Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению 32 сессии
Совета депутатов города Бердска
второго созыва
от 11 ноября 2010 г. N 734
Отчет
об итогах реализации городской программы
"Одаренные дети" на 2006-2010 годы
I. Основные положения
Городская программа "Одаренные дети" на 2006-2010 годы (далее Программа) утверждена решением пятой сессии Совета депутатов города Бердска второго созыва от 04.05.06 г. N 85.
Исполнителями Программы являются отдел культуры, управление образования, отдел физической культуры и спорта, МУ "Отдел по делам молодежи".
Координатор Программы - отдел культуры.
Участники Программы - муниципальные учреждения, подведомственные отделу культуры администрации, управлению образования администрации, отделу физической культуры и спорта администрации.
Основной идеей Программы является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных структур, творческой и родительской общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей города.
Актуальность Программы заключается в необходимости государственно-муниципальной поддержки прав одаренных и талантливых детей на полноценное развитие и реализацию своей одаренности.
Цели Программы
- Развитие системы работы с одаренными и талантливыми детьми, координация взаимодействия и интеграция деятельности учреждений, работающих с детьми и молодежью города.
- Совершенствование системы моральной и материальной поддержки одаренных и талантливых детей города.
Задачи Программы:
- Создание условий для выявления детской одаренности и развития детей в соответствии с их способностями по выбранным направлениям деятельности.
- Осуществление социальной, педагогической и психологической поддержки одаренных детей.
- Развитие и совершенствование системы стимулирования одаренных детей.
- Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания и образования талантливых детей.
- Пропаганда достижений детского и молодежного творчества.
- Развитие и совершенствование городского конкурсно-фестивального, интеллектуального и спортивного движений.
- Просвещение родителей по вопросам развития ребенка и формирование психологической культуры населения по вопросам одаренности.
Решение задач Программы осуществлялось в рамках преемственности и интеграции основного и дополнительного образования.
Механизм реализации Программы
Реализация Программы осуществлялась в соответствии с намеченными целями и задачами. Мероприятия направлялись, прежде всего, на широкий охват детей различными видами деятельности, на выявление, развитие и адресную поддержку одаренных детей, обеспечение условий для их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.
Работа велась по таким разделам Программы как:
- Осуществление поддержки и социальной защиты одаренных детей.
- Развитие конкурсно-фестивального, интеллектуального и спортивного движений.
- Развитие и поддержка учреждений города по работе с одаренными детьми.
- Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
- Развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми.
- Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации Программы
Исполнители Программы проводили мероприятия в соответствии с планом. Координаторы Программы осуществляли мониторинг полноты реализации и качества мероприятий, вели отчетность по итогам полугодий, принимали участие в рабочих совещаниях, работе секции "Одаренные дети" на августовском совещании работников образования города Бердска. Ежегодно доклад о ходе реализации Программы предоставлялся на сессию Совета депутатов города Бердска.
II. Результаты реализации Программы
Анализ информации, представленной управлениями и отделами администрации по итогам реализации программных мероприятий, позволил констатировать следующее.
В городе сформирована сеть образовательных учреждений, в том числе специализированных, укомплектованных сильными творческими педагогическими коллективами, в которых созданы условия для планомерной работы по выявлению и развитию творческого потенциала детей города. Все шире используется идея консолидации усилий учреждений культуры, образования, физической культуры и спорта. Проведение совместных мероприятий позволяет рационально использовать материально-техническую базу и профессиональные кадры.
Так в учреждениях отдела ФКиС деятельность по выявлению одаренных детей осуществляется тренерами-преподавателями ДЮСШ. В помощь им налажена взаимосвязь с педагогами физической культуры общеобразовательных школ, именно они направляют детей в различные спортивные секции ДЮСШ, исходя из наблюдения за физическими качествами (сила, быстрота, выносливость, гибкость, координация), а также антропометрических данных (рост, вес, телосложение, длина стопы, кисти). Большинство учителей являются совместителями в спортивных школах, работая в группах начальной подготовки на базах общеобразовательных школ с детьми младшего и среднего звена.
В основе деятельности образовательных учреждений по вопросу развития одаренности ребенка лежат принципы активного созидания среды для раскрытия творческих способностей талантливых и одаренных детей, принцип комплексного, всестороннего подхода к решению стратегических проблем развития одаренности у детей.
В образовательных учреждениях формируется органическая среда, предоставляющая ребенку возможность в сотрудничестве с опытными педагогами открыть и развить творческие задатки, заложенные в него природой. Это детские музыкальная и художественная школы, школа искусств "Берегиня", Экономический Лицей, Городской центр детского творчества, ШДЮКФП "Маэстро", Станции юных техников и натуралистов, детские спортивные школы и другие образовательные учреждения, а также досуговые учреждения культуры ДК "Родина" и Городской центр досуга.
Основное и дополнительное образование является неотъемлемыми составляющими системы образования детей и подростков города и в совокупности удовлетворяет широкие потребности детей города в различных направлениях проявления детской одаренности:
- академическая и общая интеллектуальная одаренность;
- художественная одаренность;
- спортивная одаренность;
- организаторская, лидерская одаренность.
