Совет глав правительств Содружества Независимых Государств решил:
1. Утвердить Единую методологию таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции (прилагается).
2. Признать утратившим силу Решение Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2005 года о Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции.
От Азербайджанской Республики
--------
От Республики Армения
Т. Саркисян
От Республики Беларусь
М. Мясникович
От Республики Казахстан
С. Ахметов
От Кыргызской Республики
Ж. Сатыбалдиев
От Республики Молдова
Ю. Лянкэ
От Российской Федерации
Д. Медведев
От Республики Таджикистан
А. Акилов
От Туркменистана
--------
От Республики Узбекистан
Заместитель
Премьер-министра
А. Икрамов
От Украины
Н. Азаров
УТВЕРЖДЕНА
Решением Совета глав правительств
Содружества Независимых Государств
о Единой методологии таможенной
статистики внешней торговли
государств - участников Содружества
Независимых Государств
в новой редакции
от 20 ноября 2013 года
ЕДИНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ
таможенной статистики внешней торговли государств - участников
Содружества Независимых Государств
I. Общие положения
1.1. В Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - Единая методология СНГ) изложены основные правила и процедуры учета данных внешней торговли для государств Содружества.
Все положения Единой методологии СНГ используются с учетом законодательства государств.
1.2. Первоначальный вариант Единой методологии СНГ был утвержден главами правительств государств - участников СНГ 9 декабря 1994 года.
1.3. Настоящий вариант Единой методологии СНГ подготовлен в связи с одобрением на 41-й сессии Статистической комиссии Организации Объединенных Наций (23-26 февраля 2010 года) пересмотренного варианта публикации "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения, 2010 год" (СМТТ2010 - IMTS2010), с учетом положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (18 мая 1973 года, Киото; в редакции от 26 июня 1999 года, Брюссель).
1.4. Разработка новой редакции Единой методологии СНГ обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования ведения статистики международной торговли товарами с учетом новых тенденций в области международной торговли.
1.5. Единая методология СНГ учитывает накопленный государствами - участниками СНГ многолетний опыт ведения таможенной статистики внешней торговли, результаты проведения сопоставительного анализа данных о взаимной торговле в рамках СНГ с другими странами мира.
1.6. Цель Единой методологии СНГ - определить концепцию формирования статистики внешней торговли товарами, наиболее полно отвечающую потребностям многочисленных пользователей, включая органы законодательной и исполнительной власти, национальные и международные организации, исследовательские учреждения и общественность в целом.
1.7. На основе положений Единой методологии СНГ в государствах - участниках Содружества формируется таможенная статистика внешней торговли, осуществляется выпуск печатных изданий, готовятся аналитические материалы, исполняются запросы пользователей, проводится сопоставительный анализ данных о взаимной торговле государств - участников СНГ с другими партнерами.
II. Задачи таможенной статистики внешней торговли
2.1. Таможенная статистика внешней торговли учитывает международную торговлю товарами и не затрагивает международную торговлю услугами.
2.2. Таможенная статистика внешней торговли предназначена для решения следующих задач:
содействие развитию внешнеэкономической деятельности, расширению внешнеторговых связей;
обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте государства;
анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товаропотоков государства в увязке с анализом макроэкономической ситуации в нем;
информационное обеспечение органов законодательной и исполнительной власти государства данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области внешнеторговой политики и государственного регулирования внешней торговли государства;
предоставление данных таможенной статистики внешней торговли для анализа результатов тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
предоставление внешнеторговых данных для осуществления валютного контроля в пределах компетенции таможенных органов и органов валютного контроля;
расчет различного рода индексных показателей (например, индексы цен, индексы физического объема и средних цен и т. п.) с использованием математической статистики;
подготовка исходных данных таможенной статистики внешней торговли для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса государства;
решение иных задач, обусловленных внешнеторговой политикой государства.
III. Основные термины
В настоящей Единой методологии СНГ основные термины имеют следующие значения:
3.1. Таможенная территория - сухопутная территория государства, территориальные и внутренние воды, воздушное пространство над ней, а также находящиеся за пределами территории государства искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государство обладает исключительной юрисдикцией в области таможенного дела.
