Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 11-АПГ18-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мухутдинова Юрия Михайловича о признании недействующим пункта 120 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденного распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года, которым административное исковое заявление Мухутдинова Ю.М. удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., возражения представителя Мухутдинова Ю.М. - Романова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год (далее - Перечень).
Данное распоряжение зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 декабря 2015 года за N 3152, опубликовано на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 24 декабря 2015 года, в газетах "Республика Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 186, "Ватаным Татарстан" от 25 декабря 2015 года N 196, а также в официальном печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 5 апреля 2016 года N 25, ст. 0842.
Пунктом 120 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2016 год включено здание с кадастровым номером ..., расположенное по адресу: ...
Мухутдинов Ю.М., являющийся собственником помещений в указанном здании, обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим названного пункта Перечня, указав, что включение указанного здания в Перечень противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", так как здание не входит в категорию торговых центров (комплексов). Включение указанного здания в Перечень нарушает права и законные интересы Мухутдинова Ю.М., так как возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела, просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
На апелляционную жалобу представителем административного истца Романовым А.А. и прокуратурой Республики Татарстан представлены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к объектом налогообложения относит в том числе здание, строение, сооружение, помещение (подпункт 6 пункта 1 названной статьи).
Пунктом 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1 и подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень объектов недвижимого имущества, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 2 процентов, в отношении прочих объектов налогообложения налоговая ставка составляет 0,5 процента.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Условия признания объекта недвижимости торговым центром (комплексом) установлены пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственниками и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В Республике Татарстан в соответствии со статьей 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" установлены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 названной статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 ноября 2014 года N 896 утверждены состав сведений, подлежащих включению в Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и направлению в электронной форме в налоговые органы, и Порядок формирования, ведения, утверждения и опубликования указанного Перечня.
Указанным Порядком предусмотрено, что в Перечень включаются объекты недвижимого имущества, указанные в части 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (пункт 2).
Перечень утверждается распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3).
На основании приведенных положений законодательства суд пришел к правильному выводу о том, что распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2847-р "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016" принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Судом установлено, что здание с кадастровым номером по адресу: ..., включено Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в указанный Перечень под пунктом 120 как торговый центр (комплекс) на основании сведений государственного кадастра недвижимости о расположении здания на земельном участке с кадастровым номером _ с видом разрешенного использования "размещение торговых объектов (автосалонов)", а также исходя из предназначения здания - для размещения автосалона.
В здании расположены помещения N 1001 с кадастровым номером ..., N 1002 с кадастровым номером ... N 1003 с кадастровым номером ..., N 1004 с кадастровым номером ...5, N 1005 с кадастровым номером ... N 1006 с кадастровым номером ..., N 1007 с кадастровым номером ... собственником которых является административный истец Мухутдинов Ю.М.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, основываясь на материалах административного дела, сделал правильный вывод о противоречии оспариваемого пункта Перечня федеральному законодательству, поскольку земельные участки, расположенные под объектом недвижимости с кадастровым номером ... в течение 2016 года, не предусматривали размещения на них торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания населения.
Судом установлено, что согласно акту обследования земельного участка органом муниципального земельного контроля от 9 февраля 2017 года, объект недвижимости, то есть здание, в котором находятся помещения, принадлежащие административному истцу, с кадастровым номером расположен на земельных участках с кадастровыми номерами ..., (образованными в результате раздела земельного участка с кадастровым номером ... и поставленными на кадастровый учет 16 декабря 2016 года) и земельном участке с кадастровым номером ...
Земельные участки с кадастровыми номерами ... и ... поставлены на государственный кадастровый учет 28 апреля 2016 года, образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., который был образован в связи с разделом земельного участка с кадастровым номером ... 20 октября 2015 года. Все перечисленные земельные участки имели вид разрешенного использования "под здания и сооружения базы".
Факт расположения названного выше здания в указанный период на земельном участке с кадастровым номером ..., зафиксированный в кадастровом паспорте данного объекта недвижимости, своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел и опровергается исследованными судом доказательствами.
Суд, исследовав технический паспорт здания с кадастровым номером ..., договоры аренды (субаренды) площадей в нем, пришел к выводу об отсутствии в здании площадей, предназначенных под торговые помещения, предприятия общественного питания или бытового обслуживания, а также об отсутствии сведений о фактическом использовании здания в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположено здание, не предусматривал размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а доказательств предназначения или фактического использования не менее 20 процентов общей площади здания в указанных целях суду первой инстанции не представлено, отнесение такого здания к категории торговых центров (комплексов) по признакам, установленным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций", нельзя признать законным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в соответствии с частью 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности включения здания в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества возлагается на министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, суд первой инстанции на законных основаниях признал не действующей со дня принятия оспариваемую норму.
Доводы административного ответчика о том, что здание с кадастровым номером ... включено в Перечень на основании информации, содержащейся в государственном кадастре недвижимости на момент формирования Перечня на 2016 год, на правильность постановленного судом решения не влияют, поскольку достоверность данной информации не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.
При рассмотрении дела судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 177, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 15 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2018 г. N 11-АПГ18-4
Текст определения официально опубликован не был