Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
(обязательное)
Методы
испытаний устройств безопасности лифта
А.1 Метод испытаний замка двери шахты лифта
А.1.1 К заявке на проведение испытаний замка двери шахты должны прилагаться техническое описание замка и сборочный чертеж замка, дающие представление:
- о работе замка в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя;
- фактической величине зацепления запирающего элемента, в том числе величине зацепления в момент срабатывания электрического устройства безопасности;
- работе устройства механического контроля запирания при наличии такого устройства;
- виде тока [постоянный и (или) переменный], номинальных значениях напряжения и тока в цепи, в которой установлено электрическое устройство безопасности.
На чертеже должны быть изображены все детали, участвующие в работе запирающего элемента.
А.1.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить один экземпляр серийно изготовляемого замка или один экземпляр замка из поставляемой партии. Если испытание замка возможно только совместно с балкой и каретками двери шахты или дверью шахты лифта, то для испытаний должен быть предоставлен замок, установленный в рабочем положении на полностью собранной балке с каретками или двери. Допускается уменьшение размера балки или двери по сравнению с серийным образцом, если это не влияет на работу замка.
А.1.3 Метод испытаний
А.1.3.1 Сущность метода
Метод заключается в проверке функционирования механических и электрических элементов замка, их прочности и долговечности в указанных заявителем условиях.
А.1.3.2 Процедура испытаний
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия замка данным, указанным в направлении на испытание.
Во время проведения испытаний должны быть выполнены:
- измерение величины вхождения запирающего элемента в ответную часть в момент срабатывания электрического устройства безопасности;
- подтверждение прочности и долговечности механически запирающих элементов и электрических элементов.
Имитация работы замка должна осуществляться за счет воздействия на его элементы, как в нормальных условиях работы. Если замок может устанавливаться в нескольких рабочих положениях или на него могут воздействовать различные элементы, то проверку на долговечность следует проводить в условиях, вызывающих наибольшие напряжения в элементах замка. Перед проведением испытаний замок должен быть осмотрен и проверен в соответствии с требованиями, указанными в документации изготовителя.
Число полных циклов работы и перемещений запирающего элемента должно быть зарегистрировано механическим или электрическим счетчиком.
А.1.3.3 Определение величины вхождения запирающего элемента в ответную часть до срабатывания электрического устройства безопасности
При испытании измеряют фактическую величину вхождения запирающего элемента замка в ответную часть в момент замыкания контактов электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка.
А.1.3.4 Подтверждение долговечности
Запирающий элемент замка должен совершить (1 000 000 10 000) полных циклов: цикл состоит из одного полного хода запирающего элемента в направлении запирания и одного полного хода запирающего элемента в направлении отпирания.
Должно быть обеспечено плавное, без толчков, перемещение запирающего элемента. При испытании замков горизонтально- и вертикально-раздвижных дверей с несколькими панелями частота перемещения запирающего элемента должна соответствовать размерам конструкции.
В случае если замок снабжен механическим устройством для контроля положения запирающего элемента, то это устройство должно быть подвергнуто испытанию на долговечность продолжительностью (100 000 1) % циклов.
Должно быть обеспечено плавное, без толчков, перемещение механического устройства для контроля запирающего элемента.
Контакт электрического устройства безопасности, контролирующего запирание замка, должен замыкать и размыкать цепь при номинальном напряжении и при силе тока, вдвое превышающей заявленное номинальное значение.
А.1.3.5 Подтверждение прочности
А.1.3.5.1 Статические испытания
Замок распашных дверей должен быть испытан на статическую нагрузку, постепенно возрастающую до 3000 Н.
Замок раздвижных дверей должен быть испытан на статическую нагрузку, постепенно возрастающую до 1000 Н.
Нагрузка должна быть приложена в направлении открывания двери. Общее время приложения нагрузки - не менее 300 с.
А.1.3.5.2 Динамические испытания
Замок, находящийся в запертом положении, должен быть испытан направленным в сторону открывания двери ударом твердым предметом. Энергия удара должна быть равна энергии тела массой 4 кг, падающего с высоты 0,5 м.
А.1.3.5.3 Испытание электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка
Испытание проводят после испытания на долговечность. Во время испытания должна быть проверена достаточность способности разъединения цепи под током. Значения номинального тока и номинального напряжения определяет изготовитель замка.