Товары, находящиеся в свободной таможенной зоне, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных государством.
3.2. Статистическая территория - территория, в отношении которой осуществляется сбор статистических данных.
В статистическую территорию государства включаются:
а) воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф, расположенный в международных водах, а также устройства и аппаратура, установленные в открытом море и космическом пространстве, в отношении которых государство пользуется исключительными правами или которые находятся под его юрисдикцией или на которые оно претендует в отношении рыболовства, добычи топлива и минерального сырья с морского дна;
б) территориальные анклавы данного государства в странах остального мира (за рубежом) - четко очерченные участки земли, которые расположены на территории других государств и используются правительством, которое владеет ими или арендует их для дипломатических, военных или других целей - посольства, консульства, представительства, военные базы, научные станции и другие объекты - с официального политического согласия правительства того государства, на территории которого они фактически расположены. Статистическая территория данного государства не включает территориальные эксклавы, которые являются анклавами иностранных государств или международных организаций, физически расположенные внутри географических границ данного государства;
в) любые свободные таможенные, коммерческие, промышленные или аналогичные им зоны и свободные склады;
г) помещения и территории, которые используются таможенной службой на территории иностранного государства согласно международным договорам.
3.3. Экономическая территория - географическая территория, находящаяся под экономическим управлением правительства государства.
3.4. Таможенная граница - пределы таможенной территории государства.
3.5. Товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта, ценные бумаги и/или валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и тепловая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Транспортные средства, указанные в пункте 3.6, к товарам не относятся.
3.6. Транспортные средства - любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
3.7. Отечественные товары - товары, которые произведены, созданы или значительно изменены на экономической территории государства.
В целях обеспечения полноты статистического учета статус отечественных товаров может быть предоставлен товарам, произведенным на экономической территории других государств, но имеющим для таможенных целей статус для внутреннего потребления (для свободного обращения) на таможенной территории данного государства, т.е. товары, не вывезенные с таможенной территории государства, товары, выпущенные для внутреннего потребления (для свободного обращения) на таможенной территории данного государства, и товары, изготовленные в данном государстве из товаров, полностью произведенных или выпущенных для внутреннего потребления (для свободного обращения) на таможенной территории государства.
3.8. Иностранные товары - товары, не указанные в пункте 3.7.
3.9. Таможенная процедура (или таможенный режим) - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и/или распоряжения товарами на таможенной территории государства или за ее пределами.
3.10. В данной Единой методологии СНГ для целей формирования таможенной статистики внешней торговли используются следующие понятия:
импорт - ввоз товаров, который, поступая в страну, увеличивает запас ее материальных ресурсов;
экспорт - вывоз товаров, который, выбывая из страны, уменьшает запас ее материальных ресурсов.
IV. Источники формирования таможенной статистики внешней торговли
4.1. Исходными данными при формировании национальной таможенной статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в таможенных декларациях на товары и других документах, предоставляемых таможенным органам.
В качестве общего руководящего принципа учет товаров производится на момент, когда они ввозятся в пределы или вывозятся за пределы экономической территории государства.
4.2. В таможенной статистике внешней торговли учет импорта и экспорта при водных, железнодорожных, автомобильных, воздушных перевозках при декларировании товара ведется по дате выпуска товара, проставленной в таможенных декларациях на товары.
4.3. Учет товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом (нефть, нефтепродукты и др.), осуществляется в связи с особенностью их перемещения по дате последнего транспортного документа на конец отчетного периода, а для природного газа и электроэнергии - по дате последнего дня месяца, в котором осуществлялась поставка товара.
V. Сфера охвата данных таможенной статистики внешней торговли
5.1. В таможенной статистике внешней торговли государства учитываются все товары, которые добавляются к запасам материальных ресурсов страны или вычитаются из них в результате их ввоза в пределы или их вывоза за пределы ее экономической территории.
5.2. Транзитные товары, товары, временно допущенные в страну или временно вывозимые из нее (за исключением товаров, предназначенных для внутренней или внешней переработки и арендуемых на срок более одного года), не пополняют и не сокращают запасы материальных ресурсов страны и не подлежат включению в национальную таможенную статистику внешней торговли.
