Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 36-КГ17-14
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 марта 2018 г. гражданское дело по иску Мамыкиной Людмилы Максимовны к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации
по кассационной жалобе Мамыкиной Л.М. на решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Мамыкина Л.М. 14 октября 2016 г. обратилась в суд с иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию в лице отдела социальной защиты населения в Ярцевском районе о признании действий незаконными, возобновлении выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В обоснование заявленных требований Мамыкина Л.М. указала, что проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире ... в многоквартирном жилом доме ...
В период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. Мамыкиной Л.М. как инвалиду II группы предоставлялась мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы, а с 1 января 2016 г. - мера социальной поддержки в форме компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов этого взноса.
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225 Мамыкиной Л.М. с 1 августа 2016 г. приостановлена выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов в связи с наличием задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт за четыре месяца.
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 августа 2016 г. N 1075 выплата Мамыкиной Л.М. названной компенсации прекращена с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение соглашения о его реструктуризации.
Мамыкина Л.М. считает решения Департамента Смоленской области по социальному развитию о приостановлении и о последующем прекращении выплаты ей денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов незаконными, поскольку по состоянию на 26 июля 2016 г. все текущие платежи по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома ею были внесены.
Определением Ярцевского городского суда Смоленской области от 22 ноября 2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области".
Решением Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. в удовлетворении исковых требований Мамыкиной Л.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
На решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. Мамыкиной Л.М. в Верховный Суд Российской Федерации подана кассационная жалоба.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А. от 29 июня 2017 г. Мамыкиной Л.М. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В повторной кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации Мамыкиной Л.М., ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, как незаконных.
По запросу заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 16 октября 2017 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Петровой Т.А. от 9 февраля 2018 г. определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2017 г. об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменено, кассационная жалоба Мамыкиной Л.М. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Мамыкина Л.М. сведений о причинах своей неявки не сообщила. От представителей Департамента Смоленской области по социальному развитию и некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" поступили письменные возражения на кассационную жалобу. В письменных возражениях Департамента Смоленской области по социальному развитию содержится в том числе просьба о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё от Департамента Смоленской области по социальному развитию и некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Мамыкина Л.М. является инвалидом II группы, проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире, расположенной по адресу: ...
Как инвалиду II группы Мамыкиной Л.М. в период с 1 августа 2008 г. по 31 июля 2016 г. предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, а с 1 января 2016 г. - также в виде компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В июле 2016 года в отдел социальной защиты населения в Ярцевском районе Смоленской области из некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" поступила информация о наличии у Мамыкиной Л.М. задолженности по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за четыре месяца, в связи с чем решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 июля 2016 г. N 225 Мамыкиной Л.М. с 1 августа 2016 г. была приостановлена выплата денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за взнос на капитальный ремонт. В качестве правового основания для приостановления предоставления названной меры социальной поддержки в решении указаны подпункты 2, 3 пункта 4.1 раздела 4 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утверждённого постановлением администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713.
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 26 августа 2016 г. N 1075 прекращена выплата Мамыкиной Л.М. компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг с 1 августа 2016 г. в связи с отсутствием документов, подтверждающих уплату долга или заключение с некоммерческой организацией"Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" соглашения о реструктуризации долга.
По информации, поступившей по запросу суда от некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области", задолженность Мамыкиной Л.М. по лицевому счёту N ..., открытому в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ..., по состоянию на 31 июля 2016 г. составила 1 192 руб. 01 коп., по состоянию на 17 ноября 2016 г. с учётом произведённой оплаты 3 ноября 2016 г. - 875 руб. 24 коп.
Разрешая спор и отказывая Мамыкиной Л.М. в удовлетворении иска о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановлению ей выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и о возобновлении этих выплат, суд первой инстанции сослался на положения статей 154, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также на положения постановления администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов" и исходил из того, что у Мамыкиной Л.М. имеется задолженность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме более двух месяцев, наличие и размер которой Мамыкиной Л.М. не опровергнуты, вследствие чего пришёл к выводу о том, что решение о прекращении Мамыкиной Л.М. выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме принято органом, осуществляющим предоставление названной меры социальной поддержки, правомерно.
