Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 372369-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 372369-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы М.Е. Старшиновым, Н.Ю. Петруниным и другими (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается изложить в новой редакции статью 215.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), предусмотрев в ней ответственность за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность. Согласно предлагаемым изменениям уголовно наказуемым будет являться самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам.
В настоящее время статьей 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, максимальный размер которой предполагает наложение штрафа на граждан в размере до пятнадцати тысяч рублей и на должностных лиц в размере до восьмидесяти тысяч рублей. По мнению авторов законопроекта, существующая ответственность за самовольные подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также за приведение их в негодность представляется несоразмерной той степени общественной опасности, которая возникает в результате указанных незаконных действий. При этом данные правонарушения характеризуются наличием прямого умысла, о котором свидетельствует игнорирование субъектом преступления ранее имевших место фактов его административного преследования.
По мнению авторов законопроекта, необходимость принятия предлагаемых законопроектом изменений продиктована критической ситуацией, связанной с фактами самовольных подключений к газопроводам и нефтепроводам при невозможности квалификации таких противоправных и общественно опасных действий в качестве преступлений, предусмотренных действующими нормами УК РФ, что, в свою очередь, способствует постоянному росту случаев незаконных врезок в указанные сети, утечкам газа, а значит взрывам, гибели людей и повреждению имущества.
В целом положительно оценивая внесенный законопроект, вместе с тем Комитет в части вопросов своего ведения считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предлагается изложить статью 215.3 УК РФ в новой редакции, предусмотрев в частях первой и второй ответственность за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за указанные деяния. Комитет отмечает необходимость дополнения указанной статьи положениями, направленными на установление ответственности за самовольное подключение также к конденсатопроводам и продуктопроводам.
Комитет считает целесообразным отметить, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных статьей 215.3 УК РФ, выступает общественная безопасность в сфере функционирования объектов нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, в то время как в качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.19 КоАП, рассматриваются общественные отношения по поставке и использованию газа, энергии и нефти, а также по подключению и эксплуатации необходимых энергетических сетей, нефтепроводов и газопроводов. При этом привлечение лица к административной ответственности за совершение действий, предусмотренных статьей 7.19 КоАП, невозможно, если эти действия содержат уголовно наказуемые деяния, то есть, в том числе и деяния, предусмотренные статьей 215.3 УК РФ.
В связи с этим представляется некорректным признавать деяние, посягающее на собственность (например, безучетное использование газа), деянием, посягающим на общественную безопасность только по тому основанию, что такое деяние совершено повторно (лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние).
Комитет отмечает, что статьей 1 законопроекта предлагается изложить статью 215.3 УК РФ в новой редакции, предусмотрев уменьшение максимального срока наказания в виде лишения свободы (с восьми лет до шести) за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (часть пятая статьи 215.3 УК РФ в редакции законопроекта). Между тем обоснование смягчения уголовной ответственности в пояснительной записке не приводится.
При этом, в соответствии со статьей 1 законопроекта, реализация предложения об установлении одинакового наказания (части четвертая и пятая статьи 215.3 УК РФ в редакции законопроекта) как за приведение в негодность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо в отношении магистральных трубопроводов, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, так и за совершение этих деяний, не повлекших указанных последствий, нарушит сложившуюся систему дифференциации уголовной ответственности и не будет соответствовать принципу справедливости наказания в соответствии со статьей 6 УК РФ.
В то же время, Комитет отмечает, что только принятие данного закона не решит проблему в части организации врезок в нефтепроводы с целью хищения нефти и нефтепродуктов с целью дальнейшей реализации.
В настоящее время злоумышленниками используются различные способы организации врезок: от применения установок горизонтального бурения для устройства отводов до кустарных. С целью затруднения обнаружения врезок применяются полимерные трубы, запорная арматура, управляемая дистанционно по каналам связи и с длительным временем (десятки минут) открытия/закрытия с целью "обмана" систем обнаружения утечек. Значительный экологический ущерб наносится при организации "одноразовых" врезок (откачали и бросили) вследствии разлива углеводородов.
Собственник трубопровода несет затраты на ликвидацию врезок, на рекультивацию почвы, на выплату экологических штрафов, на возмещение упущенной выгоды собственнику земельного участка, по которому проходит трубопровод.
Проблема состоит в том, что существует спрос на похищенное углеводородное сырье с целью его дальнейшей переработки на минизаводах или перепродажи.
Таким образом, по мнению Комитета, к решению данной проблемы необходимо подходить комплексно:
- повысить меру ответственности (как предлагается в законопроекте), дополнив нормой возмещения затрат собственнику трубопровода на ликвидацию врезки и ее последствий виновной стороной;
- разработать законодательные нормы, ограничивающие оборот незаконно приобретенных углеводородов;
- разработать законодательные нормы, обеспечивающие доступ собственников трубопроводного транспорта на земельные участки, не принадлежащие собственникам трубопроводного транспорта, с целью проведения профилактических осмотров, ремонтов трубопроводов, а также проведения работ, связанных с устранением последствий разливов нефтепродуктов.
Комитет считает целесообразным отметить, что в пояснительной записке к законопроекту указывается, что принятие рассматриваемого законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета. При этом статьей второй законопроекта предлагается предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частями второй - шестой статьи 215.3 УК РФ, отнести к подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, что может повлечь за собой потребность в увеличении штатной численности и, соответственно, дополнительных расходов федерального бюджета на их содержание.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает концепцию законопроекта N 372369-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учетом замечаний, изложенных в настоящем заключении.
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.