VI. Границы сферы статистического наблюдения
6.1. Под границами сферы статистического наблюдения понимается статистический порог, т.е. такое минимальное значение стоимости или других показателей, которые характеризуют товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства.
6.2. Статистическому наблюдению подлежат все декларируемые товары, оформленные в соответствии с законодательством государства с подачей таможенных деклараций на товары и/или других документов, предоставленных таможенным органам.
VII. Системы учета торговли
7.1. Система учета торговли характеризуется определением перечня товарных потоков, подлежащих включению в импорт и экспорт.
7.2. Существуют две общепринятые системы учета торговли, по которым ведется таможенная статистика внешней торговли: общая и специальная.
7.3. Система учета торговли называется общей, если статистическая территория государства совпадает с ее экономической территорией. Специальная система учета торговли применяется тогда, когда статистическая территория составляет лишь определенную часть экономической территории государства.
7.4. Если в таможенной статистике внешней торговли государства учет импорта и экспорта товаров ведется на основе общей системы учета внешней торговли, то учитываются все товары, ввозимые на экономическую территорию государства или вывозимые с этой территории.
7.5. При общей системе учета в таможенной статистике внешней торговли учитываются:
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) выпуска для внутреннего потребления (для свободного обращения);
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) реимпорта;
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) переработки на таможенной территории;
товары, ввезенные после завершения действия таможенной процедуры (или таможенного режима) переработки вне таможенной территории;
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения);
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) отказа в пользу государства;
товары, ввезенные с территории иностранных государств и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) таможенного склада;
товары, ввезенные с территории иностранных государств и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) свободного склада;
товары, ввезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) временного ввоза (срок один год и более);
товары, ввезенные с территории иностранных государств и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) свободной таможенной зоны (промышленной, коммерческой или аналогичной им);
товары, вывезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) экспорта;
товары, вывезенные после завершения действия таможенной процедуры (или таможенного режима) переработки;
товары, вывезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) переработки вне таможенной территории;
товары, вывезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) реэкспорта;
отечественные товары, помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) беспошлинной торговли;
товары, вывезенные и помещенные под таможенную процедуру (или таможенный режим) временного вывоза (срок один год и более);
товары, вывезенные после завершения действия таможенной процедуры (или таможенного режима) таможенного склада;
товары, вывезенные после завершения действия таможенной процедуры (или таможенного режима) свободного склада;
товары, вывезенные после завершения действия таможенной процедуры (или таможенного режима) свободной таможенной зоны (промышленной, коммерческой или аналогичной им).
7.6. Не учитываются в таможенной статистике внешней торговли при общей системе учета:
товары, перемещаемые транзитом через территорию государства;
товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года;
товары, помещаемые на таможенный склад, на свободный склад, в свободную зону (промышленную, коммерческую или аналогичную им) и предназначенные для вывоза за пределы таможенной территории государства;
иностранные товары, уничтожаемые на территории государства;
вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;
перемещаемые припасы;
товары, вывозимые с таможенной территории государства и предназначенные для обеспечения функционирования посольств, консульств, представительств при международных организациях и иных официальных представительств государства за рубежом;
товары, перемещаемые через таможенную границу в целях обеспечения функционирования посольств, консульств и иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций;
товары, перемещаемые через таможенную границу между воинскими частями государства, дислоцированными на таможенной территории государства и за пределами этой территории;
товары, вывозимые в государства - участники СНГ и предназначенные для обеспечения деятельности расположенных на территориях этих государств лечебных, спортивно-оздоровительных и иных учреждений социальной сферы, имущество которых находится в собственности данного государства или субъектов государства, а также для проведения на территориях указанных государств отечественными организациями научно-исследовательских работ в интересах государства на некоммерческой основе;
отечественные товары, перемещаемые между таможенными органами через территорию иностранного государства;
товары, перемещаемые в целях предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, подлежащие возврату.
