Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018 г. N 03-05-06-01/16027
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено обращение, и по вопросу о налоге на имущество физических лиц в отношении хозяйственных строений сообщается следующее.
Введение новых налогов на расположенные на садовых и дачных земельных участках хозяйственные строения не планируется.
Налогообложение таких объектов в настоящее время осуществляется в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), действующей с 2015 года.
Согласно статье 400 Налогового кодекса налогоплательщиками по налогу на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, являющееся объектом налогообложения.
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц на основании статьи 401 Налогового кодекса признаются жилой дом, квартира, комната, гараж (машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иное здание, строение (в том числе хозяйственные строения), сооружение, помещение.
По общему правилу, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в отношении любого объекта недвижимости (в том числе хозяйственных строений) возникает у налогоплательщиков с момента государственной регистрации прав на соответствующее недвижимое имущество и при наличии документов, подтверждающих право собственности на это имущество.
Аналогичные положения содержались ранее в Законе Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", регулирующим вопросы налогообложения имущества физических лиц до 2015 года.
Таким образом, указанный порядок налогообложения хозяйственных строений действует с 1992 года.
Как следует из положений статей 128 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, государственной регистрации подлежит право собственности не на все хозяйственные строения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, а только на те из них, которые отвечают признакам объекта недвижимости - объекта, прочно связанного с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно. Хозяйственные строения, возведенные на садовых и дачных земельных участках, не отвечающие указанным выше признакам (например, теплицы, иные некапитальные строения и сооружения), не являются объектами недвижимости.
Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимости осуществляется в заявительном порядке, т.е. по инициативе правообладателя.
Хозяйственные строения, в отношении которых отсутствует зарегистрированное в установленном порядке право собственности (в том числе в случае невозможности их отнесения к объектам недвижимости), не подлежат налогообложению.
Учитывая изложенное, обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает в отношении хозяйственных строений, являющихся объектами недвижимости, в отношении которых зарегистрировано в установленном порядке право собственности, только после такой регистрации.
В отношении таких хозяйственных строений главой 32 Налогового кодекса предусмотрены налоговые преимущества: налоговые льготы (статья 407 Налогового кодекса) и пониженные налоговые ставки (статья 406 Налогового кодекса).
Так, согласно подпункту 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются физические лица в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Указанная налоговая льгота предоставляется только в отношении одного хозяйственного строения или сооружения.
На основании пунктов 1 и 3 статьи 406 Налогового кодекса в отношении хозяйственных строений и сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров, установлена пониженная предельная налоговая ставка - 0,3 процента, в отношении хозяйственных строений и сооружений большей площади предельная налоговая ставка составляет 0,5 процента.
Одновременно сообщается, что опубликованные в средствах массовой информации материалы, содержащие ссылки на разъяснения Минфина России по рассматриваемому вопросу, не соответствуют действительности. Для получения достоверной информации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах рекомендуется руководствоваться официальными разъяснениями, полученными непосредственно в Минфине России.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 марта 2018 г. N 03-05-06-01/16027
Текст письма официально опубликован не был