Квалификация педагогических кадров и творческая активность педагогических коллективов образовательных учреждений позволяют создавать необходимые условия для выявления и развития одаренности детей. В учреждениях города для детей работают творческие объединения по направлениям:
- физкультурно-спортивное
- художественно-эстетическое
- эколого-биологическое
- социально-педагогическое
- туристско-краеведческое
- военно-патриотическое
- научно-техническое
- естественно-научное
- культурологическое
- спортивно-техническое.
Общий охват детей в учреждениях дополнительного образования, кружках и творческих объединениях досуговых и общеобразовательных учреждений города за 5 лет реализации Программы составил (табл. 1):
Годы |
В учреждениях сферы культуры и искусства |
В учреждениях управления образования |
В учреждениях физической культуры и спорта |
Итого: |
2006 |
2720 |
6924 |
1601 |
11245* |
2007 |
2941 |
7726 |
1509 |
12176* |
2008 |
2742 |
7047 |
1616 |
11405* |
2009 |
3484 |
8475 |
1640 |
13599* |
2010 |
3618 |
8520 |
1720 |
13858* |
* с учетом повторяющегося состава.
Анализ показателя занятости детей позволяет сделать вывод, что реализация программы позволила за 5 лет увеличить охват детей внеурочной деятельностью на 23%. При этом отмечается рост детского контингента во всех учреждениях культуры, образования, физической культуры и спорта.
При реализации Программы учитывалось, что выявление и развитие специфических способностей ребенка в той сфере деятельности, к которой он наиболее предрасположен, должно осуществляться параллельно с общим комплексным развитием - нравственным, интеллектуальным, эстетическим, физическим - и на его основе. Подтверждением этому служит тот факт, что процент детей, занимающихся в 2-х и более объединениях, увеличился с 32% в 2006 году до 54% в 2010 году, что также говорит о востребованности и качестве предоставляемых образовательными учреждениями услуг.
1. По разделу "Осуществление поддержки и социальной защиты одаренных детей" работа проводилась по следующим направлениям.
1) Присуждение стипендий и премий различного уровня (табл. 2):
Вид стипендии / премии |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Итого: |
Премия Президента РФ талантливой молодежи России |
- |
1 чел. ДХШ "Весна" |
1 чел. ЭЛ 1 чел. Л-И N 7 |
1 чел. СОШ N 1 |
1 чел. ДХШ "Весна" |
5 чел. |
Национальная Детская Премия |
- |
- |
- |
- |
1 чел. ДХШ "Весна" |
1 чел. |
Премия Губернатора НСО за успехи в областном и всероссийском этапах олимпиады школьников |
- |
- |
1 чел. СОШ N 12 1 чел. ЛN 6 |
- |
1 чел. СОШ N 1 |
3 чел. |
Стипендий Губернатора НСО в области культуры и искусства |
8 чел. |
13 чел. |
10 чел. |
6 чел. |
- |
37 чел. |
Стипендий Губернатора НСО в области культуры и искусства детям-инвалидам |
2 чел. |
1 чел. |
1 чел. |
1 чел.
|
1 чел. |
6 чел. |
Стипендии Губернатора НСО "Спортивный талант", повышенная стипендия |
4 чел. |
5 чел. |
11 чел. |
10 чел. 1 чел. (Овечкин Артем) |
отменена |
27 чел. |
Стипендии Областного благотворительного Фонда "Наш дом" в области культуры и искусства |
3 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
2 чел. |
1 чел. |
10 чел. |
Рождественская стипендия Главы города Бердска в сфере культуры и искусства |
15 чел. |
15 чел. |
15 чел. |
15 чел. |
15 чел. |
75 чел. |
Стипендия Главы города Бердска "Спортивный талант" |
- |
- |
- |
- |
15 чел. |
15 чел. |
Золотая медаль и премия 1 тыс. руб. |
16 чел. |
13 чел. |
9 чел. |
14 чел. |
14 чел. |
66 чел. |
Серебряная медаль и премия 800 руб. |
28 чел. |
31 чел. |
31 чел. |
37 чел. |
17 чел. |
144 чел. |
Премия ОФКиС на спортивном празднике "Твой друг - спорт" |
- |
16 чел |
19 чел. |
20 чел. |
- |
55 чел. |
Поощрение спортсменов, занявших призовые места в Сельских играх Новосибирской области |
32 чел. |
14 чел. |
11 чел. |
16 чел. |
35 чел. |
108 чел. |
Стипендия Спортивного клуба "Кристалл" |
- |
- |
- |
- |
12 чел. |
12 чел. |
Стипендия ОАО "МДМ - Банк" |
- |
- |
- |
3 чел. ЛN 6 |
- |
3 чел. |
Стипендия ОАО "УРСА Банк" |
|
|
|
5 чел. СОШ N 2 "Спектр" |
- |
5 чел. |
Премия школы имени Марии Сафроновой |
- |
- |
- |
1 чел. СОШ N 2 "Спектр" |
- |
1 чел. |
Стипендия ДШИ "Берегиня" |
- |
- |
- |
- |
4 чел. ДШИ "Берегиня" |
4 чел. |
ВСЕГО: |
108 чел. |
111 чел. |
113 чел. |
132 чел. |
117 чел. |
581 чел.* |
* - с учетом повторяющегося состава.