При этом суд указал, что предоставление такой меры социальной поддержки, как выплата денежного эквивалента 50 процентов расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по их оплате. При невыполнении гражданином своих платёжных обязательств, в отношении которых ему по законодательству положена выплата денежного эквивалента, у него отсутствуют соответствующие расходы на оплату жилого помещения, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и, следовательно, отпадает основание для выплаты соответствующей компенсации расходов на оплату денежного эквивалента.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Так, согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счёт средств соответствующих бюджетов.
Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, относятся в том числе инвалиды.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наём и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определённого по показаниям приборов учёта, но не более нормативов потребления;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
В силу части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчёта субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильём инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учёт до 1 января 2005 г.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведённых ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счёт средств соответствующий бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").
На территории Смоленской области предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов".
Пунктом 1 названного постановления Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 определено, что формой предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, является компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не более 50 процентов указанного взноса (далее также - компенсация расходов).
Постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. также утверждён Порядок предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов (далее - Порядок).
Условия приостановления, возобновления и прекращения выплаты компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме приведены в разделе 4 Порядка (пункты 4.1-4.24).
Так, согласно подпункту 2 пункта 4.1 Порядка выплата компенсации расходов получателю приостанавливается, в частности в случае неуплаты последним текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
В этом случае выплата компенсации расходов приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили названные обстоятельства (пункт 4.5 Порядка).
Решение о приостановлении выплаты компенсации расходов принимается отделом (сектором) социальной защиты населения Департамента в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения обстоятельств, указанных в пункте 4.1 Порядка, и в течение 3 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения направляется в сектор социальных выплат, приёма и обработки информации Смоленского областного государственного казённого учреждения "Центр социальных выплат, приёма и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя (пункт 4.2 Порядка).
Для возобновления выплаты компенсации расходов в случае её приостановления в соответствии с подпунктом 2 пункта 4.1 Порядка (неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев) получатель или его представитель представляет в сектор социальных выплат, приёма и обработки информации смоленского областного государственного казённого учреждения "Центр социальных выплат, приёма и обработки информации" по месту жительства (месту пребывания) получателя или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства (месту пребывания) получателя (при наличии МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя) заявление в письменной форме о возобновлении выплаты компенсации расходов и документы, содержащие сведения о наличии (об отсутствии) задолженности по плате за наём и плате за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги (далее также - задолженность по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, взноса на капитальный ремонт), либо соглашение о погашении этой задолженности (при наличии у получателя такой задолженности) в случае, если информация о сведениях, содержащихся в указанных документах и соглашении, не находится в распоряжении организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства (пункт 4.7 Порядка).
В силу пункта 4.9 Порядка при наличии уважительных причин возникновения случаев приостановления выплаты компенсации расходов, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 4.1 названного порядка (стационарное лечение, санаторно-курортное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок), для возобновления выплаты компенсации расходов получатель или его представитель представляет в сектор Учреждения по месту жительства (месту пребывания) получателя или МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя (при наличии МФЦ по месту жительства (месту пребывания) получателя) заявление в письменной форме о возобновлении выплаты компенсации расходов и документы, подтверждающие наличие уважительных причин.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 4.15 Порядка начисление и выплата компенсации расходов пользователю прекращаются, в том числе в случае непогашения задолженности по оплате за жилое помещение, коммунальные услуги, уплате взноса на капитальный ремонт или несогласования срока погашения указанной задолженности в течение одного месяца с даты направления получателю уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов (при отсутствии уважительных причин, указанных в пункте 4.9 Порядка).
При прекращении начисления и выплаты компенсации расходов на основании подпункта 5 пункта 4.15 Порядка получатель в случае устранения причин, по которым была прекращена выплата компенсации расходов, вправе вновь обратиться за её назначением и выплатой в соответствии с разделом 2 Порядка. Компенсация расходов начисляется и выплачивается вновь с 1-го числа месяца, в котором выплата компенсации расходов была прекращена, но не более чем за три года (пункт 4.19. Порядка).