Если иное не указано изготовителем, испытание проводят как для переменного, так и для постоянного тока при следующих номинальных значениях:
- переменный ток - 230 В, 2 А;
- постоянный ток - 200 В, 2 А.
Испытания следует проводить при нахождении замка в рабочем положении. Если возможны несколько вариантов такого положения, испытание необходимо проводить при наиболее неблагоприятном положении.
Испытуемый образец электрического устройства безопасности должен иметь защиту и электропроводку, как при нормальной работе.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее срабатывание замка и установленное в цепи переменного тока, должно размыкать и замыкать электрическую цепь, находящуюся под напряжением, равным 110 % номинального значения, 50 раз с нормальной скоростью и с интервалами от 5 до 10 с. Контакт устройства должен оставаться замкнутым в течение не менее 0,5 с.
Цепь должна включать последовательно установленные дроссель и сопротивление. Испытательный ток должен в 11 раз превышать значение, либо указанное изготовителем замка двери шахты, либо принятое для испытаний.
Электрическое устройство безопасности, контролирующее срабатывание замка и установленное в цепи постоянного тока, должно размыкать и замыкать 20 раз с интервалами от 5 до 10 с электрическую цепь, находящуюся под напряжением, равным 110 % от указанного изготовителем либо принятым для испытаний. Контакт устройства должен оставаться замкнутым в течение не менее 0,5 с.
Цепь должна включать последовательно установленные дроссель и сопротивление с такими показателями, чтобы значение тока достигало 95 % испытательного тока при установившемся режиме за 300 мс.
Испытательный ток должен составлять 110 % номинального значения, указанного изготовителем замка.
А.1.3.6 Оценка результатов
Испытания замка считают положительными:
- если величина вхождения запирающего элемента замка в ответную часть в момент замыкания контактов электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка, не менее 7 мм;
- если в ходе испытаний на долговечность, а также статических и динамических испытаний отсутствуют износ, деформации или поломки, отрицательно влияющие на безопасность;
- если при испытании электрического устройства безопасности, контролирующего срабатывание замка, не возникло трекинга диэлектриков или дугообразования и если не имел места износ, отрицательно влияющий на безопасность.
А.2 Метод испытаний ловителей
А.2.1 В заявке на проведение испытаний ловителей заявитель должен указать:
- диапазон допустимых улавливаемых масс (Р + Q) для ловителей плавного торможения, предназначенных для улавливания различных масс;
- допустимую улавливаемую массу (Р + Q) для ловителей плавного торможения, предназначенных для улавливания одной конкретной массы;
- допустимую улавливаемую массу в зависимости от скорости срабатывания ограничителя скорости для ловителей мгновенного действия (резкого торможения);
- максимальную скорость срабатывания ограничителя скорости для ловителей плавного торможения.
К заявке на проведение испытания ловителей следует предоставлять:
- чертежи деталей и сборочные чертежи ловителей;
- описание конструкции, принципа работы;
- информацию о типе и материале применяемых направляющих, состоянии их поверхности (тянутая, фрезерованная и т.п.);
- формулы или графики (при наличии), показывающие изменение усилия торможения как функцию установленного параметра для ловителей плавного торможения, рассчитанных на улавливание различных масс.
А.2.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить соответственно:
- ловители мгновенного действия:
- комплект (левый и правый) ловителей в сборе,
- по два отрезка направляющих, с которыми будут взаимодействовать ловители, имеющие указанные испытательной лабораторией (центром) размеры. Если величина улавливаемой массы зависит от типа и размеров используемых направляющих, то заявитель должен предоставить дополнительно необходимое для проведения испытаний количество комплектов ловителей и отрезков направляющих других типов,
- ловители плавного торможения для улавливания различных масс:
- необходимое количество комплектов ловителей, обеспечивающих проведение двух серий испытаний для максимальной и минимальной заявленных улавливаемых масс и, при отсутствии у заявителя формул или графиков, показывающих изменение усилия торможения как функцию установленного параметра для ловителей плавного торможения, рассчитанных на улавливание различных масс, комплект ловителей для проведения 3-й серии испытаний для промежуточного значения улавливаемой массы,
- балку для установки ловителей, имеющую указанные испытательной лабораторией (центром) размеры; установленный на балке механизм включения и синхронизации ловителей; крепежные элементы, необходимое для проведения испытаний в полном объеме число тормозных элементов,
- направляющие каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители;
- ловители плавного торможения для улавливания одной конкретной массы:
- комплект ловителей, обеспечивающих проведение серии испытаний для заявленной улавливаемой массы,
- балку для установки ловителей, имеющую указанные испытательной лабораторией (центром) размеры; механизм включения и синхронизации ловителей, крепежные элементы, необходимое для проведения испытаний в полном объеме число тормозных элементов,
- направляющие каждого типа, с которыми будут взаимодействовать ловители.
