В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 N 208, подпунктом (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543, на основании заявления ООО "ПКХ "Водоотведение" (исх. от 19.12.2017 N 794, вх. от 29.12.2017 peг. N 201635/17), рассмотрев разногласия между ООО "ПКХ "Водоотведение" (далее - Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам (далее - Комитет, Респондент, орган регулирования) по постановлению Комитета от 23.11.2017 N 94 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Коммунального Хозяйства "Водоотведение" на водоотведение (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)", установлено следующее.
Заявитель считает, что Комитетом нарушены требования законодательства Российской Федерации в части определения и включения в состав необходимой валовой выручки расходов на арендную плату ООО "ПКХ "Водоотведение" 2018 года, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учёту в тарифах 2018 года в размере 464,4 тыс. руб.
Тариф ООО "ПКХ "Водоотведение" 2018 года на оказываемые услуги водоотведения составляет 22,845 руб./куб. м, необходимая валовая выручка составляет 53 036,6 тыс. руб.
Тарифы для ООО "ПКХ "Водоотведение" установлены органом регулирования на 2018 год методом экономически обоснованных затрат с учётом применения обществом с ограниченной ответственностью упрощенной системы налогообложения.
Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
Порядок формирования тарифов в сфере водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 N 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
По результатам проведённого анализа материалов по заявленной на разногласия статье "Арендная плата" ФАС России отмечает следующее.
В поданном на разногласия заявлении ООО "ПКХ "Водоотведение" указывает на необходимость учёта экономически обоснованной величины затрат по статье "Арендная плата" как суммы величины арендной платы за пользование муниципальным имуществом и налога на добавленную стоимость (далее - НДС), как обязательного налогового платежа.
Общая сумма, заявленная регулируемой организацией, составила по водоотведению 3 044,3 тыс. руб. (сумма по договору аренды - 2 579,9 тыс. руб., НДС - 464,4 тыс. руб.).
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника, передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
В отношении договоров аренды и концессионных соглашений, заключенных и зарегистрированных в установленном порядке до 31 декабря 2012 г., экономически обоснованный размер арендной и концессионной платы определяется в размере, предусмотренном таким договором аренды (концессионным соглашением).
Комитетом при установлении тарифов для ООО "ПКХ "Водоотведение" на 2018 год расходы по арендной плате определены на уровне 2 579,9 тыс. руб., исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) только суммы амортизации, поскольку информацией о величине уплаты налога на имущество орган регулирования не располагал (дополнительного запроса со стороны органа регулирования в адрес регулируемой организации направлено не было).
Пунктом 6.1. договора аренды от 27.06.2017 N 96/17-3, заключенного между администрацией Сегежского городского поселения и ООО "ПКХ "Водоотведение" (далее - договор аренды от 27.06.2017 N 96/17-3), определена величина арендной платы за пользование муниципальным имуществом, предназначенного для обеспечения надежного и бесперебойного отведения хозяйственно-бытовых стоков в границах Сегежского городского поселения с использованием централизованной системы водоотведения, которая составляет 2 579,9 тыс. руб. без учёта НДС. В приложении N 1 к договору аренды от 27.06.2017 N 96/17-3 сумма амортизационных отчислений объектов централизованной системы водоотведения обозначена в аналогичном размере, то есть в сумме 2 579,9 тыс. руб. Согласно расчету ООО "ПКХ "Водоотведение" сумма налога на добавленную стоимость по договору аренды от 27.06.2017 N 96/17-3 составляет 464,4 тыс. руб.
ФАС России проанализирована динамика учёта расходов по статье "Арендная плата" с 2015 по 2017 гг. и выявлено следующее: до 2018 года органом регулирования расходы по данной статье учитывались в полном объёме по договорам с учётом НДС. В 2018 году при расчёте затрат по аренде имущества налог на добавленную стоимость исключен из состава необходимой валовой выручки ООО "ПКХ "Водоотведение".
В силу части 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) (часть 6 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, отражение для категории потребителей "население" тарифов с включением налога на добавленную стоимость является требованием налогового законодательства Российской Федерации. Организация, начисляющая налоги по общей системе налогообложения, обязана предъявлять налог на добавленную стоимость при оплате соответствующих услуг.
Вместе с тем, частью 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Согласно разъяснениям, изложенным в письме Государственной налоговой службы от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260, арендатор перечисляет в бюджет налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы. Арендная плата не освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость.
Ввиду наличия у регулируемой организации обязанности по выплате налога на добавленную стоимость, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации, в условиях применения в ООО "ПКХ "Водоотведение" упрощенной системы налогообложения, ФАС России указывает на то, что подход органа регулирования противоречит принципам тарифного регулирования в сфере водоотведения, поскольку неучёт данной суммы создаёт неблагоприятные условия для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования, тем самым формирует в регулируемой организации убыточное состояние, в то время как бремя по выплате налога на добавленную стоимость фактически остаётся у ООО "ПКХ "Водоотведение".
В соответствии с пунктом 30 Методических указаний при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитываются налог на прибыль; налог на имущество организаций; земельный налог; водный налог и плата за пользование водным объектом; транспортный налог; прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов.
Поскольку пунктом 44 Основ ценообразования учёт расходов по статье "Арендная плата" предусмотрен только исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, ФАС России считает целесообразным учитывать заявленную ООО "ПКХ "Водоотведение" в полном объёме сумму средств в размере 464,4 тыс. руб. по налогу на добавленную стоимость по договору аренды в составе подстатьи "Прочие налоги и сборы, за исключением налогов и сборов с фонда оплаты труда, учитываемых в составе производственных, ремонтных и административных расходов" статьи "Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов".
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии, приказываю:
1) Признать Государственный комитет Республики Карелия по ценам и тарифам нарушившим пункты 24, 38 Основ ценообразования и 30 Методических указаний.
2) Удовлетворить требования ООО "ПКХ "Водоотведение", указанные в заявлении о разногласиях (исх. от 19.12.2017 N 794, вх. от 29.12.2017 peг. N 201635/17), связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, к Государственному комитету Республики Карелия по ценам и тарифам.
3) Предписать органу регулирования в срок до 01.04.2018 включительно устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов ООО "ПКХ "Водоотведение" на 2018 год постановлению Комитета от 23.11.2017 N 94 "О тарифах общества с ограниченной ответственностью "Предприятие Коммунального Хозяйства "Водоотведение" на водоотведение (территория оказания услуг - Сегежское городское поселение)" и учесть средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО "ПКХ "Водоотведение" 2018 года, не учтённые Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам в общей сумме в размере 464,4 тыс. руб., по статье затрат "Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов".
4) Органу исполнительной власти Республики Карелия в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения в срок до 01.04.2018 включительно:
- установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям "ПКХ "Водоотведение" на 2018 год, с учётом пункта 3 настоящего приказа, и определённого органом регулирования объёма реализации услуг.
5) Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Республики Карелия в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, принятие которого предписано пунктами 3 и 4 настоящего приказа;
- протокола заседания правления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам, на котором принимались вышеуказанные решения;
- заключение экспертизы по результатам проверки материалов ООО "ПКХ "Водоотведение" по установлению тарифов на водоотведение.
6) Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 марта 2018 г. N 313/18 "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО "ПКХ "Водоотведение" и Государственным комитетом Республики Карелия по ценам и тарифам"
Текст приказа официально опубликован не был