Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Приложение 2
Обоснование целевых значений показателей эффективности перехода Росфинмониторинга на отечественное офисное программное обеспечение
Данное обоснование выполнено в соответствии с "Методическими рекомендациями по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения" в отношении следующих категорий (типов) офисного ПО, по которым в Плане-графике перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения установлены плановые значения индикаторов эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения ниже рекомендуемых.
Такими категориями (типами) являются:
1. Офисный пакет в составе: текстовый редактор, табличный редактор, органайзер, коммуникационное ПО.
2. Операционные системы.
3. Почтовые приложения (в составе офисного пакета).
Введение
Программное обеспечение, отнесенное к категории "офисное программное обеспечение", используется Центральным аппаратом и территориальными органами Росфинмониторинга в составе автоматизированных рабочих мест (АРМ), Единой информационной системы (ЕИС) Росфинмониторинга. Все сотрудники Росфинмониторинга являются пользователями ЕИС.
Предельная штатная численность работников центрального аппарата Федеральной службы по финансовому мониторингу установлена в количестве 435 единиц, работников территориальных органов - в количестве 461 единицы.
Единая информационная система в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма является государственной информационной системой, создание и развитие которой осуществляются Федеральной службой по финансовому мониторингу на основании Указа Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 года N 808 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу".
В ЕИС обрабатываются и хранятся сведения ограниченного распространения (банковская тайна, тайна следствия, персональные данные и др.). С целью обеспечения требований по обработке такого рода информации внутренний сегмент и Internet-сегмент ЕИС разделены между собой и имеют гальваническую развязку.
Следствием разделения ЕИС на сегменты является в том числе работа пользователей на нескольких АРМ. Все пользователи имеют индивидуальные АРМ во внутреннем сегменте ЕИС и индивидуальные или групповые АРМ для работы в Internet-сегменте. Количество АРМ приведено в таблице 1.
Таблица 1
АРМ в составе ЕИС Росфинмониторинга по состоянию на ноябрь 2017 года
Подразделение Росфинмониторинга |
Кол-во АРМ во внутреннем сегменте |
Кол-во АРМ в Internet-сегменте |
Центральный аппарат |
534 |
265 |
Территориальные органы |
427 |
115 |
Итого |
961 |
380 |
В составе всех АРМ ЕИС Росфинмониторинга во внутреннем сегменте и частично - в составе АРМ Internet сегмента используется специальное программное обеспечение.
ЕИС активно используется в деятельности Росфинмониторинга, обеспечивает требуемую эффективность аналитической работы и оперативное взаимодействие со всеми субъектами системы противодействия отмыванию денежных средств и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) как в Российской Федерации, так и с подразделениями финансовых разведок иностранных государств.
Система постоянно развивается в связи с изменениями в законодательстве, а также ввиду расширения полномочий Росфинмониторинга. Ежегодно по результатам выполнения работ по развитию проводится аттестация ЕИС и система вводится в постоянную эксплуатацию в составе подсистем и компонент с расширенными функциональными возможностями.
Развитие системы осуществляется на основании Концепции развития ЕИС, Общего технического задания на развитие системы и Финансово-экономического обоснования работ, которые были актуализированы в 2016 году и согласованы с Минкомсвязи России (положительное заключение о целесообразности финансирования и реализации мероприятий от 3.08.2016 N ДА-П8-085-15712).
Полный перечень компонентов, входящих в состав ЕИС Росфинмониторинга с указанием их назначения, а также состав программных средств и базового программного обеспечения представлен в Приложении 1.
I. Формирование и анализ возможных вариантов развития ЕИС Росфинмониторинга
Порядок перехода Росфинмониторинга на использование отечественного офисного программного обеспечения определяется приказом Росфинмониторинга от 12.11.2017 N 378 "Об утверждении Плана-графика перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15.11.2017"
Часть мероприятий, таких как "Подготовка требований к характеристикам отечественного офисного программного обеспечения, планируемого к использованию в деятельности работников Росфинмониторинга, с учетом его функционирования в составе АРМ ЕИС", "Определение состава отечественного офисного программного обеспечения из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, удовлетворяющего требованиям Росфинмониторинга к офисному программному обеспечению Росфинмониторинга, а также взаимодействия с системами внешних организаций и ведомств" были реализованы ранее в соответствии с приказами Росфинмониторинга N 64 от 28.02.2017 и N 233 от 24.07.2017, которыми утверждались планы перехода Службы на отечественное офисное программное обеспечение.
Корректировка планов и издание новых приказов обусловлены изменением требований нормативных документов о переходе на отечественное офисное программное обеспечение.
