Распоряжение ОАО "РЖД" от 2 февраля 2018 г. N 200/р
"Об утверждении Порядка оформления документов и компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей"
На основании статьи 19 федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 года N 18-ФЗ с целью компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей, выявленных в пути следования:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2018 года Порядок оформления документов и компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей (далее - Порядок).
2. Заместителю генерального директора ОАО "РЖД" - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., директору ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н., начальнику Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом Бельскому А.Ю. обеспечить изучение и исполнение причастными работниками Порядка.
3. Директору ОАО "РЖД" по коммерческой деятельности - начальнику Центра фирменного транспортного обслуживания Шило А.Н. обеспечить контроль за выполнением Порядка.
Первый заместитель генерального |
А. Краснощек |
УТВЕРЖДЕН
распоряжением ОАО "РЖД"
N 200/р от 02.02.2018 г.
Порядок оформления документов и компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок оформления документов и компенсации расходов, связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей (далее - Порядок), разработан на основании статьи 19 федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", статьи 32 раздела I Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) с целью компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей в ходе осуществления внутрироссийских или экспортных перевозок, выявленных в пути следования на пунктах коммерческого осмотра (далее - ПКО) и на коммерческих постах безопасности (далее - КПБ).
1.2. Порядок устанавливает последовательность действий причастных работников станций обнаружения коммерческих неисправностей и станций погрузки, механизированных участков или дистанций погрузочно-разгрузочных работ Дирекции по управлению терминально-складским комплексом, отделов грузовой и коммерческой работы агентства фирменного транспортного обслуживания или отдела коммерческой работы ТЦФТО по оформлению документов для компенсации расходов ОАО "РЖД", возникших в связи с устранением коммерческих неисправностей.
1.3. Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
1.3.1. Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденные МПС России 29.12.1995 г. N ЦМ-360 (далее - Правила N ЦМ-360);
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названных правил следует читать как "29.12.1996"
1.3.2. Инструкция по подаче оперативных донесений при перевозках грузов, утвержденная распоряжением ОАО "РЖД" от 21.08.2007 г. ВМ-9261 (далее - Инструкция N ВМ-9261);
1.3.3. Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России 18.06.2003 г. N 45 (далее - Правила составления актов);
1.3.4. Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ;
1.3.5. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) от 1 ноября 1951 года;
1.3.6. Регламент многоступенчатого контроля по обеспечению безопасности движения поездов при приеме груза и порожних вагонов к перевозке, в пути следования и при выдаче груза от 28.11.2017 г. N 2451p (далее - Регламент N 2451р).
1.4. В настоящем Порядке использованы следующие сокращения:
АСУ станции - автоматизированная система управления работой железнодорожных станций;
АРМ ПКО - автоматизированное рабочее место пункта коммерческого осмотра;
АФТОМ - отдел грузовой и коммерческой работы агентства фирменного транспортного обслуживания или отдел коммерческой работы ТЦФТО;
МКРС - старший ревизор коммерческий отдела грузовой и коммерческой работы агентства фирменного транспортного обслуживания или отдела коммерческой работы ТЦФТО;
МКР - ревизор коммерческий отдела грузовой и коммерческой работы агентства фирменного транспортного обслуживания или отдела коммерческой работы ТЦФТО;
МТУ - Местные технические условия размещения и крепления грузов;
ДМ - дирекция по управлению терминально-складским комплексом - структурное подразделение ЦМ;
ДС - начальник железнодорожной станции;
ДСЗ - заместитель начальника станции;
ДЦС - центр организации работы железнодорожных станций;
ЕАСАПР М - единая автоматизированная система актово-претензионной работы хозяйства коммерческой работы в сфере грузовых перевозок;
КПБ - коммерческий пост безопасности;
МЧ - механизированная дистанция погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций - структурное подразделение ДМ;
НТУ - способы размещения и крепления грузов, не предусмотренные техническими условиями и МТУ;
ПКО - пункт коммерческого осмотра;
ТУ - Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденные МПС России 27.05.2003 г. N ЦМ-943;
ТЦФТО - территориальный центр фирменного транспортного обслуживания - структурное подразделение ЦФТО;
ТЦФТОМ - служба грузовой и коммерческой работы ТЦФТО;
ИБР - грузовая операция "Вагон под исправление брака";
ЦМ - Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом;
ЦФТО - Центр фирменного транспортного обслуживания.
