Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается распространить право применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на налогоплательщиков, осуществляющих производство драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, без лицензии, при реализации указанных драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам, внеся соответствующие изменения в подпункт 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость уточнения указанной нормы Налогового кодекса вызвана сложившейся правоприменительной практикой, в соответствии с которой действующие положения подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса распространяются исключительно на недропользователей, одновременно осуществляющих и добычу, и производство драгоценных металлов, которые в силу действующего законодательства обязаны получать лицензию на право пользования участками недр.
Между тем, как следует из статьи 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ), производством драгоценных металлов признается извлечение драгоценных металлов, в том числе из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
При этом, деятельность по производству драгоценных металлов из лома и отходов в настоящее время лицензированию не подлежит.
Таким образом, внесение в норму подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предлагаемых законопроектом изменений позволит устранить ее неоднозначное толкование и, соответственно, налоговые споры между налоговыми органами и субъектами производства драгоценных металлов из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы.
В связи с изложенным, Комитетом концепция настоящего законопроекта поддерживается.
При подготовке законопроекта ко второму чтению с целью исключения неоднозначного толкования положений подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса и подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса (которым предусмотрено освобождение от налогообложения НДС тех операций, которые не поименованы в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса) предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности уточнения перечня видов операций, облагаемых нулевой ставкой НДС в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, а также порядка подтверждения обоснованности применения указанной ставки налога при их совершении.
В частности, представляется целесообразным уточнить терминологию подпункта 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса с учетом определений терминов "добыча драгоценных металлов" и "производство драгоценных металлов", содержащихся в Федеральном законе от 26.03.1998 N 41-ФЗ.
Подтверждение обоснованности применения нулевой ставки НДС налогоплательщиками, осуществляющими операции, указанные в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса, предполагается на основании представляемых в налоговый орган документов, предусмотренных пунктом 8 статьи 165 Налогового кодекса. Между тем, несмотря на то, что подпунктом 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса предусмотрено применение нулевой ставки НДС также и при реализации драгоценных металлов фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, в подпункте 2 пункта 8 статьи 165 Налогового кодекса представление для обоснования нулевой ставки НДС документов, подтверждающих передачу драгоценных металлов указанным фондам, не предусмотрено.
Кроме того, несмотря на отсутствие в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса такого вида операции, как реализация драгоценных камней Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам, в пакете документов, представляемых для обоснования применения нулевой ставки НДС, указаны документы, подтверждающие передачу драгоценных камней указанным организациям.
Предлагается также рассмотреть вопрос о целесообразности исключения из предлагаемой законопроектом нормы указания на то, что налогоплательщики для целей применения нулевой ставки НДС в отношении реализованных драгоценных металлов могут осуществлять их производство без лицензии. Представляется, что отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, не являются предметом регулирования Налоговым кодексом. Кроме того, следует учитывать, что в случае если деятельность по производству драгоценных металлов из лома и отходов будет включена в перечень лицензируемых видов деятельности, то положения рассматриваемой нормы будут противоречить отраслевому законодательству.
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает. У Счетной палаты Российской Федерации замечания и предложения к законопроекту отсутствуют.
В связи с изложенным, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 435655-7 "О внесении изменения в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.