Согласно приведённым нормативным положениям право определённых категорий граждан, в том числе инвалидов на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, источники финансирования этой меры социальной поддержки установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, которые, находясь в системной связи с нормами жилищного законодательства, регулирующими вопросы оплаты жилого помещения и устанавливающими обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), имеют целевое назначение - уменьшение фактических затрат граждан, в данном случае инвалидов, по оплате жилого помещения.
По общему правилу меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме предоставляются гражданам, имеющим право на такие меры социальной поддержки, при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, по уплате взносов на капитальный ремонт или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по её погашению. Наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, отсутствие соглашения по погашению указанной задолженности и (или) невыполнение гражданином условий такого соглашения могут являться основанием для приостановления или прекращения предоставления гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период её образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжёлое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Нормами регионального законодательства, в частности Порядком предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утверждённым постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713, установлен перечень оснований для приостановления и прекращения выплаты указанных компенсаций. Так, выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, на уплату взноса на капитальный ремонт приостанавливается в случае неуплаты инвалидом текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев. Выплата указанной компенсации прекращается, если задолженность по названным платежам не погашена в течение одного месяца с даты направления гражданину уведомления о приостановлении выплаты компенсации расходов. Вместе с тем, если у гражданина, являющегося получателем компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, задолженность по оплате названных расходов образовалась по уважительной причине, выплата компенсации расходов подлежит возобновлению. При этом приведённый в пункте 4.9 Порядка предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов, утверждённого постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713, перечень уважительных причин исчерпывающим не является.
Таким образом, само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении гражданину, в данном случае инвалиду, мер социальной поддержки. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Между тем судебными инстанциями, разрешившими спор по требованиям Мамыкиной Л.М., ... года рождения, являющейся инвалидом II группы, о проверке законности приостановления и в последующем прекращения предоставления ей такой меры социальной поддержки, как денежная компенсация расходов на оплату жилого помещения, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и постановлением Администрации Смоленской области от 13 ноября 2015 г. N 713 "О форме предоставления на территории Смоленской области мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, детям-инвалидам и гражданам, имеющим детей-инвалидов", положения приведённых выше норм федерального и регионального законодательства в их системной взаимосвязи, не предусматривающих возможность отказа гражданину, имеющему задолженность по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в предоставлении мер социальной поддержки в форме выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, если эта задолженность образовалась по уважительной причине, не учтены. Выводы судебных инстанций о наличии оснований для приостановления и последующего прекращения выплаты Мамыкиной Л.М. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме сделаны без учёта фактических обстоятельств дела, причин и периода образования у Мамыкиной Л.М. задолженности по взносам на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Как указывалось ранее, подпунктом 2 пункта 4.1 Порядка установлено, что выплата компенсации расходов получателю приостанавливается в случае неуплаты получателем текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
Из материалов дела усматривается, что в период с января 2015 г. и до момента принятия 26 июля 2016 г. Департаментом Смоленской области по социальному развитию решения о приостановлении Мамыкиной Л.М. выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, уплату взноса на капитальных ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а в последующем до принятия Департаментом Смоленской области по социальному развитию 1 августа 2016 г. решения о прекращении выплаты Мамыкиной Л.М. компенсации расходов в связи с непогашением задолженности ежемесячные взносы на капитальный ремонт, то есть текущие платежи, согласно суммам, означенным в квитанциях некоммерческой организации "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области", Мамыкиной Л.М. оплачивались в полном объёме.
