Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
(в части установления норматива отчислений штрафов за нарушение земельного законодательства),
внесенный Законодательном Собранием Нижегородской области
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 427398-7 "О внесении изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательном Собранием Нижегородской области, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается пункт 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дополнить новым подпунктом 6.3, согласно которому суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства зачисляются в местный бюджет по месту нахождения земельного участка по нормативу 100 процентов.
В настоящее время подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 БК РФ установлено, что за нарушение законодательства Российской Федерации, не предусмотренного отдельными пунктами данной статьи, суммы штрафов (в том числе за нарушение земельного законодательства) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
В пояснительной записке к законопроекту необходимости его принятия обосновывается тем, что органы власти и должностные лица, которым предоставлено право применять административное наказание в виде штрафов за нарушения земельного законодательства, как правило, находятся в административных центрах субъектов Российской Федерации. При этом органы местного самоуправления муниципальных образований, которым был причинен ущерб в результате совершения указанных правонарушений, должны принимать меры по минимизации или устранению последствий, возникающих в результате совершения таких правонарушений. В то же время данным органам не предоставлена возможность получать поступления от наложенных на их территории денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства.
По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит оптимизировать распределение сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства между бюджетами муниципальных образований и обеспечить местные бюджеты дополнительным источником доходов для реализации мероприятий по повышению эффективности работы органов местного самоуправления в области осуществления земельного контроля.
В целом реализация указанной в законопроекте идеи в Комитете не вызывает возражений. В частности, согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог и авансовые платежи по нему также подлежит зачислению в местный бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Вместе с тем необходимо учитывать, что по данным Правительства Российской Федерации в 2016 году общий объем поступлений от сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства составил всего лишь 1,1 млрд. рублей. При этом в общем объеме поступивших в 2016 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составили 1 331,1 млрд. рублей.
В связи с этим полагаем, что необходимость принятия законопроекта требует дополнительного обоснования, поскольку его положения устанавливают иной особый порядок зачисления сумм денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства Российской Федерации в местные бюджеты, по отношению к общему порядку зачисления штрафов в местные бюджеты, установленному в подпункте 7 пункта 1 статьи 46 БК РФ.
В целях обеспечения единого подхода относительно порядка зачисления указанных неналоговых доходов более приемлемым было бы внесение изменений в подпункт 7 пункта 1 статьи 46 БК РФ, изменяющих указанный общий порядок в целом. Например, данные изменения могут предусматривать возможность зачисления всех суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации в местные бюджеты, не по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), а по месту совершения соответствующих правонарушений. При этом применение указанного подхода также требует дополнительного обоснования и обсуждения.
Недостатком указанного законопроекта также является то, что в нем не указывается, в бюджеты каких видов муниципальных образований подлежат зачислению суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение земельного законодательства.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать принятие законопроекта в представленной редакции.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.