Возможности Росфинмониторинга обеспечить рекомендуемые значения показателей эффективности перехода на отечественное офисное программное обеспечение (Приложения 1, 2 к Методическим рекомендациям по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения, утвержденным приказом Минкомсвязи России от 25.09.2017 N 495) существенно ограничены возможными вариантами развития ЕИС Росфинмониторинга, все АРМ сотрудников ЦА и территориальных органов Службы входят в состав ЕИС и на большинстве из них помимо офисного программного обеспечения функционирует специальное ПО.
С целью обеспечить достижение рекомендуемых значений показателей эффективности перехода на отечественное офисное программное обеспечение Росфинмониторингом рассматривались различные варианты развития ЕИС:
1. Полный перевод ЕИС на отечественное офисное ПО в период до 2020 года.
2. Перевод на отечественное офисное ПО АРМ в составе создаваемых и развиваемых компонентов ЕИС с 2018 года и далее.
3. Перевод на отечественное офисное ПО создаваемых компонентов ЕИС в период с 2018 года и далее.
4. Перевод на отечественное офисное ПО в период с 2018 года и далее АРМ ЕИС, на которых не используется специальное программное обеспечение ЕИС, для которого базовым ПО является Специализированная информационно-технологическая платформа (СИТП) Росфинмониторинга.
II. Анализ вариантов развития ЕИС
Вариант N 1
Применительно к Росфинмониторингу достижение рекомендованных значений показателей эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения возможно только путем полного перевода на отечественное офисное ПО всех АРМ в составе ЕИС.
Согласно п. 3 раздела II Дополнительных требований к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2017 г. N 325 к офисному ПО отнесены операционные системы (ОС), реализация Варианта N 1 фактически потребует реинжиниринга компонентов ЕИС, использующих в своем составе иностранные программные библиотеки, в том числе:
1) "Специализированная информационно-технологическая платформа" (СИТП) Технологической подсистемы Единой информационной системы Росфинмониторинга является ключевой программной платформой ЕИС для функционирования 80% функциональности ЕИС. Компонент СИТП предназначен для автоматизации следующих процессов:
- декларативного описания пользовательского интерфейса, правил разграничения доступа и бизнес-логики информационной системы. Описание строго структурировано и хранится в одном месте (Базе знаний);
- оперативного изменения пользовательского интерфейса и поведения системы в соответствии с текущими бизнес-требованиями;
- унификации пользовательского интерфейса как следствия единого механизма интерпретации метаданных. Внесение изменений в функционал интерпретатора мгновенно отражается на всех объектах интерфейса;
- интеграции с системами управления базами данных различных производителей;
- обеспечения эффективного функционирования информационной системы, разработанной с использованием Компонента.
В Компоненте СИТП используется следующие программные модули иностранного производства:
a. для реализации графического интерфейса используются программные библиотеки Microsoft .NET FRAMEWORK и DevExpress .NET;
b. для реализации хранения метаописания - СУБД Microsoft SQL Server.
СИТП функционирует под управлением операционной системы Microsoft Windows и не поддерживает работу других операционных систем.
2) СУБД Oracle является центральным хранилищем данных ЕИС, используемых компонентами ЕИС, а также:
a. для реализации процессов трансформации, идентификации, нормализации - PL/SQL хранимые процедуры/функции;
b. для реализации бизнес-логики приложения - PL/SQL хранимые объекты.
3) СУБД SQL Server является хранилищем данных для компонент КОДАХ, КИВ, КСАНД, СЗ и других, а также:
a. для формирования многомерных кубов;
b. для реализации бизнес-логики приложения - хранимые объекты на Transact-SQL;
4) iRule BigData TS является in-memory database, выполняющее функции хранения многомерных кубов. На текущий момент iRule BigData TS, являясь разработкой российской компании, не входит в реестр отечественного ПО.
5) СУБД Oracle EPM System является специализированной витриной объектов данных для многомерного анализа компонента "Макроанализ и статистика" (МАИС).
Для полного перевода текущей программной архитектуры на отечественное программное обеспечение необходимо:
1) Выполнить реинжиниринг программной архитектуры ЕИС (в т.ч. системного и общесистемного ПО), разработать программные компоненты с использованием отечественного ПО.
2) Для всех экземпляров СУБД Oracle в контурах ЕИС нужно также предусмотреть техническое переоснащение серверного оборудования на х86 архитектуру.
3) Для АРМ пользователей необходимо установить отечественную операционную систему, входящую в реестр отечественного ПО.
4) Для новой архитектуры ЕИС необходимо "с нуля" разработать программное обеспечение ЕИС, рабочую/эксплуатационную документацию.