Для всех типов ловителей длину и количество отрезков направляющих определяет испытательная лаборатория (центр). Установку направляющих и необходимый для них крепеж также определяет испытательная лаборатория (центр) в соответствии с используемым испытательным оборудованием.
А.2.3 Метод испытаний
А.2.3.1 Сущность метода
Метод заключается в определении усилия торможения, создаваемого сработавшими ловителями, и расчета величины допустимой улавливаемой массы.
А.2.3.2 Ловители мгновенного действия
А.2.3.2.1 Испытательное оборудование
Испытание следует проводить с использованием пресса или аналогичного устройства, способного перемещать направляющую сквозь ловители (или через левый, или через правый, или через оба одновременно) без резких изменений скорости.
А.2.3.2.2 Процедура испытаний
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия ловителей данным, указанным в направлении на испытание.
Направляющая под действием усилия, создаваемого прессом или аналогичным устройством, должна перемещаться сквозь ловители. При этом измеряют перемещение направляющей и прикладываемое к ней усилие.
После испытания необходимо:
- сравнить твердость клиньев или захватных приспособлений ловителей с исходными значениями, указанными заявителем;
- убедиться в отсутствии разрушения конструкции, деформации и других изменений (например, трещин, деформации или износа схватывающих элементов, наличия задиров на направляющих поверхностях);
- при наличии разрушения конструкции, деформации и других изменений (например, трещин, деформации или износа схватывающих элементов, наличия задиров на направляющих поверхностях) сфотографировать блоки ловителей, схватывающие элементы и направляющие.
По данным испытаний должен быть построен график "перемещение - усилие":
Энергия, поглощенная ловителями, определяется путем определения площади криволинейной фигуры на графике "перемещение - усилие". При этом учитывают:
- если отсутствует остаточная деформация - общую площадь;
- в случае остаточной деформации или поломки:
- или площадь, ограниченную значением усилия, при котором был достигнут предел упругости,
- или площадь до значения, соответствующего максимальному усилию.
А.2.3.2.3 Определение допустимой улавливаемой массы
Определение энергии, поглощаемой ловителями
Полную энергию, которую могут поглотить ловители, вычисляют по формуле
,
(А.1)
где - энергия, поглощенная одним ловителем (левым или правым), определенная из графика "перемещение - усилие", Дж;
P - масса пустой кабины и прикрепленных к ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи и т.д., кг;
Q - номинальная нагрузка, кг;
- допустимая улавливаемая масса, кг;
- ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2;
h - высота свободного падения, м.
Высота свободного падения h, м, зависит от величины скорости срабатывания ограничителя скорости. Величину высоты свободного падения вычисляют по формуле
,
(А.2)
где v1 - максимальная скорость срабатывания ограничителя скорости, м/с;
0,1 - расстояние, пройденное за время срабатывания ограничителя скорости, м;
0,03 - расстояние, пройденное за время устранения зазора между схватывающими элементами и направляющими, м.
А.2.3.2.4 Определение допустимой улавливаемой массы
Если в результате испытаний отсутствует остаточная деформация (не превышен предел упругости), то при коэффициенте безопасности, равном 2, допустимую улавливаемую массу (Р + Q)1, кг, вычисляют по формуле
.
