Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2018 г. N 302-ЭС18-885
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.04.2017 по делу N А58-5792/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2017 по тому же делу, установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Дальневосточная железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к акционерному обществу Холдинговая компания "Якутуголь" о взыскании 601 481 рубля 28 копеек платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования за октябрь 2015 года по договору на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 03.08.2009 N 1673 (далее - договор).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.04.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 23.11.2017 указанные судебные акты оставил без изменения.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования на основании условия договора, не соответствующего закону.
При этом суды исходили из следующего.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным подъездным путем является составляющей сбора за подачу и уборку вагонов, ставки которого установлены Правилами применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте (Тарифное руководство N 3), утвержденными постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15.
В пункте 17 договора сторонами предусмотрен сбор за подачу и уборку вагонов, исчисляемый как сумма ежесуточной оплаты за работу локомотива по ставкам таблицы N 8 Тарифного руководства N 3 за расстояние 15,0 км и ежесуточной оплаты за пользование железнодорожным подъездным путем по ставкам части 2 таблицы N 11 Тарифного руководства N 3 за расстояние 5,85 км, с учетом коэффициента доплаты к сборам, коэффициента индексации по соответствующей группе подъездного пути.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-5095/11 пункты 2.7.1, 2.7.6.1, 2.7.6.2, 2.7.13 Тарифного руководства N 3 в части, устанавливающей ежесуточную уплату сбора за пользование железнодорожным путем необщего пользования, признаны недействующими как не соответствующие абзацу 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ), Положению о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечню работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируется государством, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, подпунктам "б", "в" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", поскольку регулируемая государством цена на возмездное оказание услуги по подаче и уборке вагонов не предусматривает возможности взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным подъездным путем (железнодорожным путем необщего пользования).
Учитывая изложенное, а также действие в период заключения и исполнения договора регулируемой государством цены на услугу по подаче и уборке вагонов, не предусматривающей возможности взимания ежесуточной платы за пользование железнодорожным подъездным путем, отсутствие изменений в Тарифном руководстве N 3 и пункте 17 договора после внесения изменений в статью 58 УЖТ РФ, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания указанной платы на основании условия договора, не соответствующего закону.
Обращаясь в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, ОАО "РЖД" указывает, что с 01.04.2015 вступили в силу изменения в часть третью статьи 58 УЖТ РФ, согласно которым перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает сбор, включающий в себя плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, и статья 58 УЖТ РФ дополнена частью шестой, предусматривающей, что размеры указанных сборов и платы могут устанавливаться соглашением сторон (Федеральный закон от 31.12.2014 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Ссылаясь на положения статьи 58 УЖТ РФ, письма Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 28.05.2015 N ТС-6279/10, Министерства транспорта Российской Федерации от 01.04.2016 N АЦ-26/3881, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11.04.2016 N АР/23572/16, пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, заявитель считает, что поскольку спорным периодом является октябрь 2015 года и законодательное регулирование в этот период позволяло перевозчику взыскивать плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, размер платы установлен в договоре и ее размер не превышает предельный уровень сбора за подачу и уборку вагонов, установленный Тарифным руководством N 3, - плата начислена им правомерно.
Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, жалоба вместе с делом подлежат передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.04.2017 по делу N А58-5792/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.11.2017 по тому же делу вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 25 июня 2018 года на 12 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 мая 2018 г. N 302-ЭС18-885 по делу N А58-5792/2016
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2775/17
25.09.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5792/16
23.11.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5757/17
18.07.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2775/17
03.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-5792/16