5) Провести все виды испытаний для вновь разработанного ПО:
a. Предварительные испытания;
b. Опытная эксплуатация;
c. Приемочные испытания (включая нагрузочное, интеграционное тестирование компонент в составе ЕИС).
6) Выполнить масштабное внедрение в центральном аппарате Росфинмониторинга и территориальных подразделениях.
7) Выполнить мероприятия по модернизации или замене средств защиты информации, включая закупку и монтаж.
8) Выполнить сертификацию вновь разработанного компонента СИТП (или его аналога) на соответствие требованиям по безопасности информации.
9) Аттестовать ЕИС ФСТЭК Российской Федерации.
По предварительной оценке, затраты на реинжиниринг ЕИС будут сопоставимы с затратами на создание и развитие программных компонентов ЕИС в период 2014-2017 года (в текущей конфигурации и функциональности системы) и оцениваются в 750 млн рублей при структуре работ, представленной в таблице 2:
Таблица 2
Структура работ
Оценка затрат по реинжинирингу не включает в себя стоимость на приобретение необходимых неисключительных прав на программное обеспечение и оборудование. Оценка также не включает в себя затрат на реинжиниринг средств информационной безопасности КСОИБ.
Вывод по варианту N 1:
Затраты варианта 1 для осуществления полного перехода на отечественное программное обеспечение многократно превышают ежегодные затраты на развитие ЕИС Росфинмониторинга, поэтому нет возможности выполнить перевод ЕИС на отечественное ПО.
Вариант N 2
В рамках варианта N 2 предполагается внести изменение в проект ЕИС таким образом, чтобы продолжить использовать существующий функционал ЕИС на АРМ с ОС Windows, а вновь разрабатываемые и модифицируемые функции системы реализовывать на базе отечественного ПО.
При реализации данного решения стоимость работ по развитию прикладного программного обеспечения ЕИС с использованием отечественного программного обеспечения по предварительной оценке увеличится вдвое - со 150 млн руб. (средние ежегодные затраты Росфинмониторинга на развитию программной составляющей ЕИС) до 300 млн руб. в среднем в год.
При этом выполнение в ходе развития ЕИС ряда функциональных требований, (преимущественно - это требования по интеграции программных компонентов) невозможно без доработки базовых набор библиотек (framework), что сравнимо с реализацией СИТП Росфинмониторинга на базе отечественного программного обеспечения и оценивается в сумму порядка 150 млн рублей.
При более детальной проработке Вариант N 2 оказывается практически нереализуемым, т.к. ежегодно выполняемые работы по развитию ЕИС затрагивают существенную часть процессов деятельности Росфинмониторинга.
Например, по состоянию на 2017 год в реестр процессов деятельности Росфинмониторинга внесено 208 процессов. Работы по развитию ЕИС в 2017 году затронули 32 процесса (и них 2 процесса общего назначения (общий документооборот, планирование, управление персоналом и т.п.) и 30 процессов специального назначения, относящихся к сфере ПОД/ФТ).
Применительно к Варианту N 2 это потребует не просто реализацию новых функций системы на базе отечественного ПО, а перенос в новую среду всех функций ЕИС, используемых на шагах соответствующих процессов. Учитывая взаимную связанность функции ЕИС, реальное количество затрагиваемых процессов деятельности будет гораздо выше.
Вывод по варианту N 2
Вариант N 2 является фактически нереализуемым ввиду высоких затрат при существенном снижении производительности, т.к. пользователям потребуется одновременно работать в двух операционных системах, что неприемлемо.
Вариант N 3
В качестве альтернативного варианта допускается рассмотреть перевод офисного ПО (в т.ч. серверное ПО) в составе разрабатываемых компонент ЕИС, начиная с 2018 года, как это предусмотрено Вариантом N 3.
Вариант N 3 является расширением варианта N 2 в части дополнительной разработки серверной части с использованием отечественного программного обеспечения.
Так же, как и в Варианте N 2 при реализации Варианта N 3 пользователю Росфинмониторинга потребуется одновременно работать в двух операционных системах, что неприемлемо, т.к. придется постоянно переключаться между несколькими персональными станциями для работы в одном и том же компоненте.
Вывод по варианту N 3:
Для варианта N 3, как и для варианта N 2, отсутствует приемлемая технической возможность реализации. В связи с этим вариант является несостоятельным для рассмотрения.
Вариант N 4
Для достижения максимально возможных значений показателей эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения (установлены в Плане-графике перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения) для варианта N 4 предусмотрен перевод АРМ контура ВВ ЕИС на отечественное офисное ПО.