(A.3)
Если в результате испытаний имеются остаточные деформации или поломки, то допустимую улавливаемую массу вычисляют по формулам:
- при коэффициенте безопасности, равном 2
,
(A.4)
где - энергия, поглощенная одним блоком ловителей, определенная из графика "перемещение - усилие", ограниченная значением усилия, при котором был достигнут предел упругости, Дж;
- при коэффициенте безопасности, равном 3,5
,
(A.5)
где - энергия, поглощенная одним блоком ловителей, определенная из графика "перемещение - усилие", до значения, соответствующего максимальному усилию, Дж.
А.2.3.3 Ловители плавного торможения
А.2.3.3.1 Процедура испытаний
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия ловителей данным, указанным в направлении на испытание.
Испытание следует проводить при свободном падении удерживаемого ловителями элемента (груза). При этом должны быть проведены прямые или косвенные измерения:
- общей высоты падения удерживаемого ловителями элемента (груза);
- длины тормозного пути на направляющих;
- скорости удерживаемого ловителями элемента (груза);
- ускорения удерживаемого ловителями элемента (груза);
- суммарного перемещения упругих элементов [если заявителем был предоставлен график зависимости тормозного усилия (улавливаемой массы) от перемещения упругих элементов].
По данным испытаний должны быть построены графики:
- перемещения груза, изменения его скорости и ускорения как функция от времени.
По данным испытаний должны быть вычислены:
- среднее усилие торможения;
- максимальное мгновенное усилие торможения;
- минимальное мгновенное усилие торможения.
Допускается определение величины максимального и минимального мгновенного усилия торможения прямыми или косвенными измерениями.
А.2.3.3.2 Во время испытаний допускается использовать несколько идентичных комплектов тормозных (трущихся) элементов. При этом один комплект тормозных элементов должен выдерживать:
- три испытания при номинальной скорости не более 4 м/с;
- два испытания при номинальной скорости более 4 м/с.
Высота свободного падения h, м, груза должна быть рассчитана исходя из максимальной скорости, при которой возможно использование данных ловителей, по формуле
,
(A.6)
v1 - максимальная скорость, при которой возможно использование данных ловителей, м/с;
- ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.
А.2.3.3.3 Ловители, предназначенные для улавливания одной конкретной массы
Должна быть проведена серия из четырех испытаний ловителей со свободно падающей заявленной улавливаемой массы. После каждого испытания должна быть сделана пауза для восстановления нормальной температуры тормозных (трущихся) элементов.
А.2.3.3.4 Ловители для улавливания различных масс
Независимо от способа регулирования тормозного усилия (плавного или ступенчатого) должны быть проведены две серии испытаний: четыре испытания для максимальной и четыре испытания для минимальной заявленной допустимой улавливаемой массы.
Следует проверить предоставленные заявителем формулы или графики, показывающие изменение тормозного усилия в функции установленного параметра.
При непредставлении заявителем формул или графиков, показывающих изменение тормозного усилия в функции установленного параметра, необходимо проведение 3-й серии из четырех испытаний для промежуточного значения улавливаемой массы.
А.2.3.4 Определение усилия торможения
А.2.3.4.1 Усилие торможения, развиваемое при использовании направляющих одного типа, определяется как среднее значение средних усилий торможения, определенных в процессе проведения каждой серии испытаний. Каждое испытание в серии следует проводить на новом участке направляющих. Среднее значение усилия торможения, рассчитанное по данным одного испытания, не должно отличаться от усилия торможения, полученного в результате обработки всех испытаний, более чем на 25 %.
А.2.3.4.2 Усилие торможения, развиваемое ловителями, предназначенными для улавливания различных масс, со ступенчатым или плавным регулированием следует рассчитать для минимальной и максимальной допустимой улавливаемой массы, указанной заявителем.
А.2.3.5 После испытания необходимо:
- проверить наличие деформаций и повреждений (например, трещин, деформации или износ схватывающих элементов, состояние поверхностей скольжения);
- сфотографировать, при необходимости, ловители в сборе, схватывающие элементы и направляющие для подтверждения наличия деформаций или разрушений.
А.2.3.6 Определение допустимой улавливаемой массы
А.2.3.6.1 Допустимую улавливаемую массу (Р + Q)1, кг, для ловителей плавного торможения, предназначенных для улавливания одной конкретной массы, вычисляют по формуле
,
(А.7)
где Р - масса пустой кабины и соединенных с ней элементов, таких как часть подвесного кабеля, уравновешивающие канаты/цепи и т.д., кг;
Q - номинальная нагрузка, кг;
- усилие торможения, Н, рассчитанное в соответствии с А.2.3.4.1.
