Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 мая 2018 г. N 03-07-11/33012
Вопрос: Согласно положениям пп. 34 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению НДС реализация материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
В связи с этим правильно ли мы понимаем, что при получении запасов, выпускаемых из государственного материально резерва, предприятие не должно выступать налоговым агентом по НДС как было до 2018 года?
Обязано ли предприятие при закладке материальных ценностей в государственный резерв исчислять НДС с реализации?
Если обязана, то, учитывая возникающую после проведения взаимозачёта задолженность государственного резерва перед предприятием в виде суммы НДС, правомерно ли данную задолженность относить на расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, или у государственного резерва возникает обязанность погасить данную задолженность?
К примеру, получили ТМЦ из государственного резерва при его освежении на 100 рублей, НДС не облагается (кредит счёта 60 на 100 руб.). Передали ТМЦ на 100 рублей и исчислили НДС в размере 18 рублей с реализации (возник дебет счета 62 на 118 рублей). Провели взаимозачёт (Дт 60 - Кт 62 на 100 рублей). На счёте 62 осталась задолженность государственного резерва на 18 рублей.
Ответ: В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и налога на прибыль организаций при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва и поставке (закладке) материальных ценностей в государственный материальный резерв Департамент налоговой и таможенной политики сообщает следующее.
С 1 января 2018 года на основании подпункта 34 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС операции по реализации материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва ответственным хранителям и заемщикам в связи с их освежением, заменой и в порядке заимствования в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".
Таким образом, при выпуске материальных ценностей из государственного материального резерва ответственные хранители и заемщики вышеуказанных товаров налоговыми агентами не признаются.
В отношении операций по поставке (закладке) материальных ценностей в государственный материальный резерв особенностей применения НДС Кодексом не предусмотрено. В связи с этим на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса данные операции подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Кодекса при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектами налогообложения, на суммы НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС. Поэтому при исчислении ответственными хранителями суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет при осуществлении операций по поставке (закладке) материальных ценностей в государственный резерв, суммы НДС, предъявляемые поставщиками, принимаются к вычету.
При этом следует учесть, что при осуществлении операций, связанных с выпуском материальных ценностей из государственного материального резерва и поставкой (закладкой) в государственной резерв аналогичной партии новых материальных ценностей (товарообменная операция), убытка для целей налога на прибыль организаций не возникает.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.