Необходимые для этого мероприятия были учтены при подготовке обращения Росфинмониторинга к Президенту Российской Федерации по вопросу дополнительного финансирования ЕИС Росфинмониторинга в 2018 году. В результате получено положительное решение (поручение от 05.10.2017 N Пр-2036).
Перевод АРМ контура К на отечественное офисное ПО вариантом N 4 не предусматривается, как нецелесообразный с точки зрения реализации в текущих условиях финансирования.
Вывод по варианту N 4:
Вариант N 4 является фактически единственным реализуемым вариантом с точки зрения доступных объемов финансирования и запланирован к реализации в рамках Плана-графика перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения.
III. Обоснование плановых значений показателей эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения
Обоснование выполнено в отношении следующих категорий (типов) офисного ПО, по которым в Плане-графике перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения установлены плановые значения индикаторов эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения ниже рекомендуемых.
Такими категориями (типами) являются:
1. Офисный пакет в составе: текстовый редактор, табличный редактор, органайзер, коммуникационное ПО.
2. Операционные системы.
3. Почтовые приложения (в составе офисного пакета).
При обосновании рассматривается реализация Варианта N 4 развития ЕИС Росфинмониторинга.
ЕИС Росфинмониторинга разделен на два контура:
1. Контур К (внутренняя ЛВС) с 534 АРМ центрального аппарата (ЦА) и 427 АРМ территориальных подразделений (МРУ)
2. Контур ВВ (интернет-сегмент) с 265 АРМ центрального аппарата (ЦА) и 115 АРМ территориальных подразделений (МРУ)
В центральном аппарате используется 47% отечественного офисного пакета - встроенные средства просмотра и редактирования документов и почтовое приложение в составе СИТП в составе контура К. Для территориальных органов значение данного показателя составляет 55%.
При развитии ЕИС по варианту N 4 значения показателя для ЦА и территориальных органов остаются неизменными.
При выделении дополнительного финансирования в размере 200 млн рублей в контуре ВВ будут установлены отечественные операционные системы на АРМ пользователя в период 2018-2020 годов. Предполагается поэтапная реализация перехода на отечественные операционные системы в контуре ВВ (интернет-сегмент) ЕИС, которая обеспечит достижение плановых значений индикаторов эффективности перехода в отношении перечисленных выше категорий (типов) ПО.
Заключение
Планом-графиком перехода в 2017-2020 годах Федеральной службы по финансовому мониторингу на использование отечественного офисного программного обеспечения установлены максимально возможные плановые значения индикаторов эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения, учитывающие функционирование в Службе введенной в эксплуатацию Единой информационной системы в условиях текущего финансирования, включая ожидаемое дополнительное финансирование в 2018 году в размере 200 млн руб.
При проектировании, создании и развитии ЕИС Росфинмониторинга учитывались рекомендации по импортозамещению иностранного ПО. В результате, несмотря на то, что плановые значения Индикаторов эффективности перехода на использование отечественного офисного программного обеспечения ниже рекомендуемых для трех типов программного обеспечения (ОС, офисное ПО и почтовые приложения), Система может устойчиво функционировать в условиях возможных санкций в области ПО, поскольку:
1. Приобретенного количества лицензий ПО иностранного происхождения достаточно для эксплуатации без закупок новых (дополнительных) лицензий в обозримой перспективе.
2. Уже в настоящее время целый ряд ПО эксплуатируется без продления лицензий и технической поддержки (используются стабильные версии ПО, обновления которых не требуются).
3. Риски в области информационной безопасности минимизированы за счет использования отечественных антивирусных решений и средств защиты, а также функционированием основной части системы в контуре К, который не имеет подключения к сети Интернет и другим внешним системам.
4. Ключевые компоненты ЕИС разработаны и поддерживаются отечественными компаниями - разработчиками ПО, при этом исключительные права на указанные компоненты принадлежат Российской Федерации в лице Росфинмониторинга. В Приложении 2 перечислены соответствующие компонентам ЕИС нематериальные активы Росфинмониторинга.
В рамках мероприятия 724.00100724.16.Р.086.18 "Развитие объекта учета ЕИС" Плана информатизации Федеральной службы по финансовому мониторингу на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов предусмотрено внесение изменений в проект развития ЕИС, в том числе, с целью обеспечения поэтапного перехода на отечественное программное обеспечение, в рамках которого планируется разработка соответствующих технических решений и оценка стоимости их реализации.
Разработку технических решений по переводу всех компонентов ЕИС Росфинмониторинга на отечественное ПО, включая уже разработанный функционал системы, планируется осуществить после завершения развития ЕИС. Учитывая текущие и прогнозируемые объемы финансирования это может быть осуществлено в 2023-25 годах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.