканского района, Советом депутатов муниципального образования Усть-Бюрского сельсовета, а также с Государственным комитетом по охране окружающей среды и природопользованию Республики Хакасия, с Государственным комитетом по промышленности и экологии Республики Хакасия, с Государственным комитетом по лесу Республики Хакасия, с Управлением по недропользованию по Республики Хакасия, с Министерством культуры Республики Хакасия.
Администрацией муниципального образования г. Сорока согласованы границы планируемого государственного заказника, что подтверждается письмом от 17 февраля 2010 г. N 200-230.
Проект границ заказника "Кискачинский" согласован с Государственным комитетом Республики Хакасия по управлению государственным имуществом, что подтверждает соблюдение административным ответчиком установленной законом процедуры образования природного заказника.
Включение же в границы государственного заказника регионального значения "Кискачинский" земель населенного пункта аал Колтаров не противоречит земельному законодательству, установившему возможность выделения в пределах границ населенных пунктов зон особо охраняемых территорий, что также не нарушает прав истцов, поскольку в соответствии с пунктом 1.5 Положения о заказнике "Кискачинский" заказник образован без изъятия земельных участков у пользователей.
В силу подпункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводиться органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 указанного закона заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Из представленного в дело заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов, утвержденного приказом Государственного комитета по промышленности и экологии Республики Хакасия от 03 ноября 2010 г. N 303-Э, следует, что проект экологического обоснования организации особо охраняемой природной территории заказника регионального значения "Кискачинский" рекомендован к реализации. В результате порядок проведения государственной экологической экспертизы считается соблюденным.
На основании изложенного оспариваемый акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства регулирующего отношения в сфере организации особо охраняемой природной территории заказника регионального значения, не нарушает права и законные интересы землепользователей, земельных участков вошедших в границы заказника.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 2 ноября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Каменской Е.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N 55-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был