Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 67-КГ18-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Юрьева И.М.,
судей Горохова Б.А., Назаренко Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по Ермолы Марии Алексеевны к администрации Коченевского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по кассационной жалобе Ермолы Марии Алексеевны на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Ермола М.А. обратилась в суд с иском к администрации Коченевского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм.
В обоснование своих требований истец указала на то, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время обучается на 1 курсе Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики, проживает с супругом, который не имеет жилья, в квартире на условиях коммерческого найма. Другого жилого помещения в собственности или в пользовании она не имеет.
6 октября 2015 года на основании постановления администрации Коченевского района Новосибирской области N 1234 Ермола М.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени жилым помещением истец не обеспечена. В ответ на обращение истца администрация Коченевского района Новосибирской области сообщила, что жилые помещения предоставляются в соответствии с Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в порядке очередности. Истец считает, что ответчиком нарушается её право на обеспечение жилым помещением.
Решением Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований Ермолы М.А. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2016 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ермолы М.А. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, отмене указанных судебных постановлений, как принятых с существенным нарушением норм материального права, и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2017 года по ходатайству Ермолы М.А. восстановлен срок для подачи кассационной жалобы на решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2016 г. по делу по иску Ермолы М.А. к администрации Коченевского района Новосибирской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 января 2018 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А. от 3 апреля 2018 года кассационная жалоба Ермолы М.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки. От представителя ответчика поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителя.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ермола М.А. родилась ... года в ... области, её родители - отец Краснослободцев А.А. и мать Краснослободцева Е.А. в 2004 году лишены родительских прав на основании решения суда.
На основании постановления Главы администрации Коченевского района от 19 марта 2010 года N 393 Краснослободцева (в настоящее время Ермола) М.А. направлена на воспитание в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; этим же постановлением за ней закреплено право пользования жилым помещением - квартирой ... дома ... в посёлке ... района ... области, в которой она зарегистрирована с ... года.
Решением межведомственной комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, в Коченевском районе Новосибирской области от 1 октября 2015 г. N 5 было установлено, что проживание Краснослободцевой М.А. в закрепленном жилом помещении по адресу: ..., невозможно, так как площадь жилого помещения на одного зарегистрированного члена семьи составляет 9,3 кв.м, что менее учётной нормы.
Постановлением Главы администрации Коченевского района от 6 октября 2015 г. N 1234 Краснослободцева М.А. принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
В ответ на обращение истца администрация Коченевского района Новосибирской области письмом от 15 февраля 2016 г. сообщила, что жилые помещения предоставляются в соответствии с Законом Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в порядке очерёдности, на 10 февраля 2016 г. номер очереди истца 130.
Разрешая исковые требования Ермолы М.А., суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии у истца права на внеочередное обеспечение жилым помещением. При этом суд исходил из того, что ответчик выполнил возложенную на него действующим законодательством обязанность по включению истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории лиц в порядке очередности в зависимости от времени принятия на учёт соответствует положениям ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ в новой редакции и ст. 2 Закона Новосибирской области от 5 июня 2013 г. N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С данными выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребёнка, который достиг возраста 18 лет и который включён в Список, а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, как установлено судом, формируемый на основании Закона Новосибирской области от 5 июня 2013 года N 331-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Список предполагает установление очерёдности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах судам следовало, руководствуясь статьями 76 (часть 5) и 120 (часть 2) Конституции Российской Федерации, принять решение в соответствии с действующим федеральным законодательством. Однако этого сделано не было, что повлекло за собой вынесение незаконных судебных постановлений.
Ссылка суда апелляционной инстанции на то, что удовлетворение исковых требований Ермолы М.А. о предоставлении жилого помещения фактически приведёт к нарушению законных прав иных граждан, включённых в сводный список ранее истца, не может быть принята во внимание, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не ставят обязанность по предоставлению жилья указанным лицам в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очерёдности лиц равной категории.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судами нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Ермолы М.А., в связи с чем решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2016 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права и установленными обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Коченевского районного суда Новосибирской области от 3 августа 2016 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 ноября 2016 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Юрьев И.М. |
Судьи: |
Горохов Б.А. |
|
Назаренко Т.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2018 г. N 67-КГ18-8
Текст определения официально опубликован не был