II. Оформление документов
2.1. При обнаружении на ПКО или КПБ вагонов с коммерческими неисправностями, допущенными по вине грузоотправителя (нарушения требований ТУ, перегруз сверх трафаретной грузоподъемности вагона), работниками станции:
1) в системе ЕАСАПР М оформляется акт общей формы ГУ-23ВЦ (далее - акт общей формы) на обнаружение коммерческих неисправностей и отцепку вагона;
2) на основании составленного акта общей формы в АРМ ПКО формируется оперативное донесение о выявленных нарушениях ТУ (МТУ, НТУ) и об отцепке вагона и направляется в адреса согласно Инструкции N ВМ-9261 и Регламенту N 2451р;
3) оформляется акт общей формы на продление срока доставки грузов;
4) подготавливаются фотоматериалы.
О составлении указанных актов делается отметка в железнодорожной транспортной накладной в графе "Отметки перевозчика".
При перевозках грузов, подлежащих сопровождению ФГП ВО ЖДТ, производится передача вагонов, контейнеров с грузами по приемосдаточному акту формы КЭУ-5.
2.2. Для устранения коммерческих неисправностей вагон подается на предназначенные для устранения неисправностей специализированные пути или иное место, определенное ТРА станции или технологическим процессом, и уполномоченными работниками производятся следующие действия:
1) в АСУ станции составляется памятка приемо-сдатчика на подачу и уборку вагонов формы ГУ-45 (ГУ-45ВЦ) (далее - памятка ГУ-45 (ГУ-45ВЦ)), в которой фиксируется время нахождения вагонов на путях исправления коммерческих неисправностей с проставлением в графе 5 "Груз. опер." сокращенного наименования вида операции ИБР;
2) делается запись в Книге учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115 для учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей;
3) составляется акт общей формы в системе ЕАСАПР М на повторный осмотр, в котором указываются:
- допущенные грузоотправителем нарушения требований ТУ N ЦМ-943 (МТУ, НТУ), приложения N 3 к СМГС (Технические условия размещения и крепления грузов), приложения N 3 Правил погрузки грузов (технические условия размещения и крепления), перевозимых в российско-финляндском прямом международном железнодорожном сообщении, которые не могли быть выявлены работниками ОАО "РЖД" при приеме груза к перевозке;
- результаты производства замеров фактического размещения груза с указанием типа инструмента, наличия его поверки, соответствие ГОСТу, которым предусмотрено его применение, допустимая погрешность;
4) при производстве расчетов реквизитов крепления составляется отдельный акт общей формы с указанием примененных методик и оценкой результатов расчетов.
2.3. При выявлении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона:
1) оформляется акт общей формы в системе ЕАСАПР М на перевеску вагона и делается запись в Книге учета контрольных перевесок вагонов формы ГУ-78;
2) при подтверждении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона оформляется коммерческий акт формы ГУ-22 (ГУ-22ВЦ), ИНУ-67 (далее - коммерческий акт);
3) оформляется акт общей формы на отгрузку излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности;
4) оформляется акт общей формы и делается запись в Книге учета контрольных перевесок вагонов формы ГУ-78 при повторной перевеске после отгрузки.
2.4. После исправления коммерческих неисправностей оформляется:
1) акт общей формы на прием к перевозке после устранения коммерческой неисправности с указанием информация о принятых действиях по устранению выявленных нарушений (устранение смещения груза, замена средств крепления и т.д.);
2) акт общей формы на затраты по использованным материалам на новые реквизиты крепления при исправлении коммерческих неисправностей;
3) наряд на сдельные (повременные) работы формы ФТУ-14 (далее - наряд ФТУ-14) по фактическим затратам (время работы крана, оплата труда грузчиков, стропальщиков, машинистов крана), связанным с исправлением погрузки, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р;
4) акт о выполненных работах (оказанных услугах) формы ФПУ-26 (далее - акт ФПУ-26) с указанием конкретных выполненных работ по устранению коммерческих неисправностей (количество человек, проводивших устранение, количество затраченного времени на устранение), утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р;
5) акт формы ФМУ-73 (далее - акт ФМУ-73), в котором указывается количество израсходованных материалов, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 15.12.2008 г. N 2688р;
6) акт общей формы на производство маневровой работы в случае контрольной перевески при выявлении перегруза.
2.5. При необходимости также могут предоставляться другие материалы, подтверждающие факт нарушения ТУ.
