Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 66-АПГ18-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" об оспаривании приложения и пунктов 1, 2 приказа Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 г. N 114-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "ЖКХ" на территории Усольского района Иркутской области" в части, возложении на Службу по тарифам Иркутской области обязанности устранить нарушения прав административного истца, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принятию замещающего нормативного правового акта по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" на решение Иркутского областного суда от 16 ноября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" Обухова М.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба, регулирующий орган) приказом от 10 июля 2017 г. N 114-спр (далее - Приказ N 114-спр) установила одноставочные тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - ООО "ЖКХ", общество) на территории Усольского района Иркутской области" с календарной разбивкой согласно приложению (пункт 1 Приказа N 114-спр).
В соответствии с пунктом 2 названного приказа тарифы установлены с 12 июля по 31 декабря 2017 г.
Согласно приложению к Приказу N 114-спр для потребителей тепловой энергии, вырабатываемой котельной рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения тариф установлен в размере 3375,36 руб./Гкал, для потребителей котельной села Сосновка - в размере 3028,41 руб./Гкал, для потребителей котельной села Новожилкино - в размере 2543,52 руб./Гкал, для потребителей котельной поселка Железнодорожный - в размере 2785,13 руб./Гкал.
ООО "ЖКХ" обратилось в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия пунктов 1, 2 Приказа N 114-спр и приложения к нему в части установления на период с 12 июля по 31 декабря 2017 г. одноставочных тарифов на тепловую энергию для потребителей названных выше котельных в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Административный истец полагает, что регулирующий орган неверно рассчитал расходы на оплату труда на основе фактических данных об указанных затратах за неполный предыдущий период регулирования, без учета положений отраслевого тарифного соглашения, что повлекло необоснованное уменьшение производных от фонда оплаты труда расходов на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды и процента распределения общехозяйственных расходов.
ООО "ЖКХ" также просит обязать Службу устранить нарушения прав, свобод и законных интересов общества, связанных с осуществлением теплоснабжающей деятельности, и принять нормативный правовой акт, заменяющий Приказ N 114-спр со дня его принятия.
Решением Иркутского областного суда от 16 ноября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ЖКХ", ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела и неправильное истолкование судом закона, просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Служба и прокуратура Иркутской области представили возражения на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Тарифное регулирование в сфере теплоснабжения осуществляется на основе Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении); Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075, а также Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно подпункту "а" пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным федеральным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с Законом о теплоснабжении государственному регулированию.
Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
Как усматривается из материалов дела, Приказ N 114-спр принят уполномоченным органом при наличии необходимого кворума коллегиального органа в установленной форме (пункт 2, подпункт 6 пункта 5, пункт 7 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 7 июня 2012 г. N 303-ПП, части 1 статьи 13 Закона Иркутской области от 12 января 2010 г. N 1-ОЗ "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области") и опубликован 14 июля 2017 г. в газете "Областная" N 77 в соответствии с Порядком официального опубликования официальной информации государственных органов Иркутской области и Губернатора Иркутской области, утвержденного указом Губернатора Иркутской области от 9 февраля 2016 г. N 32-уг.
ООО "ЖКХ" является ресурсоснабжающей организацией оказывает услуги теплоснабжения, в том числе на территории рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный), села Сосновка, села Новожилкино, поселка Железнодорожный Усольского района Иркутской области с использованием 4 угольных котелен, находящихся в муниципальной собственности и переданных обществу по договорам аренды. Ранее на указанных территориях за исключением рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) общество не вело деятельности в сфере теплоснабжения.
Служба на основе заявления общества от 4 мая 2017 г. открыла дело об установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов и на заседании Правления регулирующего органа от 30 июня 2017 г. приняла оспариваемый приказ. Согласно приложениям 2-5 к протоколу заседания регулирующий орган отклонил предложения общества по затратам на оплату труда основных производственных рабочих и рассчитал размер данных расходов по фактическим данным об оплате труда, исходя из фактической среднемесячной оплаты труда за август - декабрь 2016 г. с применением индекса потребительских цен на 2017 г.
При этом для расчета затрат на оплату труда по котельной рабочего поселка Мишелевка (участок Таежный) использовались данные о фактической оплате труда основных производственных рабочих в указанном населенном пункте, а для расчета остальных тарифов - данные о среднемесячной оплате труда названной категории рабочих по обществу в целом. С учетом полученных значений Служба определила размер затрат на социальные взносы и процент затрат на оплату труда административно-управленческого персонала, которые общество относит на общехозяйственные расходы.
Суд первой инстанции согласился с указанными расчетами Службы, указав, что общество не представило подписанный работниками и работодателем коллективный договор, что не позволило регулирующему органу рассчитать экономически обоснованный размер оплаты труда в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг. (далее - ОТС на 2017-2019 гг.) Суд также посчитал обоснованным применение Службой при расчете затрат на оплату труда основных производственных рабочих фактического объема фонда оплаты труда за август-декабрь 2016 г., указав, что в соответствии с пунктом 7 Правил регулирования расчетный период может быть менее финансового года.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (пункт 1 части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении), который применяется в том числе в случае, если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) (подпункт "а" пункта 17 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования при расчете тарифов указанным методом НВВ регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 Основ ценообразования.
Оплата труда и отчисления на социальные нужды относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и включаемым в необходимую валовую выручку (пункт 33 Основ ценообразования).
В силу пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении размер средств, направляемых на оплату труда, определяется в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями. Данное положение конкретизировано в пункте 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) и действует как в отношении работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, так и работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 8 статьи 45, часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
При этом отраслевое тарифное соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного отказа от присоединения к действующему соглашению в порядке и сроки, предусмотренные статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "ЖКХ" не отказывалось от присоединения к указанному соглашению в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Вместе с тем регулирующий орган в нарушение пункта 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении и пункта 42 Основ ценообразования рассчитал размер данных расходов на 2017 г. без учета положений ОТС на 2017-2019 гг. и с учетом данных не за последний расчетный период регулирования, а исходя из среднемесячной оплаты труда за август-декабрь 2016 г.
С учетом установленных недостатков в расчете Службы плановых расходов на оплату труда является неверным размер затрат на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, производный от размера фонда оплаты труда, а также процент распределения общехозяйственных расходов, который регулирующий орган рассчитал пропорционально рассчитанной им заработной плате основных производственных рабочих и экономически обоснованной суммы общехозяйственных расходов на 2017 г.
Таким образом, оспариваемые тарифы рассчитаны регулирующим органом с нарушением положений тарифного законодательства, а выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 2 и пункта 3 части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает его не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Устанавливая дату, с которого Приказ N 114-спр должен быть признан недействующим, Судебная коллегия полагает, что, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, он подлежит признанию не действующим со дня вступления настоящего апелляционного определения в законную силу в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Иркутского областного суда от 16 ноября 2017 г. отменить.
Приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 г. N 114-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "ЖКХ" на территории Усольского района Иркутской области" в части пунктов 1, 2 и приложения признать не действующим с даты вступления в законную силу настоящего апелляционного определения.
Возложить на Службу по тарифам Иркутской области обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ Службы по тарифам Иркутской области от 10 июля 2017 г. N 114-спр "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям ООО "ЖКХ" на территории Усольского района Иркутской/области" в отмененной части.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2018 г. N 66-АПГ18-6
Текст определения официально опубликован не был