Если вычисленная допустимая улавливаемая масса больше, чем масса груза, используемого при испытании, то масса груза может быть взята в качестве допустимой улавливаемой массы, если величина среднего ускорения торможения при каждом испытании не превысила 9,81 м/с2.
А.2.3.6.2 Допустимая улавливаемая масса для ловителей плавного торможения, предназначенных для улавливания различных масс, должна быть рассчитана для максимальной и минимальной заявленных масс в соответствии с А.2.3.6.1.
Если вычисленная допустимая улавливаемая масса отличается от установленной заявителем менее чем на 20 %, то результат испытаний считается положительным.
А.3 Метод испытаний ограничителя скорости
А.3.1 В заявке на проведение испытаний ограничителя скорости должны быть указаны:
- тип (или типы) ловителей, которые будут приведены в действие данным ограничителем скорости;
- номинальная скорость лифта, для которого можно использовать нерегулируемый ограничитель скорости;
- диапазон номинальных скоростей лифта, для которого можно использовать регулируемый ограничитель скорости;
- усилие предварительного натяжения каната (иного элемента), приводящего в действие ограничитель скорости;
- предполагаемое значение усилия, которое может быть создано при срабатывании ограничителя скорости для включения механизма ловителей.
К заявке на проведение испытаний ограничителя скорости должны быть приложены чертежи деталей и сборочный чертеж ограничителя скорости, дающие представление о конструкции, действии, регулировании.
А.3.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- в случае нерегулируемого ограничителя скорости - один ограничитель скорости;
- в случае регулируемого ограничителя скорости - три ограничителя скорости, настроенные соответственно на минимальное, промежуточное и максимальное значение номинальной скорости из заявленного диапазона;
- канат (иной элемент) ограничителя скорости, используемый с данным ограничителем скорости [длину каната (иного элемента) определяет испытательная лаборатория (центр)];
- устройство для натяжения каната (иного элемента) ограничителя скорости, используемое с данным ограничителем скорости (по согласованию с испытательной лабораторией (центром) устройство для натяжения каната может не поставляться).
А.3.3 Метод испытаний
А.3.3.1 Сущность метода
Метод заключается:
- в плавном разгоне шкива (иного элемента) ограничителя скорости до его срабатывания;
- в плавном протягивании каната (иного элемента) через заторможенный шкив ограничителя скорости.
А.3.3.2 Процедура испытаний
Во время испытаний должна быть выполнена проверка соответствия ограничителя скорости данным, указанным в заявке.
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия ограничителя скорости данным, указанным в направлении на испытание.
Во время проведения испытания должны быть определены:
- скорость срабатывания ограничителя скорости;
- усилие, которое может быть создано при срабатывании ограничителя скорости для включения механизма ловителей.
Кроме того, должна быть проверена работа электрического устройства безопасности:
- размыкающего цепь безопасности до или в момент срабатывания ограничителя скорости;
- размыкающего цепь безопасности, если после снятия кабины с ловителей ограничитель скорости автоматически не возвращается в исходное положение в тех случаях, когда электрическое устройство установлено.
Для определения скорости срабатывания нерегулируемого ограничителя скорости должно быть выполнено не менее 20 испытаний при скорости срабатывания ограничителя скорости, соответствующей номинальной скорости лифта, указанной в заявке на проведение испытаний.
Для определения скорости срабатывания регулируемого ограничителя скорости должно быть выполнено не менее 20 испытаний во всем диапазоне скоростей срабатывания ограничителя скорости, соответствующим номинальным скоростям лифта, указанным в заявке на проведение испытаний. При этом большая часть испытаний должна быть выполнена на крайних (минимальное и максимальное) значениях заявленного диапазона скоростей.
Дополнительно должно быть выполнено два испытания ограничителя скорости, настроенного на максимально заявленную номинальную скорость лифта, с ускорением разгона шкива 0,9-1,0 g, имитирующих свободное падение кабины, для проверки прочности элементов ограничителя скорости. Если в конструкции ограничителя скорости предусмотрено устройство, зажимающее канаты, оно должно быть проверено на отсутствие остаточных деформаций или износа после срабатывания.