2.6. При устранении коммерческих неисправностей силами МЧ ответственный работник МЧ оформляет наряд ФТУ-14.
В случае устранения коммерческой неисправности с использованием материалов МЧ составляется акт ФМУ-73.
Оформленные наряд ФТУ-14 и акт ФМУ-73 заверяются работником, осуществляющим контроль за устранением нарушений (бригадиром ПКО или КПБ, начальником железнодорожной станции, заместителем начальника железнодорожной станции) и в суточный срок направляются в МЧ.
МЧ в течение двух рабочих дней на основании полученных наряда ФТУ-14 и акта ФМУ-73 определяет итоговую сумму затрат, на основании которых формирует акт ФПУ-26 и в суточный срок направляет его на станцию исправления коммерческой неисправности.
Порядок пересылки нарядов ФТУ-14 и актов ФМУ-73, ФПУ-26 между ДС и МЧ устанавливается местными инструкциями.
2.7. При устранении коммерческих неисправностей силами ДС оформление нарядов ФТУ-14 и акта ФМУ-73 производится ответственным работником станции. Оформление актов ФПУ-26 производится работниками ДЦС или ДС.
2.8. Акт ФПУ-26 должен быть подписан руководителем предприятия, главным бухгалтером и заверен круглой печатью.
2.9. В случае присутствия уполномоченного представителя грузоотправителя на станции устранения коммерческих неисправностей, подтверждающие документы о понесенных ОАО "РЖД" расходах предъявляются ему на подпись.
2.10. В случае устранения коммерческих неисправностей:
1) материалами грузоотправителя составляются документы согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.3 Порядка, а также наряд ФТУ-14;
2) материалами и силами грузоотправителя составляются документы согласно пунктам 2.1, 2.2 и 23 Порядка.
III. Требования к формированию пакета документов
3.1. Для компенсации грузоотправителями расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, допущенными грузоотправителями, ДС станции обнаружения формирует пакет следующих документов:
3.1.1. акты общей формы:
- о выявленных коммерческих неисправностях и на отцепку вагона;
- на начало и окончание задержки вагона по вине грузоотправителя для увеличения срока доставки;
- на повторный осмотр (после подачи вагона к месту устранения коммерческой неисправности, если данный акт общей формы составлялся);
- на прием к перевозке после устранения коммерческой неисправности;
- на перевеску вагона при выявлении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона;
- на отгрузку излишка груза сверх трафаретной грузоподъемности, перевеску после отгрузки (при выявлении перегруза);
- на производство маневровой работы;
3.1.2. копии оперативных донесений с выявленных нарушениях ТУ и отцепке вагона;
3.1.3. копия железнодорожной накладной с проставленной в графе "Отметки перевозчика" отметкой о составлении указанных актов;
3.1.4. памятки ГУ-45 (ГУ-45ВШ на подачу/уборку вагонов;
3.1.5. выписка из Книги учета времени нахождения вагонов под исправлением коммерческих неисправностей формы ГУ-115:
3.1.6. наряд ФТУ-14 по оформлению затрат, связанных с исправлением погрузки;
3.1.7. акт ФМУ-73 об оказании услуг с перечнем затрат на устанавливаемые реквизиты крепления;
3.1.8. акт ФПУ-26:
3.1.9. фотоматериалы;
3.1.10. выписка из Книги учета контрольных перевесок вагонов формы ГУ-78 при выявлении и подтверждении перегруза сверх трафаретной грузоподъемности вагона;
3.1.11. копия коммерческого акта при его оформлении.
3.2. Все копии приложенных документов должны быть заверены подписью начальника станции или лица, его замещающего, и штемпелем станции.
IV. Передача пакета документов
4.1. В случае выявления коммерческой неисправности на дороге погрузки АФТОМ совместно с ДЦС, ДС организует сбор необходимого пакета документов со станции обнаружения:
4.1.1. После устранения коммерческой неисправности ДС станции обнаружения в течение трех рабочих дней с сопроводительным письмом пересылает (передает или направляет) в АФТОМ сформированный пакет документов согласно разделу 3 данного Порядка.
4.1.2. АФТОМ в течение трех рабочих дней с момента получения данного пакета осуществляет проверку на предмет соответствия требованиям раздела 3 Порядка и направляет его в ТЦФТОМ дороги погрузки.
