Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, М.В. Емельяновым, О.Н. Епифановой, О.А. Николаевым, О.А. Ниловым, Ф.С. Тумусовым, Г.З. Омаровым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 12 и 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), предусматривающие:
- увеличение с полутора до трех лет засчитываемого в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком, не достигшим трехлетнего возраста, с одновременным снятием ограничения по учету общей продолжительности такого стажа;
- установление индивидуального пенсионного коэффициента за каждый полный календарный год такого ухода за третьим или последующими детьми в размере 7,2.
В соответствии с действующими нормами Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также засчитываются отдельные "нестраховые" социально значимые периоды, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
В последние годы в целях усиления гарантий пенсионного обеспечения родителей, в том числе многодетных, уже были реализованы меры, направленные на повышение значимости периодов ухода за детьми.
Так, согласно изменениям, внесенным в пенсионное законодательство в 2014 и 2015 годах, включаемый в страховой стаж период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет был последовательно увеличен: сначала с трех до четырех с половиной лет, а затем до шести лет. Кроме того, в связи с введением учета пенсионных прав граждан в индивидуальных пенсионных коэффициентах (баллах) был изменен порядок возмещения Пенсионному фонду Российской Федерации расходов, возникающих при зачете в страховой стаж рассматриваемых периодов. Если ранее возмещение средств осуществлялось исходя из одного минимального размера оплаты труда, а это около 1 балла, то статьей 15 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрен новый порядок, в соответствии с которым осуществлявший уход за ребенком родитель при выходе на страховую пенсию получит дополнительные коэффициенты. При этом только для данной категории лиц применяется дифференцированный подход при установлении коэффициентов: за каждый полный календарный год ухода за первым ребенком - 1,8 балла, за вторым ребенком - 3,6 балла, за третьим и четвертым ребенком - 5,4 балла.
Следует отметить, что введение ограничений по продолжительности засчитываемых в страховой стаж "нестраховых" периодов обусловлено, в том числе, относительно невысокими требованиями к продолжительности страхового стажа, необходимого для приобретения права на страховую пенсию.
Так, по ранее действовавшему пенсионному законодательству пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом N 400-ФЗ требования к необходимому для приобретения права на страховую пенсию по старости страховому стажу были увеличены с 5 до 15 лет. Вместе с тем, повышение указанных требований происходит постепенно по одному году в год (в 2018 году необходимый страховой стаж составляет 9 лет).
Что касается введения в действие положения о необходимой величине индивидуального пенсионного коэффициента, то, как и в случае со страховым стажем, предусмотрен переходный период: в 2015 году достаточно было иметь 6,6 баллов, в 2018 году - 13,8 баллов и т.д.
Кроме того, как необходимая продолжительность страхового стажа, так и требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента "фиксируются" на день достижения застрахованным лицом общеустановленного пенсионного возраста, что позволяет гражданам в случае необходимости сформировать право на страховую пенсию по старости в более короткие сроки.
Обращаем внимание также, что в случае реализации законопроекта возникнут ситуации, когда весь необходимый для назначения страховой пенсии по старости страховой стаж будет сформирован исключительно из "нестраховых" периодов, что противоречит страховым принципам, на которых основано действующее пенсионное законодательство.
Разделяя мнение авторов законодательной инициативы о необходимости усиления мер поддержки граждан, имеющих детей, вместе с тем, полагаем, что задачи по повышению уровня пенсионного обеспечения указанных лиц в рамках системы обязательного пенсионного страхования целесообразно осуществлять на основе комплекса мероприятий, создающих условия для формирования их пенсионных прав в большем объеме, включая содействие в трудоустройстве, проведение профессиональной переподготовки, создание рабочих мест с гибким графиком работы, расширение использования надомной, дистанционной занятости и др.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы содержатся замечания о противоречии законопроекта концепции Федерального закона N 400-ФЗ, который основан на страховых принципах, предполагающих прямую зависимость размера пенсии от периодов страхового стажа, за который начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и их размера, а также о необходимости определения источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом, и корректировки даты вступления законопроекта в силу.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, не поддерживая законопроект, отмечает также, что предлагаемые изменения не согласуются с предусмотренными пенсионным законодательством страховыми принципами формирования пенсионных прав, направленными на учет зависимости пенсии от осуществления трудовой деятельности, в рамках которой осуществляется уплата страховых взносов, и на создание стимула для человека к труду на протяжении всего периода его трудоспособности.
Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
По итогам рассмотрения законопроекта Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.