Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 5
к договору об обмене
электронными сообщениями
при переводе денежных средств
в рамках платежной системы
Банка России
Порядок
разрешения разногласий при обмене ЭС
1. Согласительная комиссия (далее - комиссия) создается Банком совместно с Клиентом с целью разрешения разногласий при обмене ЭС, установления фактических обстоятельств, послуживших основанием для их возникновения, а также для проверки подлинности и контроля целостности ЭС.
2. При возникновении разногласий в связи с обменом ЭС при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России заявляющая разногласие Сторона (Клиент либо Банк) (далее - Сторона-инициатор) направляет другой Стороне (Клиенту либо Банку) заявление о разногласиях, подписанное уполномоченным должностным лицом, с изложением причин разногласий и предложением создать комиссию.
В заявлении указываются:
наименование Стороны-инициатора;
тип и описание претензии;
фамилии, инициалы и занимаемые должности представителей Стороны-инициатора, которые будут участвовать в работе комиссии;
место, время и дату сбора комиссии (не позднее 7 рабочих дней со дня отправления заявления).
До подачи заявления Сторона-инициатор обязана убедиться в целостности своего программного обеспечения, неизменности используемой ключевой информации, а также отсутствии несанкционированных действий со стороны персонала, обслуживающего АРМ обмена.
3. В состав комиссии включается равное количество представителей каждой Стороны (до пяти человек, включая представителей службы безопасности, юридической службы и иных), а также в случае необходимости независимые специалисты, не представляющие какую-либо из Сторон.
Члены комиссии от каждой Стороны назначаются приказом либо иным распорядительным актом соответствующей Стороны.
В случае необходимости привлечения независимых специалистов, имеющих официально подтвержденную квалификацию, специалист считается назначенным только при согласии обеих Сторон, выраженном в письменной форме.
Порядок оплаты работы независимых специалистов в комиссии определяется по предварительному согласованию Сторон.
4. Комиссия создается на срок до 10 рабочих дней. В случае необходимости срок работы комиссии по согласованию Сторон может быть продлен до 30 рабочих дней.
5. Стороны обязуются оказывать содействие в работе комиссии и не допускать отказа от предоставления необходимых документов.
6. Стороны обязуются предоставить комиссии возможность ознакомления с условиями и порядком работы своих программных и аппаратных средств, используемых для обмена ЭС (АРМ обмена).
7. Работа комиссии проходит в два этапа.
7.1. Первый этап - подготовительный.
7.1.1. Комиссия осуществляет контроль целостности (путем расчета контрольных значений) программы, с помощью которой осуществляется контроль целостности программного обеспечения (ПО) СКЗИ АРМ обмена, и целостность ПО СКЗИ, установленного на АРМ обмена. Полученные результаты сравниваются со значениями, записанными в Акте о готовности Клиента к обмену электронными сообщениями с Банком России. При их совпадении данное ПО СКЗИ АРМ обмена принимается к использованию в работе комиссии. При наличии в составе СКЗИ, применяемых при приеме-передаче ЭС, средств для разбора разногласий (АРМ разбора конфликтных ситуаций) комиссия может в своей работе использовать эти средства.
7.1.2. Комиссии при необходимости передаются: сертификаты ключей регистрационного центра и Клиента с соответствующими регистрационными карточками, справочник сертификатов ключей, находящийся на АРМ обмена Клиента, актуальный на момент обработки оспариваемого ЭС, а также другие материалы.
Распечатки сертификатов ключей регистрационного центра и Клиента сравниваются с соответствующими регистрационными карточками. При положительном результате сравнения проверенные сертификаты ключей принимаются к использованию в работе комиссии.
7.2. Второй этап - проверка и анализ спорных ЭС.
7.2.1. Комиссией рассматриваются разногласия следующих типов:
Сторона-отправитель утверждает, что не направляла ЭС, а Сторона-получатель утверждает, что ЭС был получен;
Сторона-получатель утверждает, что не получала ЭС, а Сторона-отправитель утверждает, что ЭС был направлен.
7.2.2. Разрешение разногласий первого типа осуществляется в следующем порядке.
Сторона-получатель представляет ЭС, оспариваемый Стороной-отправителем.
Комиссия осуществляет проверку КА (ЭП) Стороны-отправителя с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.
При положительном результате проверки КА (ЭП) в ЭС, предоставленном Стороной-получателем, комиссия делает вывод о том, что Сторона-отправитель направляла ЭС Стороне-получателю и должна нести за него ответственность.
Если Сторона-отправитель настаивает на том, что данный ЭС она не отправляла, комиссия может дополнительно сделать вывод о возможной компрометации закрытого ключа КА (ЭП) Стороны-отправителя, что не снимает ответственность Стороны-отправителя за данный ЭС.
Если проверка КА (ЭП) Стороны-отправителя по оспариваемому ЭС дает отрицательный результат, то комиссия делает вывод о том, что Сторона-отправитель не направляла ЭС Стороне-получателю и не должна нести за него ответственность. В этом случае ответственность за ЭС несет Сторона-получатель.
7.2.3. Разрешение разногласий второго типа осуществляется в следующем порядке. Сторона-отправитель представляет ЭС, полученный от Стороны-получателя, о результатах проверки КА (ЭП) в ЭС Стороны-отправителя (независимо от того, с каким результатом (положительным или отрицательным) завершена проверка), что свидетельствует о получении ЭС Стороной-получателем.
Комиссия осуществляет проверку КА (ЭП) в ЭС, предоставленном Стороной-отправителем, с помощью принятого комиссией к использованию ПО СКЗИ.
При положительном результате проверки КА (ЭП) в ЭС, предоставленного Стороной-отправителем, комиссия делает вывод о том, что Сторона-получатель получила ЭС и несет за него ответственность.
В случае отрицательного результата проверки КА (ЭП) в ЭС, представленном Стороной-отправителем, или в случае непредставления ЭС Стороной-отправителем, комиссия делает вывод о том, что Сторона-получатель не получала ЭС и ответственность за него не несет.
Комиссия не принимает к рассмотрению претензии по ЭС, для которых Альбомом УФЭБС не предусмотрено получение подтверждения о получении ЭС от Стороны-получателя, снабженного КА (ЭП) Стороны-получателя.
8. По итогам работы комиссии составляется акт, содержащий:
описание фактических обстоятельств, послуживших основанием для возникновения разногласий;
описание работ, проведенных членами комиссии;
вывод по результатам работы комиссии по оспариваемому ЭС и его обоснование.
Акт составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии. Каждой из Сторон комиссия направляет по одному экземпляру акта для принятия решения. Члены комиссии, не согласные с мнением большинства вправе изложить особое мнение, которое прикладывается к акту.
9. Если на предложение Стороны-инициатора о создании комиссии ответ другой Стороны не был получен или был получен отказ от участия в работе комиссии или другая Сторона препятствовала работе комиссии, Сторона-инициатор вправе составить акт в одностороннем порядке с указанием причины его составления. В акте приводится информация, указанная в пункте 8 настоящего порядка. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается уполномоченными должностными лицами Стороны-инициатора. Один экземпляр акта направляется другой Стороне.
10. Акт комиссии является основанием для принятия Сторонами окончательного решения, которое должно быть подписано Сторонами не позднее 10 (десяти) рабочих дней после дня окончания работы комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.