В случаях:
- несвоевременного предоставления пакета документов АФТОМ информирует о данном факте ДЦС, который принимает меры по предоставлению пакета документов;
- некачественной подготовки пакета документов АФТОМ возвращает его ДС с указанием недостатков;
- повторного предоставления некачественных документов АФТОМ инициирует совещание совместно с ДЦС, ДС и составляет комплекс мер для исключения подобного.
4.1.3. Ответственный работник ТЦФТОМ в течение трех рабочих дней осуществляет проверку соблюдения сроков исполнения, полноту и качество оформления документов, подтверждающих факт обнаружения и выполнения работ по устранению коммерческой неисправности.
При выявлении недостатков в оформленных документах ответственный работник ТЦФТОМ запрашивает исправленные документы у АФТОМ, который в течение трех рабочих дней обеспечивает предоставление недостающих документов в ТЦФТОМ.
4.1.4. После проверки ответственный работник ТЦФТОМ подготавливает сопроводительное письмо, которое вместе с пакетом подтверждающих документов направляется в адрес АФТОМ, который организовывает взаимодействие с ДС станции погрузки для предъявления грузоотправителю требования о возмещении затрат ОАО "РЖД".
4.2. В случае выявления коммерческой неисправности за пределами дороги отправления:
4.2.1. После устранения коммерческой неисправности ДС станции обнаружения в течение трех рабочих дней с сопроводительным письмом пересылает (передает или направляет) в АФТОМ сформированный пакет документов согласно разделу 3 данного Порядка.
4.2.2. АФТОМ в течение трех рабочих дней с момента получения данного пакета осуществляет проверку на предмет соответствия требованиям раздела 3 Порядка и направляет его в ТЦФТОМ дороги для устранения коммерческой неисправности.
В случаях:
- несвоевременного предоставления пакета документов - АФТОМ информирует о данном факте ДЦС, который принимает меры по предоставлению пакета документов;
- некачественной подготовки пакета документов - АФТОМ возвращает его ДС с указанием недостатков;
- повторного предоставления некачественных документов - АФТОМ инициирует совещание совместно с ДЦС, ДС и составляет комплекс мер для исключения подобного.
4.2.3. Ответственный работник ТЦФТОМ в течение трех рабочих дней осуществляет проверку соблюдения сроков исполнения, полноту и качество оформления документов, подтверждающих факт обнаружения и выполнения работ по устранению коммерческой неисправности.
При выявлении недостатков в оформленных документах ответственный работник ТЦФТОМ запрашивает исправленные документы у АФТОМ, который в течение трех рабочих дней обеспечивает предоставление недостающих документов в ТЦФТОМ.
4.2.4. После проверки ответственный работник ТЦФТОМ дороги устранения коммерческой неисправности готовит сопроводительное письмо, которое вместе с пакетом подтверждающих документов направляется в ТЦФТОМ дороги погрузки.
4.2.5. ТЦФТОМ дороги погрузки в течение пяти рабочих дней рассматривает поступившие материалы. В случае недостаточности материалов запрашивает в ТЦФТОМ дороги устранения недостающие документы. При отсутствии замечаний подготавливает сопроводительное письмо, которое вместе с пакетом подтверждающих документов направляется АФТОМ, который организовывает взаимодействие с ДС станции погрузки для предъявления грузоотправителю требования о возмещении затрат ОАО "РЖД".
V. Компенсация расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей
5.1. Расходы ОАО "РЖД", связанные с устранением коммерческих неисправностей, допущенных грузоотправителями (нарушения требования ТУ, перегруз сверх трафаретной грузоподъемности вагона), компенсируются за счет грузоотправителей на основании документов, составленных станцией отцепки, в соответствии с настоящим Порядком и статьей 19 ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации".
5.2. ДС станции погрузки в течение трех рабочих дней с момента получения пакета документов в письменном виде уведомляет грузоотправителя о случае допущенного нарушения с указанием суммы расходов, понесенных ОАО "РЖД", а также о дате и месте проведения совместного совещания по расследованию случая.
5.3. По поступившим материалам ДС станции погрузки проводит совместно с грузоотправителем совещание по расследованию допущенного случая нарушения размещения и крепления груза с оформлением протокола.
5.4. По результатам расследования в случае признания вины грузоотправителем ответственным работником станции в АС ЭТРАН оформляется накопительная ведомость ф. ФДУ-92 с отражением суммы, подлежащей к оплате по коду платежа 437 "Устранение коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителя" свода ф. ФДУ-4, и предоставляется на подпись грузоотправителю.