Должно быть выполнено не менее трех испытаний для определения усилия, которое может быть создано при срабатывании ограничителя скорости для включения механизма ловителей. Угол обхвата канатом (иным элементом) шкива ограничителя скорости должен быть равен 180°, если другое значение не оговорено в документации изготовителя.
Для ограничителей скорости с натяжным устройством каната (иного элемента) указанное усилие определяется как разница усилий между ветвями каната (иного элемента), соединенными с механизмом включения ловителей.
А.3.4 Оценка результатов
Испытания ограничителя скорости считают положительными:
- если значения скорости срабатывания ограничителя скорости, полученные во время 20 испытаний, находятся в оговоренном заявителем диапазоне номинальных скоростей лифта, для которого можно использовать регулируемый ограничитель скорости,
- электрические устройства безопасности, установленные на ограничителе скорости, во время 20 испытаний срабатывают в случаях, оговоренных заявителем;
- усилие, которое может быть создано при срабатывании ограничителя скорости для включения механизма ловителей, не менее 300 Н или не менее большей величины, оговоренной заявителем;
- отсутствуют остаточные деформации или поломки элементов ограничителя скорости;
- отсутствуют остаточные деформации и износ устройства, зажимающего канаты (при его наличии).
А.4 Метод испытаний буферов
А.4.1 В заявке на проведение испытаний должны быть указаны:
- максимальная скорость удара;
- минимальная и максимальная масса на восприятие нагрузки, от которой рассчитан буфер.
К заявке на проведение испытания буфера должны быть представлены:
- чертежи деталей и узлов, поясняющие устройство и работу буфера, с указанием применяемых материалов, размеров и допусков;
- характеристика используемой жидкости для гидравлических буферов.
А.4.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- буфер;
- необходимое количество жидкости для гидравлического буфера (которая поставляется отдельно или непосредственно заливается в буфер).
А.4.3 Метод испытаний
А.4.3.1 Сущность метода
Метод заключается в проверке способности буфера улавливать свободно падающий груз указанной заявителем минимальной и максимальной массы, при указанной максимальной скорости удара.
А.4.3.2 Процедура испытаний
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия буфера данным, указанным в направлении на испытание.
Во время проведения испытаний грузы должны перемещаться по жестко закрепленным направляющим. Буфер следует устанавливать и крепить в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя.
Гидравлический буфер должен быть заполнен жидкостью в соответствии с указаниями изготовителя.
А.4.3.2.1 Энергонакопительные буфера с амортизированным обратным ходом
Испытание проводят грузами массой m, падающими на буфер с ускорением свободного падения с высоты h1.
Максимально допустимую массу груза , кг, вычисляют по формуле
,
(А.8)
где - масса, необходимая для полного сжатия пружины, кг.
Минимально допустимую массу груза , кг, вычисляют по формуле
.
(А.9)
Высоту h1, м, с которой падает груз, вычисляют по формуле
,
(А.10)
где - полное сжатие пружины, м;
v - номинальная скорость лифта, м/с.
По данным испытаний должны быть построены графики:
- перемещения груза, изменения его скорости и ускорения как функции от времени.
Указанный тип буферов допускается использовать при номинальной скорости лифта, вычисляемой по формуле
.
(А.11)
А.4.3.2.2 Энергорассеивающие буфера
Испытание проводят падающими с ускорением свободного падения грузами с минимальной и максимальной массами, указанными заявителем. В момент соприкасания с буфером груз должен иметь максимальную заявленную скорость удара.
Высота свободного падения h, м, груза должна быть рассчитана исходя из максимальной скорости удара, при которой возможно использование данного буфера, по формуле
,
(А.12)
v - максимальная скорость при ударе, м/с;
- ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2.
Должно быть проведено два испытания:
- 1-е испытание - падение груза с максимальной массой;
- 2-е испытание - падение груза с минимальной массой.
По данным испытаний должны быть построены графики:
- перемещения груза, изменения его скорости и ускорения как функции от времени.
После каждого испытания буфер должен удерживаться в полностью сжатом положении в течение 5 мин. Затем груз следует убрать для возвращения буфера в нормальное положение.
