Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 апреля 2018 г. N 03-07-09/29386
Вопрос: Организации - налогоплательщику НДС (далее - "Заказчик") организацией - Исполнителем (далее - "Исполнитель"), оказываются# по бронированию и оформлению авиабилетов, бронированию и оформлению железнодорожных билетов.
Исполнитель по роду своей деятельности является агентом авиаперевозчиков и железнодорожных перевозчиков (далее - "перевозчики"), в рамках чего, действуя от имени и за счет перевозчиков, реализует вышеописанные услуги в адрес и в пользу Исполнителя. Результатом оказанных услуг является централизованное приобретение Заказчиком билетов для своих сотрудников, направляемых им в дальнейшем в служебные командировки.
п. 7 ст. 168 НК РФ установлено, что обязательства по выставлению счета-фактуры поставщиками (исполнителями) при реализации товаров (работ, услуг) непосредственно населению считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
В п. 7 ст. 171 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ содержится правовая норма о возможности налогоплательщиков принимать к вычету НДС, связанный с несением расходов на командировки (включая расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно), при условии наличия документов, упомянутых в соответствующих пунктах ст. 171 НК РФ.
В п. 3.1 ст. 169 НК РФ закреплено обязательство по ведению журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщиками, в том числе освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, лицами, не являющимися налогоплательщиками, в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента).
В п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость (разд. II Приложения N 4 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), указано, что при приобретении услуг по найму жилых помещений в период служебной командировки работников и услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно, включая услуги по предоставлению в пользование в поездах постельных принадлежностей, в книге покупок регистрируются счета-фактуры либо заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.
Постановлением Правительства от 29 декабря 2014 г. N 1595 исключен абзац третий п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки (утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. N 749), содержащий ранее обязанность по составлению отчета о выполненной работе в командировке, согласованного с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме. Согласно действующей редакции п. 26 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки работником работодателю предоставляется лишь авансовый отчет об израсходованных в связи с командировкой суммах.
В указаниях по применению и заполнению унифицированной формы "Авансовый отчет" (форма N АО-1), введенной Постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55, предусмотрено, что она составляется для учета денежных средств, выданных подотчетным лицам на административно-хозяйственные расходы. В авансовый отчет включаются документы, подтверждающие произведенные подотчетными лицами расходы, и суммы затрат по ним.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что указанные обстоятельства оказывают влияние на права и обязанности налогоплательщика, просим дать разъяснения по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в виде ответов на следующие вопросы:
1) Возникает ли у перевозчика обязанность по выставлению счета-фактуры в случае реализации им авиабилетов и железнодорожных билетов в адрес налогоплательщиков - юридических лиц при условии привлечения для этих целей агентов?
2) Возникает ли у организации - агента, оказывающего от имени и за счет перевозчика услуги по бронированию и оформлению авиабилетов и железнодорожных билетов, обязанность по исполнению требований, предусмотренных п. 3.1 ст. 169 НК РФ?
3) Правомерно ли применение налогоплательщиком налогового вычета в отношении НДС, предъявленного ему при оказании услуг по централизованному бронированию и оформлению авиабилетов и железнодорожных билетов, в налоговом периоде исполнения всех условий, предусмотренных п. 1 ст. 172 НК РФ, внес зависимости от момента включения указанных билетов в отчет о служебной командировке?
Ответ: В связи с письмом о порядке составления счетов-фактур по услугам, оказываемым агентом от имени и за счет перевозчика-принципала, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронной форме.
Порядок составления счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализуемым агентом от своего имени, установлен пунктом 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 (далее - Правила заполнения счета-фактуры). При этом особенностей заполнения счетов-фактур по реализуемым товарам (работам, услугам, имущественным правам) агентами, действующими от имени и за счет принципала, Правилами заполнения счета-фактуры не установлено. Поэтому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), реализуемым перевозчиком-принципалом в рамках договора, заключенного с агентом, действующим от имени и за счет принципала, счета-фактуры выставляются покупателям перевозчиком-принципалом в общеустановленном порядке.
Что касается вопроса применения пункта 3.1 статьи 169 Кодекса об обязанности ведения налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, осуществляющими предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности, то согласно пункту 1 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - журнал учета), ведется за налоговый период на бумажном носителе либо в электронном виде только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии (субкомиссии), агентских (субагентских) договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (субкомиссионера), агента (субагента), договоров транспортной экспедиции, а также при выполнении функций застройщика. Поскольку агенты, действующие от имени и за счет принципала, счета-фактуры не составляют, такие агенты журнал учета не ведут.
По вопросу принятия покупателями к вычету сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных по услугам бронирования и оформления вышеуказанных билетов при их приобретении у агента, сообщаем, что вычеты указанных сумм налога производятся на основании пункта 2 статьи 171 и абзацам первому и второму пункта 1 статьи 172 Кодекса, согласно которым суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщикам при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в случае их использования для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам на основании счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.