Копии документов, подтверждающие оплату грузоотправителем, предоставляются в ТЦФТОМ.
При работе станции через контакт-центр ТЦФТО начальник станции через АФТОМ передает информацию в контакт-центр ТЦФТО порядком, установленным региональными нормативными документами.
5.5. В случае письменного отказа грузоотправителя от оплаты предъявленных сумм в добровольном порядке или при отсутствии ответа в течение десяти рабочих дней работником станции погрузки по данному факту составляется акт общей формы, который вместе с пакетом документов, с приложением уведомления и квитанции о направлении, письменного отказа (если имеется) направляется в ТЦФТОМ дороги погрузки для решения вопроса о взыскании начисленных сумм.
VI. Учет и автоматизация
6.1. Учет количества случаев коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей, ведется в автоматизированной системе ЕАСАПР М.
6.2. ДС, АФТОМ дороги обнаружения ведет учет отправленных материалов, присваивая порядковую нумерацию. Ежемесячно ответственным работником АФТОМ предоставляется в ТЦФТОМ отчет о количестве составленных материалов и направленных в ТЦФТОМ, на основании которого производится сверка данных.
6.3. По итогам месяца АФТОМ дороги погрузки совместно с ДЦС проводит разбор всех допущенных за отчетный период нарушений ТУ в вагонах погрузки своего региона. Суммы, взысканные за исправление нарушений ТУ, должны быть отражены в форме приложения к протоколу разбора.
Рекомендуемая форма приложения
Справка о компенсации затрат на исправление коммерческих неисправностей
Станция погрузки |
Грузоотправитель |
N вагона |
груз |
Выявленные нарушения ТУ |
Сумма, затраченная на исправление (работа крана, ФОТ машинистов, грузчиков), согласно наряду ФТУ-14, руб. |
Сумма, затраченная на материалы для устранения коммерческих неисправностей, согласно ФМУ-73, руб. |
Сбор за маневровую работу согласно акту ГУ-23, руб. |
Сбор за подачу/ |
Общая сумма расходов, руб. |
Сумма, взысканная с грузоотправителя, руб. |
Ст. Кряж |
ООО "Леспром" |
хххх |
п/м пакетир. |
гл. 2 п. 1.5 ТУ |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
отсутствует поперечное скрепление стоек | ||||||||||
ИТОГО по ДЦС: |
|
|
|
|
ХХХХ |
ХХХХ |
ХХХХ |
ХХХХ |
ХХХХ |
ХХХХ |
6.4. АФТОМ дороги погрузки до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, направляет протокол разбора в ТЦФТОМ.
Комментарий
В случае отцепки от состава поезда вагона для устранения допущенных грузоотправителем нарушений требований ТУ составляется акт общей формы ГУ-23. Некоторые из них выявляют работники ОАО "РЖД" при приеме груза к перевозке. Однако коммерческие неисправности обнаруживают также и в пути. Тогда вагон может быть отцеплен для устранения этих нарушений. Например, если произошло смещение груза, потребовалась замена реквизитов крепления.
В таком случае составляется акт, в котором указываются причины отставления от движения, о чем затем производится отметка в перевозочных документах. При этом фиксируется время, затраченное на исправление нарушения, и расходы, связанные с его устранением (на маневровую работу, вновь устанавливаемые реквизиты крепления, выполнение крановых операций, оплату труда).
В распоряжении ОАО "РЖД" N 200/р уточняется порядок выполнения всех этих процедур - как необходимо фиксировать коммерческие неисправности, возникшие по вине грузоотправителей и выявленные в пути следования.
Кроме того, на сети расширилась сфера применения электронного документооборота. Поэтому обращается внимание на то, в каких именно автоматизированных системах ОАО "РЖД" должны быть размещены те акты и справки, которые ранее оформлялись на бумаге. Основные виды коммерческих неисправностей и формы учета практически не изменились. А вот процедуры, связанные с фиксацией и порядком взыскания средств за устраненные неисправности, прописаны более четко. Это крайне важно, поскольку в данном случае между собой взаимодействуют специалисты разных служб ОАО "РЖД".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 2 февраля 2018 г. N 200/р "Об утверждении Порядка оформления документов и компенсации расходов ОАО "РЖД", связанных с устранением коммерческих неисправностей, возникших по вине грузоотправителей"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2018 г., N 9
Распоряжением ОАО "РЖД" от 5 марта 2022 г. N 554/Р настоящий документ признан утратившим силу с 5 марта 2022 г.