7.7. При специальной системе учета торговли товары (иностранные и реимпортные), а также товары, ввозимые для переработки на таможенной территории, и товары, ввозимые в соответствии с таможенной процедурой (или таможенным режимом) переработки для внутреннего потребления (для свободного обращения), поступившие на таможенный склад, в свободную таможенную зону и на свободный склад, учитываются в импорте при их выпуске для свободного обращения или при изменении таможенной процедуры (или таможенного режима) на такую, что учитывается в таможенной статистике внешней торговли государства.
7.8. При специальной системе учета торговли товары (отечественные и реэкспортные, а также вывозимые с таможенной территории государства при завершении действия таможенной процедуры (или таможенного режима) переработки и вывозимые для переработки вне таможенной территории) учитываются в экспорте при их поступлении на таможенный склад, свободную таможенную зону и свободный склад.
7.9. Определенные категории товаров, перечисленные в разделах VIII и IX, имеют особенности перемещения товаров, которые необходимо учитывать при включении их в таможенную статистику внешней торговли государства или исключать из нее.
VIII. Товары, подлежащие включению в таможенную статистику внешней торговли
В таможенной статистике внешней торговли среди прочих необходимо учитывать следующие категории товаров:
8.1. Немонетарное золото, драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении.
8.2. Товары, реализуемые по счетам государства, которые включают товары гражданского и военного назначения.
8.3. Гуманитарная и техническая помощь.
8.4. Товары, поступающие в качестве дара.
8.5. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок один год и более.
8.6. Товары военного назначения.
8.7. Товары, перемещаемые в рамках консигнационных соглашений.
8.8. Ввозимые товары в качестве вклада в уставный фонд и вывозимые товары собственного производства предприятиями с иностранными инвестициями.
8.9. Товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения. Эта категория включает, например, упакованные информационные носители с компьютерным программным обеспечением общего или коммерческого использования, а также разработанного для специального использования, руководство для пользователей, а также аудио- и видеоматериалы, записанные для общего или коммерческого использования (кроме разработанных для нужд конкретного клиента либо оригинальных произведений любого типа, поддающиеся идентификации).
8.10. Возвращенные товары. Ранее экспортированные и возвращенные товары следует учитывать как импорт на дату их возвращения.
Аналогичным образом ранее импортированные и возвращаемые товары должны учитываться как экспорт на дату их возвращения.
8.11. Товары, которые пересекают таможенную границу в результате операций между взаимосвязанными предприятиями, в том числе между головными корпорациями и предприятиями их прямого инвестирования (филиалы/отделения).
8.12. Выловленная рыба, морепродукты, минералы с морского дна и спасенный груз, сгружаемые с иностранного судна в национальном порту или приобретаемые национальным судном в открытом море у иностранного судна.
8.13. Бункерное топливо, балласт, бортовые запасы и иные материалы учитываются:
при продаже их иностранным морским, речным судам и летательным аппаратам на экономической территории государства;
покупке их национальными морскими, речными судами или летательными аппаратами с иностранных морских, речных судов или летательных аппаратов на экономической территории государства или сгруженные с иностранных морских, речных судов или летательных аппаратов в национальном порту.
8.14. Товары, отправляемые по почте или через курьерскую службу.
Товары подлежат учету, если их объем или стоимость превышает уровень, установленный национальным законодательством.
8.15. Товары, перемещаемые через таможенную границу и приобретенные всеми категориями приезжих лиц, включая рабочих-нерезидентов, которые в количественном или стоимостном выражении превышают нормы, установленные национальным законодательством.
8.16. Товары для переработки, а также товары, полученные в результате переработки (готовая продукция).
8.17. Товары, перемещаемые в целях предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе товары, предназначенные для бесплатной раздачи лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и товары, необходимые для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ и жизнедеятельности аварийно-спасательных формирований, не подлежащие возврату.
IX. Товары, не подлежащие учету в таможенной статистике внешней торговли
9.1. Товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения.
9.2. Товары, перевозимые через территорию государства, в том числе транзит, перевалка и трансшипинг.
9.3. Товары, временно ввозимые (вывозимые) на срок менее одного года.
9.4. Монетарное золото, отечественная и иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги, выпущенные в обращение.
9.5. Нефинансовые активы, право собственности на которые передано от резидента к нерезиденту без пересечения границы.
