Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N АКПИ18-127
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Стратиенко В.А.
с участием прокурора,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям П.
признании частично недействующим приложения N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам", установил:
приказом Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" (далее - Приказ) утверждена форма требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов для организаций, индивидуальных предпринимателей (далее - форма требования) (Приложение N 2). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 15 марта 2017 г., N 45958, и опубликован 16 марта 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным иском исковым заявлением о признании недействующим Приложения N 2 в той части, в которой содержащаяся в нем форма требования не предусматривает указание на налоговый период, за который подлежит уплате налог, как противоречащего пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 21, пункту 2 статьи 22, пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), нарушающего его право получать от налогового органа информацию о том, за какой налоговый период он обязан уплатить налог, и препятствующего ему в исполнении данной обязанности.
В обоснование своего требования П. указал, что он является плательщиком налога на доходы физических лиц как адвокат, учредивший адвокатский кабинет, 8 августа 2017 г. по почте им было получено требование, в котором отсутствовала информация о налоговом периоде, в связи с чем он обратился в Южно-уральский городской суда Челябинской области, решением которого ему отказано в удовлетворении его требования об оспаривании бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Челябинской области со ссылкой на оспариваемый акт.
Административный истец в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещен в установленном законе порядке, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях на административный иск Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и Минюст России указали, что Приказ принят уполномоченным органом исполнительной власти с соблюдением порядка принятия и введения в действие нормативных правовых актов, Приложение N 2 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель ФНС России представитель Минюста России поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.
Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков, проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Кодексом.
Статьей 31 НК РФ закреплено, что формы и форматы документов, предусмотренных этим кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочии в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти (пункт 4).
Пунктом 5 статьи 69 Кодекса установлено, что форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, является ФНС России, к полномочиям которой отнесено утверждение формы требования об уплате налога, сбора, страховых взносов (пункт 1, подпункт 5.9.2 пункта 5).
Реализуя предоставленные полномочия, ФНС России разработала и утвердила формы требований.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего формы требований, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Следовательно, оспариваемый в части нормативный правовой акт принят полномочным федеральным органом исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие.
Понятие требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, совокупность сведений, которые должно оно содержать, форма и порядок его подписания и направления налогоплательщику закреплены в статье 69 Кодекса.
В силу названной нормы требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, оно направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункты 1, 2, 3). Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (пункт 4). Данной нормой также предусмотрено, что в случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Форма требования, содержащаяся в Приложении N 2, в полной мере соответствует приведенным нормам закона, поскольку содержит весь перечень сведений, который законодателем отнесен к числу обязательных.
Статья 69 НК РФ не относит к числу обязательных реквизитов требования указание на налоговый период, за который подлежит погашению задолженность по налогу.
Отсутствие в форме требования, не предусмотренного Кодексом или иными нормативными актами в сфере налогового законодательства, такого реквизита, как налоговый период, не может являться основанием для признания нормативного правового акта в оспариваемой части не соответствующим Кодексу.
Отсутствие в форме требования указания на налоговый период не меняет правовую природу требования как акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности, и не может служить основанием для отказа суда от проверки законности и обоснованности требования, выставленного по этой форме налогоплательщику, не ограничивает прав налогоплательщика на получение информации о размере своей задолженности перед бюджетом, которая подлежит погашению, об основаниях ее взимания, о сроках ее погашения, правовых последствиях неисполнения требования в срок, обладать информацией о наименовании, адресе налогового органа, который направил требование, а также об исполнителе - должностном лице налогового органа, сформировавшим требование, проводить совместно с налоговым органом, направившим требование, сверку расчетов начисленных пеней до наступления срока исполнения требования при наличии разногласий.
Довод административного истца о противоречии Приложения N 2 в оспариваемой части пункту 1 статьи 17, пункту 1 статьи 21, пункта 1 статьи 69 НК РФ является несостоятельным, поскольку приведенные нормы Кодекса не регулируют вопросы, связанные с содержанием требования, не устанавливают состав его обязательных реквизитов, в том числе и указание на необходимость наличия в нем сведений, о налоговом периоде, за который подлежит погашению недоимка по налогу.
Более того, исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 52 НК РФ выставлению в адрес налогоплательщика требования об уплате налога предшествует направление налогового уведомления. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 июля 2004 г. N САЭ-3-04/440@ "О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц" утверждена форма, предусматривающая указание суммы налога, подлежащей уплате, а также информации о периоде, за который подлежит уплате налог.
Оспариваемая форма требования утверждена Приказом для организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым административный истец не относится, в связи с чем его прав не нарушает.
Принимая во внимание, что Приложение N 2 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении административного искового заявления П., о признании частично недействующим приложения N 2 к приказу Федеральной налоговой службы от 13 февраля 2017 г. N ММВ-7-8/179@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам" отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Верховный Суд РФ подтвердил, что форма требования об уплате налога для организаций и ИП не должна содержать информацию о налоговом периоде.
В силу НК РФ налоговый период, за который нужно погасить задолженность по налогу, не относится к обязательным реквизитам требования.
Отмечается, что выставлению требования предшествует направление налогового уведомления, в котором в т. ч. указывется период, за который нужно уплатить налог.
Более того, форма утверждена для организаций и ИП, к которым истец как адвокат не относится.
Таким образом, форма в оспариваемой части не противоречит актам большей юридической силы и не нарушает права истца.
Решение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N АКПИ18-127
Текст решения официально опубликован не был