Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2018 г. N 10-АПГ18-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Никулиной Е.С. о признании недействующим пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков находящихся в собственности Кировской области, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/25, в части применения при расчёте арендной платы 4,5-кратного размера земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа "Город Киров", по апелляционным жалобам Правительства Кировской области и Администрации муниципального образования "Города Киров" на решение Кировского областного суда от 23 ноября 2017 г., которым заявление удовлетворено.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту номер названного постановления следует читать как "N 241/925"
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца Никулина А.Н., представителей Администрации муниципального образования "Город Киров" и Департамента муниципальной собственности администрации г. Кирова Симоновой Т.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
индивидуальный предприниматель Никулина Е.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 6 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков находящихся в собственности Кировской области, утверждённого постановлением Правительства Кировской области от 24 декабря 2013 г. N 241/25, в части применения при расчёте арендной платы 4,5-кратного размера земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа "Город Киров".
Административный истец, оспаривая нормативный акт, полагал, что акт нарушает его права и противоречит основным принципам определения арендной платы при расчёте аренды земельных участков, находящих в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
Решением Кировского областного суда от 23 ноября 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Правительство Кировской области и Администрация муниципального образования "Город Киров" обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неполное исследование обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, административным истцом и прокуратурой Кировской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Правительства Кировской области и прокуратуры Кировской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителей лиц участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В отношении земельных участков, расположенных на территории Кировской области, Правительством Кировской области принято постановление от 24 декабря 2013 г. N 241/25 "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в собственности Кировской области", которое официально опубликовано на официальном сайте Правительства Кировской области - www/kirovreg.ru.
Пунктом 6 указанного Положения установлены коэффициенты, которые умножаются на величину земельного налога для определения годового размера арендной платы за земельные участки. Величина коэффициентов поставлена в зависимость от расположения земельного участка в границах городского округа "Город Киров" (коэффициент 4,5) или за его пределами (коэффициент 2).
Согласно материалам дела предприниматель Никулина Е.С. является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: г. ..., с кадастровым номером ..., с видом разрешенного использования: торгово-офисное здание, категория земель: земли населённых пунктов, площадью 618 кв.м, предоставленного для завершения строительства объекта недвижимости. Размер годовой арендной платы за 2016 г. и 2017 г. определяется с использованием коэффициента 4,5, установленного пунктом 6 Положения, который умножается на размер земельного налога в отношении земельных участков, расположенных в границах городского округа "Город Киров", в то время как в отношении прочих земельных участков применяется коэффициент 2.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленной формулы при расчёте арендной платы противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582).
Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.
Согласно материалам дела, оспариваемой нормой установлен годовой размер арендной платы за земельные участки, указанные в пункте 1 Положения, за исключением земельных участков, предусмотренных пунктами 2-5 этого Положения, расположенных в границах городского округа "Город Киров".
Поскольку арендованный Никулиной Е.С. земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, расчёт арендной платы должен производиться исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определённому уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
В обоснование соответствия оспариваемого акта принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительную записку к проекту постановления Правительства Кировской области.
Вместе с тем, представленная пояснительная записка не содержит анализа характеристик земельных участков, в том числе климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние коммерческой недвижимости в г. Кирове и иных муниципальных образований в составе Кировской области, а также расчётов величины коэффициентов по арендной плате и не может являться надлежащим экономическим обоснованием установленных коэффициентов.
Снижение доходности бюджета муниципального образования "Город Киров" недостаточно для принятия решения об установлении коэффициентов.
С учетом изложенного Судебная коллегия полагает, что оспариваемый акт принят без надлежащего экономического обоснования, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации и государственная собственность на которые не разграничена.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кировского областного суда от 23 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Кировской области и Администрации муниципального образования "Город Киров" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2018 г. N 10-АПГ18-1
Текст определения официально опубликован не был