9.6. Товары, не являющиеся предметом коммерческих операций:
перемещаемые через границу физическими лицами для собственного пользования, в количественном или стоимостном выражении не превышающие норм, установленных национальным законодательством;
периодические издания (газеты, журналы), рассылаемые по прямой подписке для физических лиц;
товары, приобретаемые дипломатическими или другими представительствами иностранных государств, а также представительствами международных организаций для собственных нужд на территории государства пребывания;
носители информации с записанным на них программным обеспечением, разработанным для нужд конкретного клиента, либо оригинальные произведения любого типа, поддающиеся идентификации.
9.7. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки.
9.8. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для нормальной эксплуатации транспортных средств, осуществляющих международные перевозки (кроме случаев, указанных в пункте 13 раздела VIII).
9.9. Товары (припасы), предназначенные для потребления пассажирами и членами экипажа, а также для реализации пассажирам и членам экипажа морских и воздушных судов.
9.10. Продукция морского промысла, выловленная и ввозимая отечественными или арендованными (зафрахтованными) отечественными лицами судами.
9.11. Топливо и смазочные материалы, вывозимые для бункеровки отечественных транспортных средств или арендованных (зафрахтованных) отечественными лицами судов, находящихся за пределами таможенной территории государства.
9.12. Транспортные средства, перемещаемые через границу государства в целях технического обслуживания.
9.13. Товары, перемещаемые через границу государства в целях ремонта.
9.14. Выставочные экспонаты.
9.15. Товары, перемещаемые для проведения зрелищных и спортивных мероприятий.
9.16. Товары, поставляемые в счет залога.
9.17. Образцы товаров.
9.18. Перемещаемая через границу "транспортировочная" тара.
9.19. Информация, доставляемая через Интернет.
9.20. Товары, ранее ввезенные/вывезенные и помещенные под иную таможенную процедуру (или таможенный режим) на таможенной территории государства, которые были учтены в импорте/экспорте государства, при изменении процедуры повторно не учитываются в таможенной статистике внешней торговли государства (без изменения направления перемещения товара).
X. Показатели таможенной статистики внешней торговли
Для формирования таможенной статистики внешней торговли государства используются следующие показатели:
отчетный период;
направление товаропотока (импорт и экспорт);
код товара;
страна происхождения;
торгующая страна;
страна назначения;
страна отправления;
вес нетто;
код и наименование дополнительных единиц измерения;
количество товара в дополнительных единицах измерения;
статистическая стоимость товара.
При необходимости для формирования таможенной статистики внешней торговли могут использоваться прочие показатели.
XI. Классификация товаров
Для ведения таможенной статистики внешней торговли применяется классификатор товаров - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД), который основан на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации (далее - ГС).
Структура классификационных группировок ТН ВЭД, названия их структурных элементов и источники формирования позиций приведены ниже.
Название структурного элемента |
Подсубпозиция |
||||||||
Субпозиция |
|
|
|
||||||
Товарная позиция |
|
|
|
|
|
||||
Группа |
|
|
|
|
|
|
|
||
Разряд кода |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 и более |
Источник формирования позиции |
ГС |
|
|
|
|||||
Комбинированная номенклатура Европейского союза (в большинстве случаев) | |||||||||
Национальная детализация |
XII. Статистическая стоимость товаров
Статистическая стоимость определяется в долларах США по курсу, устанавливаемому национальным (центральным) банком на день регистрации или принятия таможенной декларации на товары, который определяется национальным законодательством и приводится к единому базису цен.
В целях обеспечения сопоставимости данных таможенной статистики внешней торговли статистическая стоимость товаров определяется:
для экспортируемых товаров - по типу FOB;
импортируемых товаров - по типу CIF.
Стоимость в ценах FOB ("свободно на борту") включает стоимость товаров и услуг по доставке товаров на границу государства-экспортера. Стоимость в ценах CIF ("стоимость, страхование, фрахт") включает стоимость товаров, услуг по доставке товаров на границу государства-экспортера и услуг по доставке товаров от границы государства-экспортера до границы государства-импортера.
Виды условий поставки товаров, которые применяются в международной торговле, определяются в соответствии с Международными правилами толкования торговых терминов "ИНКОТЕРМС".