Перед 2-м испытанием должен быть сделан перерыв на 30 мин, чтобы жидкость возвратилась в резервуар и из нее вышли пузырьки воздуха.
А.4.3.2.3 Буфер с нелинейными характеристиками
Испытание проводят падающими с ускорением свободного падения грузами, масса которых соответствует минимальному и максимальному значениям, указанным заявителем. В момент соприкасания с буфером груз должен иметь максимальную заявленную скорость удара, но не менее 0,8 м/с.
Высота свободного падения груза должна быть рассчитана исходя из максимальной скорости удара, при которой возможно использование данного буфера, по формуле (А.12).
С каждым из грузов проводят по три испытания. Интервал между двумя испытаниями должен быть не менее 5 и не более 30 мин.
Не более чем за 30 мин перед испытаниями буфер должен быть один раз нагружен статической или динамической нагрузкой, чтобы предотвратить осадку или искривление буфера во время испытаний.
По данным испытаний должны быть построены графики:
- перемещения груза, изменения его скорости и ускорения как функции от времени.
А.4.3.3 Оценка результатов
А.4.3.3.1 Испытания энергонакопительного буфера с амортизированным обратным ходом считаются положительными:
- если скорость подъема груза при обратном ходе буфера не более 1 м/с;
- после двух испытаний буфера максимальной массой отсутствуют остаточные деформации или повреждения.
А.4.3.3.2 Испытания энергорассеивающего буфера считают положительными:
- если буфер с пружинным, пневматическим или гравитационным возвратом возвращается в нормальное положение не более чем за 120 с;
- через 30 мин после проведения 2-го испытания уровень жидкости соответствует уровню, необходимому для нормальной работы;
- после испытания буфера максимальной массой отсутствуют остаточные деформации или повреждения;
- измеренное при свободном падении груза, масса которого соответствует минимальному и максимальному значениям, указанным заявителем, и заявленной максимальной скорости удара, среднее ускорение замедления a не превышает (9,81 м/с2). Значение среднего ускорения рассчитывают для временного интервала между двумя абсолютными минимумами замедления (см. рисунок А.1). Время действия ускорения замедления, превышающего 2,5
, м/с2, не более 0,04 с.
Если после проведения испытаний с минимальным и максимальным грузами не был достигнут положительный результат, то орган по сертификации по согласованию с заявителем может установить другие значения предельных масс и направить буфер на дополнительные испытания.
А.4.3.3.3 Испытания энергонакопительного буфера с нелинейными характеристиками считаются положительными:
- если после испытания отсутствуют остаточные деформации или повреждения;
- измеренное при свободном падении груза, масса которого соответствует минимальному и максимальному значениям, указанным заявителем, и заявленной максимальной скорости удара, среднее ускорение замедления a не превышает (9,81 м/с2). Значение среднего ускорения рассчитывают для временного интервала между двумя абсолютными минимумами замедления (см. рисунок А.1);
- время действия ускорения замедления, превышающего 2,5 , м/с2, не более 0,04 с;
- максимальное значение ускорения замедления не должно превышать 6 , м/с2;
- скорость подъема груза при обратном ходе буфера не более 1 м/с.
t0 - момент касания буфера; t1 - второй абсолютный минимум; = 9,81 м/с2
Рисунок А.1 - График торможения
Если после проведения испытаний с минимальным и максимальным грузами не достигнут положительный результат, то орган по сертификации по согласованию с заявителем может установить другие значения предельных масс и направить буфер на дополнительные испытания.
А.5 Метод испытаний гидроаппарата безопасности
А.5.1 В заявке на проведение испытания гидроаппарата безопасности заявитель должен указать:
- рабочий диапазон расхода рабочей жидкости;
- рабочий диапазон давления рабочей жидкости;
- диапазон вязкости применяемой рабочей жидкости;
- рабочий диапазон температуры окружающей среды;
- способ установки гидроаппарата безопасности.
К заявке на проведение испытания гидравлического аппарата безопасности должны прилагаться чертежи, дающие представление о конструкции, действии, регулировании, материалах, размерах и допусках гидроаппарата безопасности и компонентах конструкции.
