Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 6. Нормы браковки канатов ПС

Приложение N 6
к Обязательным требованиям
(пп. 122, 147, 203)

 

Нормы
браковки канатов ПС

 

1. Для оценки безопасности использования канатов ПС применяются следующие критерии:

а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;

 

 

 

 

б) разрыв пряди;

в) поверхностный и внутренний износ;

г) поверхностная и внутренняя коррозия;

д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);

ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;

з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.

2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, проводится по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.

Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.

3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.

При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).

 

Таблица 1

 

Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются

 

Число несущих проволок

в наружных прядях каната (n)

 

Конструкции канатов по ИСО и национальным (государственным) стандартам (если диаметр наружных

проволок во внешних прядях больше диаметра проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижается и отмечается знаком*)

Тип свивки

 

ГОСТ

на канат

Группа классификации (режима) механизма

М1, М2, М3, М4

М5, М6, М7, М8

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

Крестовая свивка

Односторонняя свивка

на участке каната длиной, измеряемой количеством его диаметров, мм

6d

30d

6d

30d

6d

30d

6d

30d

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

n<=50

6x7(6/1)

 

 

2

4

1

2

4

8

2

4

 

6x7(1+6)+1x7(1+6)

ЛК-О

3066-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x7(1+6)+ 1o.c.

ЛК-О

3069-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8х6(0+6)+9 о.с.

ЛК-О

3097-80

 

 

 

 

 

 

 

 

51<=n<=75

6x19(9/9/1)*

 

 

3

6

2

3

6

12

3

6

 

6x19(1+9+9)+1o.c.

ЛК-О

3077-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6х19(1+9+9)+7х7(1+6)*

ЛК-О

3081-80

 

 

 

 

 

 

 

 

76<=n<=100

18x7(1+6)+1o.c.

ЛК-О

7681-80

4

8

2

4

8

16

4

8

101<=n<=120

8x19(9/9/1)*

 

 

5

10

2

5

10

19

5

10

 

6x19(12/6/1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

101<=n<=120

6x19(12/6+6/F1)

 

 

5

10

2

5

10

19

5

10

 

6x25FS(12/12/1)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x19(1+6+6/6)+7x7(1+6)

ЛК-Р

14954-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x19(1+6+6/6)+1o.c.

ЛК-Р

2688-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x25(1+6; 6+12)+1o.c.

ЛК-З

7665-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x25(1+6; 6+12)+7x7(1+6)

ЛК-З

7667-80

 

 

 

 

 

 

 

 

121<=n<=140

8x16(0+5+11)+9 o.c.

ТК

3097-80

6

11

3

6

11

22

6

11

141<=n<=160

8x19(12/6+6F/1)

 

 

6

13

3

6

13

26

6

13

 

8x19(1+6+6/6)+1o.c.

ЛК-Р

7670-80

 

 

 

 

 

 

 

 

161<=n<=180

6x36(14/7+7/7/1)*

 

 

7

14

4

7

14

29

7

14

 

6x30(0+15+15)+7 o.c.

ЛК-О

3083-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x36(l+7+7/7+14)+1o.c*

ЛК-РО

7668-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)*

ЛК-РО

7669-80

 

 

 

 

 

 

 

 

181<=n<=200

6x31(1+6+6/6+12)+1o.c.

 

 

8

16

4

8

16

32

8

16

 

6x31(1+6+6/6+12)+7x7(1+6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6x37(1+6+15+15)+1o.c.

ТЛК-О

3079-80

 

 

 

 

 

 

 

 

201<=n<=220

6x41(16/8+8/8/1)*

 

 

9

18

4

9

18

38

9

18

221<=n<=240

6x37(18/12/6/1)

 

 

10

19

5

10

19

38

10

19

 

18x19(1+6+6/6)+1o.c.

ЛК-Р

3088-80

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву; 2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву; 3 - на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву.

 

 

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рис. 5д) или коррозии (рис. 6д) на 40% и более канат бракуется.

Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.

При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат допускается к работе при контроле за его состоянием при периодических осмотрах (с записью результатов в журнал осмотров ПС) и смене каната по достижении степени износа, указанной в табл.

 

Таблица 2

 

Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии

 

Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50

 

Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.

4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), должна быть проведена дефектоскопия каната по всей его длине.

При регистрации дефектоскопом потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.

5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.

6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9).

При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.

 

 

 

 

 

 

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при . Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать .

7. Канаты не допускаются к дальнейшей работе при обнаружении:

местного уменьшения диаметра каната (рис. 7);

корзинообразной деформации (рис. 10);

выдавливания сердечника (рис. 11);

выдавливания или расслоения прядей (рис. 12);

местного увеличения диаметра каната (рис. 13);

раздавленных участков (рис. 14);

перекручиваний (рис. 15);

заломов (рис. 16);

перегибов (рис. 17);

повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.