Статистическая стоимость экспортируемых товаров, вывозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах FOB в пункте вывоза.
Если товары отправляются из государства другими видами транспорта и цены FOB не применимы, в пункте вывоза применяются цены FCA ("франко-перевозчик").
Статистическая стоимость экспортируемых товаров в условиях, когда не применимы ни FOB, ни FCA (например, экспорт товаров железнодорожным или трубопроводным транспортом), рассчитывается в ценах DAP/DAF ("доставлено на границу") государства-экспортера.
Статистическая стоимость импортируемых товаров, ввозимых морским (или другим водным) транспортом, рассчитывается в ценах CIF (порт ввоза).
Статистическая стоимость импортируемых товаров, в случаях их ввоза другими видами транспорта и в случае, когда условия CIF не применимы, определяется в ценах CIP ("перевозка и страхование оплачены") в пункте ввоза.
Статистическая стоимость отдельных товаров определяется в соответствии со следующими рекомендациями:
а) немонетарное золото, драгоценные металлы, драгоценные камни, коллекционные монеты из драгоценных металлов, которые не выступают в качестве платежного средства, учитываются в экспорте и импорте по их коммерческой стоимости;
б) ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, оцениваются по стоимости бумаги, металла и затрат на их печатание и штамповку, а не по их номинальной стоимости;
в) товары, используемые в качестве носителей информации и средств программного обеспечения, таких как информационные носители или лазерные диски CD-ROM с записанными на них компьютерными программами и/или данными, разработанными для общего или коммерческого использования (но не разработанными по индивидуальному заказу), оцениваются на основе суммы стоимости носителей информации (информационные носители, компакт-диски и т.п.) и стоимости самой информации;
г) товары, ввозимые (вывозимые) на переработку, а также продукты переработки оцениваются по их полной стоимости, а не по стоимости, добавленной в процессе переработки;
д) товары, которые перемещаются согласно договорам финансового лизинга, оцениваются с использованием стоимостного эквивалента цены товаров, как если бы они были предложены для продажи. Любая стоимость, отражающая услуги по договору лизинга (например, обучение, обслуживание, финансовые выплаты и т.д.), должна быть исключена;
е) возвращенные товары должны быть оценены по первоначальной стоимости.
XIII. Количественный учет товаров
В таможенной статистике внешней торговли государства применяются утвержденные Всемирной таможенной организацией стандартные единицы количественного учета, указанные в ТН ВЭД.
Показатели массы учитываются на основе массы нетто, в килограммах. Масса нетто декларируемых товаров:
а) для товаров, перемещаемых в упакованном виде: масса декларируемых товаров с учетом только первичной упаковки, если
в такой упаковке, исходя из потребительских свойств, товары представляются для розничной продажи и первичная упаковка не может быть отделена от товара до его потребления без нарушения потребительских свойств товаров;
масса декларируемых товаров без учета какой-либо упаковки в остальных случаях;
б) для товаров, перемещаемых без упаковки (насыпью, наливом, навалом) или трубопроводным транспортом, - общая масса товаров.
Под термином "упаковка" понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров.
В необходимых случаях для сбора и обработки статистических данных ведется параллельный учет товаров по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения (штуки, литры, кубические метры и др.). Эти единицы измерения указаны в соответствующей графе ТН ВЭД "Дополнительные единицы измерения".
XIV. Страны-партнеры
В таможенной статистике внешней торговли государства странами-партнерами считаются:
при экспорте - страна последнего известного назначения товара;
импорте - страна происхождения товара.
Страной-партнером при экспорте товаров считается торгующая страна, если на момент вывоза товара страна последнего назначения неизвестна.
Страной-партнером при импорте считается страна отправления, если:
в момент поставки страна происхождения товара неизвестна;
осуществляется реимпорт товаров;
ввозятся товары, включенные в группу 97 ТН ВЭД (произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат).
Страна последнего известного назначения товара - последняя страна, в которую (насколько это известно на момент вывоза) должны быть доставлены товары независимо от того, куда они были отправлены первоначально и были они или нет по пути в эту последнюю страну предметом любых коммерческих сделок или других операций, которые меняют их юридический статус.