А.5.2 Для проведения испытаний заявитель должен предоставить:
- один экземпляр гидравлического устройства безопасности;
- необходимое для проведения испытания количество специальной жидкости или по согласованию с испытательной лабораторией (центром) перечень рабочих жидкостей, которые могут быть использованы вместе с гидравлическим устройством безопасности;
- при необходимости, приспособления, позволяющие установить гидравлическое устройство безопасности на испытательное оборудование.
А.5.3 Метод испытаний
А.5.3.1 Процедура испытаний
Перед испытаниями осуществляют идентификацию образца с целью проверки соответствия гидравлического устройства безопасности данным, указанным в направлении на испытание.
Во время проведения испытаний должны быть выполнены:
- имитация полного разрыва трубопровода, произошедшего при неподвижной кабине;
- проверка удержания гидравлическим устройством безопасности заявленного давления.
А.5.3.1.1 Имитация полного разрыва трубопровода
Давление в системе до гидравлического устройства безопасности в момент имитации разрыва трубопровода должно быть не более 0,1 давления в системе перед имитацией разрыва трубопровода.
При имитации полного разрыва трубопровода расход инициируется от статического положения посредством открытия клапана при условии, что статическое давление перед гидравлическим устройством безопасности уменьшится менее чем на 10 %.
При проведении испытаний должна быть проверена возможность закрытия клапана в установленном диапазоне:
- расхода рабочей жидкости;
- давления рабочей жидкости;
- температуры окружающей среды.
Это может быть достигнуто посредством двух серий испытаний:
- с указанными заявителем максимальным давлением, максимальной температурой окружающей среды (температуры гидравлической жидкости), установленными минимальным расходом рабочей жидкости;
- указанными заявителем минимальным давлением, минимальной температурой окружающей среды (температуры гидравлической жидкости), установленными максимальным расходом рабочей жидкости.
В каждой серии должно быть выполнено не менее 10 испытаний для определения допуска срабатывания гидравлического устройства безопасности в вышеупомянутых условиях.
При проведении каждого испытания производят запись данных и строят графики зависимости:
- расхода рабочей жидкости от времени;
- давления перед и после гидравлического устройства безопасности от времени.
Типичные характеристики этих кривых показаны на рисунке А.2.
Р0 - давление в системе перед испытаниями; Рp - пик давления; Ps - давление в системе перед имитацией разрыва трубопровода; Q0 - расход гидравлической жидкости перед испытанием; Qmax - максимальный расход жидкости; Qr - расход гидравлической жидкости, соответствующий номинальной скорости; t - время; t0 - время, за которое расход рабочей жидкости возрастает от номинального (Qr до максимального Qmax; td - время сокращения расхода рабочей жидкости
Рисунок А.2 - Расход гидравлической жидкости, давление перед и после гидравлического устройства безопасности
А.5.3.1.2 Проверка удержания гидравлическим устройством безопасности заданного давления
Во время проверки гидравлическое устройство безопасности должно выдержать в течение не менее чем 2 мин давление, в пять раз превышающее максимальное.
А.5.3.2 Оценка результатов
А.5.3.2.1 Действие закрытия
Гидравлическое устройство безопасности считают прошедшим испытание, если кривые, полученные в результате проверок по А.3.3.1, показывают:
- что время t0, в течение которого расход рабочей жидкости возрастает в зависимости от Qr - расхода гидравлической жидкости, соответствующего номинальной скорости, до максимального расхода рабочей жидкости , не превышает 0,16 с;
- время td сокращения расхода рабочей жидкости находится в интервале
,
где - максимальный расход гидравлической жидкости, л/мин,
- время сокращения расхода рабочей жидкости, с,
A - рабочая площадь поршня, на которую действует давление, либо площадь трубопровода, имитирующего работу поршня, см2;
- время, в течение которого значение давления превышает номинальное более чем в 3,5 раза, не должно превышать 0,04 с;
- гидравлическое устройство безопасности срабатывает прежде, чем скорость движения кабины лифта вниз превысит номинальную на 0,3 м/с.
А.5.3.2.2 Удержания гидравлическим устройством безопасности установленного давления
Гидравлическое устройство безопасности считают прошедшим испытание, если после проверки по А.3.3.2.2 отсутствуют его повреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.