Вывод судебных инстанций о том, что у Мамыкиной Л.М. имелась задолженность по уплате текущих взносов на капитальный ремонт, не соответствует имеющимся в деле доказательствам - оплаченным Мамыкиной Л.М. в установленный частью 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации срок квитанциям на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Ссылка судебных инстанций на то, что у Мамыкиной Л.М. по состоянию на 1 января 2015 г. имелась задолженность по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, которая ею не погашена и в настоящий момент составляет 825 рублей, вследствие чего у ответчика имелись основания для приостановления, а в связи с непогашением ею этой задолженности и несогласованием срока её погашения - для прекращения выплаты Мамыкиной Л.М. компенсации расходов, необоснованна, сделана без учёта фактических обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Мамыкина Л.М. в процессе разрешения спора неоднократно указывала на то, что задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт она не имеет, с момента получения первой квитанции на уплату взноса на капитальный ремонт, то есть с 1 января 2015 г., она регулярно и своевременно производит уплату взносов на капитальный ремонт. При этом Мамыкина Л.М. обращала внимание судебных инстанций на то, что договор о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от 1 октября 2014 г., направленный ей некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" вместе с первой квитанцией на уплату взноса и полученный ею в конце декабря 2014 г., она не подписала, поскольку была не согласна нести расходы на уплату взносов на капитальный ремонт за период, предшествовавший моменту заключения названного договора, в связи с чем направила соответствующую претензию, ответ на которую в установленный срок не получила.
Таким образом, между Мамыкиной Л.М. и региональным оператором - некоммерческой организацией "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Смоленской области" имеется спор о наличии и причинах образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за период с октября 2014 г. по декабрь 2014 г., который не разрешён до настоящего времени.
Приведённые обстоятельства с учётом даты получения (конец ноября 2014 г.) Мамыкиной Л.М. первой квитанции на уплату взноса на капитальный ремонт, возраста и состояния здоровья Мамыкиной Л.М., последующей регулярной уплатой ею взноса на капитальный ремонт в совокупности свидетельствуют об уважительных причинах, по которым указанная в квитанции как сумма задолженности сумма 825 рублей Мамыкиной Л.М. не оплачена, в связи с чем у Департамента Смоленской области по социальному развитию отсутствовали правовые основания для отказа Мамыкиной Л.М. в предоставлении такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг, уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Однако указанным обстоятельствам надлежащей правовой оценки с учётом приведённых выше норм материального права судебными инстанциями не дано, вопрос об уважительности причин возникновения у Мамыкиной Л.М. задолженности по уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме судебными инстанциями не обсуждался, что повлияло на правильность выводов суда по существу рассмотренного спора.
При таких данных выводы судов первой и апелляционной инстанций о правомерности действий ответчика по приостановлению, а затем и по прекращению истцу выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, коммунальных услуг и уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт основанными на неправильном применении и толковании норм материального права.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Мамыкиной Л.М., что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Мамыкиной Л.М. о признании незаконными действий Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановлению и прекращению выплаты Мамыкиной Людмиле Максимовне денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и о возложении на Департамент Смоленской области по социальному развитию обязанности возобновить выплату Мамыкиной Людмиле Максимовне денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 августа 2016 г.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области от 19 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 28 февраля 2017 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Мамыкиной Людмилы Максимовны удовлетворить.
Признать незаконными действия Департамента Смоленской области по социальному развитию по приостановлению и прекращению выплаты Мамыкиной Людмиле Максимовне денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию возобновить выплату Мамыкиной Людмиле Максимовне денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме с 1 августа 2016 г.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Вавилычева Т.Ю. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Инвалид получал компенсацию в размере 50% расходов на оплату квартиры, коммунальных услуг и уплату взноса на капремонт. Ее выплата была прекращена из-за наличия долга по взносам на капремонт.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ признала это неправомерным.
Само по себе наличие долга по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не является безусловным основанием для отказа в предоставлении указанных мер соцподдержки. Если долг образовался по уважительным причинам, в выплате компенсации не может быть отказано.
В рассматриваемом случае между гражданином и региональным оператором капремонта имеется спор о наличии и причинах задолженности. Это в совокупности с иными обстоятельствами (возраст и состояние здоровья инвалида, последующая регулярная уплата взносов на капремонт) свидетельствует об уважительных причинах неуплаты суммы, числящейся в качестве задолженности.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2018 г. N 36-КГ17-14
Текст определения официально опубликован не был