Страна отправления товара при импорте - страна, из которой товары были отправлены в страну-импортер без совершения в любой промежуточной стране каких-либо коммерческих сделок или других операций, которые меняют юридический статус этих товаров.
Торгующая страна при экспорте - страна, резидентом которой является покупатель товаров (контрагент продавца).
Страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с критериями или порядком, определенным национальным законодательством или Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года.
XV. Распространение данных таможенной статистики
15.1. Для повышения доверия к публикуемым данным таможенной статистики внешней торговли государства и их правильной интерпретации:
в статистические публикации включается информация об источниках и методах сбора данных;
пользователи ежемесячно информируются о состоянии внешней торговли в виде специальных бюллетеней, передачи данных по электронной почте или путем размещения их на официальных сайтах (порталах);
заранее объявляется о сроках публикации данных;
данные регулярно обновляются (при получении дополнительной информации) с учетом потребности пользователей в достоверных статистических данных.
15.2. Данные таможенной статистики внешней торговли, характеризующие состояние внешней торговли государства, публикуются в квартальных, годовых сборниках и/или размещаются на официальных сайтах (порталах) и включают:
экспорт и импорт в целом и в разрезе по государствам и группам государств;
данные по экспорту и импорту государства в натуральном и стоимостном выражении по товарам в кодах ТН ВЭД;
данные по экспорту и импорту государства в разрезах "товар - государство" и "государство - товар".
XVI. Конфиденциальность информации
16.1. Информация, предоставленная таможенным органам государства государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, может использоваться исключительно в таможенных целях.
16.2. Конфиденциальной считается информация, содержащаяся в таможенных декларациях на товары, о конкретных сделках в привязке к участникам внешнеэкономических связей.
К конфиденциальной информации в соответствии с порядком, установленным законодательством государства, могут быть отнесены другие данные и показатели, возникающие в процессе формирования таможенной статистики внешней торговли.
16.3. Во избежание появления искажений статистических данных о внешней торговле государства, вызванных применением режима конфиденциальности, а также в целях сохранения полноты охвата публикуемых данных в таможенной статистике внешней торговли используются специальные технические приемы, позволяющие не выделять конфиденциальную информацию в общем массиве публикуемых данных. Например, данные о торговле со странами-партнерами по конкретному товару в режиме конфиденциальности (например, шестизначный код ТН ВЭД) включаются в данные о торговле по странам-партнерам на более агрегированном уровне классификации, который обеспечивает конфиденциальность.
16.4. Предоставление сведений об экспортно-импортных операциях конкретных участников внешнеэкономических связей запрещено, за исключением случаев, предусмотренных законодательством государства.
XVII. Обеспечение сопоставимости данных
Наличие расхождений в данных таможенной статистики внешней торговли стран-партнеров может быть вызвано следующими особенностями:
различие в определении охвата данных, в частности, несовпадение списков включаемых в таможенную статистику внешней торговли и исключаемых из нее товаров;
разные подходы при классификации товаров;
различие в статистической стоимости одних и тех же товаров (вызванное, например, применением различных курсов валют);
различие в перечне данных, к которым применяется режим конфиденциальности;
различие в определении порога статистического наблюдения;
различие в применении систем учета торговли;
применение неодинаковых критериев при определении страны-партнера;
включение данных, относящихся к одной и той же сделке, в различные периоды времени;
наличие товаров, утерянных или уничтоженных после вывоза с экономической территории экспортирующего государства, но до ввоза на территорию импортирующего государства;
внесение в таможенные декларации на товары недостоверных или ошибочных данных о стране происхождения товара, его стоимости, количественных показателях, кода товарной номенклатуры.
В целях повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли государства и обеспечения их международной сопоставимости проводятся обмен данными со странами-контрагентами, а также дву- и многосторонние исследования расхождений и согласования данных внешней торговли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета Глав Правительств СНГ от 20 ноября 2013 г. "О Единой методологии таможенной статистики внешней торговли государств - участников Содружества Независимых Государств в новой редакции"
Текст решения официально опубликован не был