Приложение N 6
к Обязательным требованиям
(пп. 122, 147, 203)
Нормы
браковки канатов ПС
1. Для оценки безопасности использования канатов ПС применяются следующие критерии:
а) характер и число обрывов проволок (рис. 1-3), в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2. Браковка канатов, работающих со стальными и чугунными блоками, проводится по числу обрывов проволок в соответствии с табл. 1 и рис. 4.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуются при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа (рис. 5) или коррозии (рис. 6) на 7% и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок.
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 7).
Таблица 1
Число обрывов проволок, при наличии которых канаты двойной свивки, работающие со стальными и чугунными блоками, бракуются
Число несущих проволок в наружных прядях каната (n)
|
Конструкции канатов по ИСО и национальным (государственным) стандартам (если диаметр наружных проволок во внешних прядях больше диаметра проволок нижележащих слоев, класс конструкции понижается и отмечается знаком*) |
Тип свивки
|
ГОСТ на канат |
Группа классификации (режима) механизма |
|||||||
М1, М2, М3, М4 |
М5, М6, М7, М8 |
||||||||||
Крестовая свивка |
Односторонняя свивка |
Крестовая свивка |
Односторонняя свивка |
||||||||
на участке каната длиной, измеряемой количеством его диаметров, мм | |||||||||||
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
6d |
30d |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
n<=50 |
6x7(6/1) |
|
|
2 |
4 |
1 |
2 |
4 |
8 |
2 |
4 |
|
6x7(1+6)+1x7(1+6) |
ЛК-О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x7(1+6)+ 1o.c. |
ЛК-О |
3069-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8х6(0+6)+9 о.с. |
ЛК-О |
3097-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
51<=n<=75 |
6x19(9/9/1)* |
|
|
3 |
6 |
2 |
3 |
6 |
12 |
3 |
6 |
|
6x19(1+9+9)+1o.c. |
ЛК-О |
3077-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6х19(1+9+9)+7х7(1+6)* |
ЛК-О |
3081-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
76<=n<=100 |
18x7(1+6)+1o.c. |
ЛК-О |
7681-80 |
4 |
8 |
2 |
4 |
8 |
16 |
4 |
8 |
101<=n<=120 |
8x19(9/9/1)* |
|
|
5 |
10 |
2 |
5 |
10 |
19 |
5 |
10 |
|
6x19(12/6/1) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
101<=n<=120 |
6x19(12/6+6/F1) |
|
|
5 |
10 |
2 |
5 |
10 |
19 |
5 |
10 |
|
6x25FS(12/12/1)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x19(1+6+6/6)+7x7(1+6) |
ЛК-Р |
14954-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x19(1+6+6/6)+1o.c. |
ЛК-Р |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x25(1+6; 6+12)+1o.c. |
ЛК-З |
7665-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x25(1+6; 6+12)+7x7(1+6) |
ЛК-З |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
121<=n<=140 |
8x16(0+5+11)+9 o.c. |
ТК |
3097-80 |
6 |
11 |
3 |
6 |
11 |
22 |
6 |
11 |
141<=n<=160 |
8x19(12/6+6F/1) |
|
|
6 |
13 |
3 |
6 |
13 |
26 |
6 |
13 |
|
8x19(1+6+6/6)+1o.c. |
ЛК-Р |
7670-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
161<=n<=180 |
6x36(14/7+7/7/1)* |
|
|
7 |
14 |
4 |
7 |
14 |
29 |
7 |
14 |
|
6x30(0+15+15)+7 o.c. |
ЛК-О |
3083-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x36(l+7+7/7+14)+1o.c* |
ЛК-РО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x36(1+7+7/7+14)+ +7x7(1+6)* |
ЛК-РО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
181<=n<=200 |
6x31(1+6+6/6+12)+1o.c. |
|
|
8 |
16 |
4 |
8 |
16 |
32 |
8 |
16 |
|
6x31(1+6+6/6+12)+7x7(1+6) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6x37(1+6+15+15)+1o.c. |
ТЛК-О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
201<=n<=220 |
6x41(16/8+8/8/1)* |
|
|
9 |
18 |
4 |
9 |
18 |
38 |
9 |
18 |
221<=n<=240 |
6x37(18/12/6/1) |
|
|
10 |
19 |
5 |
10 |
19 |
38 |
10 |
19 |
|
18x19(1+6+6/6)+1o.c. |
ЛК-Р |
3088-80 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример определения числа обрывов наружных проволок стального каната: 1 - на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец, ответный конец оборванной проволоки отсутствует. Данный дефект соответствует одному обрыву; 2 - на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца. Данный дефект соответствует одному обрыву; 3 - на участке контроля одна из проволок имеет двукратное нарушение целостности. Поскольку нарушения целостности принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву.
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа (рис. 5д) или коррозии (рис. 6д) на 40% и более канат бракуется.
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат допускается к работе при контроле за его состоянием при периодических осмотрах (с записью результатов в журнал осмотров ПС) и смене каната по достижении степени износа, указанной в табл.
Таблица 2
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % |
Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1 |
10 |
85 |
15 |
75 |
20 |
70 |
25 |
60 |
30 и более |
50 |
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного каната.
4. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 8), должна быть проведена дефектоскопия каната по всей его длине.
При регистрации дефектоскопом потери сечения металла проволок, достигшей 17,5% и более, канат бракуется.
5. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
6. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 9).
При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при , где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при . Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать .
7. Канаты не допускаются к дальнейшей работе при обнаружении:
местного уменьшения диаметра каната (рис. 7);
корзинообразной деформации (рис. 10);
выдавливания сердечника (рис. 11);
выдавливания или расслоения прядей (рис. 12);
местного увеличения диаметра каната (рис. 13);
раздавленных участков (рис. 14);
перекручиваний (рис. 15);
заломов (рис. 16);
перегибов (рис. 17);
повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.