Таким образом, всего за 4,5 года получили стипендии и премии различного уровня 581 человек, из них:
в области образования - 225 чел.
в области спорта - 221 чел.
в области культуры и искусства - 135 чел.
Наибольшую стипендиальную и материальную поддержку в настоящее время имеют интеллектуально одаренные дети, далее идет спортивная и на последнем месте - художественная одаренность, что определяет приоритеты деятельности на последующий период.
Необходимо отметить отдел физической культуры и спорта, нашедшего возможность при плане 5 человек поощрить в 2010 году стипендией Главы города Бердска "Спортивный талант" 15 одаренных спортсменов от 14 до 18 лет ежемесячно в течение полугода.
По данному разделу из запланированных форм поощрения из-за отсутствия финансовых средств осталась не выполненной задача по выделению стипендии Главы города Бердска "Ученик года" - 15 чел. и "Лидер года" - 5 чел. (УО). При этом общеобразовательными учреждениями использовались другие виды поощрения (табл. 3).
Необходимо отметить, что качественная подготовка и высокие достижения детей позволили им в последние годы претендовать на новые виды стипендий, премий и поощрений:
- Национальная Детская Премия (1 чел. ДХШ "Весна") впервые в 2010 году.
- Премия Президента РФ по результатам Всероссийской олимпиады школьников (1 чел. СОШ N 1).
- Стипендия ОАО "МДМ - Банк" (3 чел. МОУ Лицей N 6).
- Стипендия ОАО "УРСА Банк" (5 чел. СОШ N 2 "Спектр").
- Премия школы имени Марии Сафроновой (1 чел. СОШ N 2 "Спектр").
- Стипендия СК "Кристалл" в области спорта (12 чел.).
- Стипендия образовательного учреждения за высокие достижения в учебе (4 чел. ДШИ "Берегиня")
- Зачисление в Высшую школу экономики (факультет право) по результатам многопрофильной олимпиады Высшей школы экономики и межрегиональной экономической олимпиады школьников "Сибириада. Шаг в мечту" (3 чел. МОУ ЭЛ).
- Зачисление в Финансовую академию при Правительстве РФ по результатам многопрофильной олимпиады ГУВШЭ (1 чел. МОУ ЭЛ).
- Зачисление в МГИМО по результатам многопрофильной олимпиады (1 чел. МОУ ЭЛ).
2) Моральное и материальное поощрение, стимулирование творческой активности детей
Различные виды морального поощрения получили за отчетный период 11 детей (табл. 3):
Вид поощрения |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
ИТОГО: |
Почетное звание "Лучший ученик школы" |
- |
- |
- |
- |
2 чел. СОШ N 13 |
2 чел. |
Почетное звание "Талант года" |
- |
|
- |
- |
3 чел. СОШ N 13 |
3 чел. |
Занесение имени в энциклопедию "Одаренные дети России" |
- |
- |
2 чел. ДК "Родина" |
2 чел. ДХШ "Весна" |
2 чел. СОШ N 2 |
6 чел. |
ВСЕГО: |
- |
- |
2 чел. |
2 чел. |
7 чел. |
11 чел. |
Для талантливых спортсменов, показывающих результаты выше областного уровня, совместно с Управлением физической культуры и спорта Новосибирской области организовывались учебно-тренировочные сборы во время летнего подготовительного сезона:
6 чел. х 18 дней х 3 раза - Новосибирская область
5 чел. х 14 дней х 2 раза - Новосибирская область
2 чел. х 30 дней - Алтайский край.
Также в учреждениях города использовались такие методы поощрения как:
- включение в состав сборной команды школы, города по видам спорта;
- поощрение спортивной экипировкой и инвентарем;
- пошив концертных костюмов;
- приобретение музыкальных инструментов;
- награждение лучших выпускников года почетными грамотами и ценными подарками Попечительского Совета образовательного учреждения;
- награждение призеров и победителей олимпиады школьников дипломами и ценными подарками, участников олимпиады - сертификатами и подарками;
- помещение информации на Доске Почета;
- поощрение бесплатными путевками в оздоровительные лагеря и центры, областные творческие смены;
- поощрение билетами в Новосибирские театры;
- поддержка участия в мероприятиях высокого уровня.
3) Участие детей в мероприятиях высокого уровня
В образовательной среде сформировалось стойкое убеждение, что именно широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности является обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, соревнованиях.
Городским бюджетом выделялись средства на целевую поддержку участия детей в фестивалях, конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня. Одаренным детям оказывалась помощь в самореализации их творческой направленности. Преподавателями велась планомерная, кропотливая работа по подготовке учащихся к участию в мероприятиях. Приведенные ниже таблицы подтверждают эффективность финансовых вложений и высокую результативность выступлений детей города на мероприятиях различного уровня.
Системный подход в работе с одаренными обучающимися в сфере культуры и искусства, качественная организация мероприятий, высокая профессиональная подготовка педагогических кадров отмечены высокими достижениями и успешными выступлениями детей (табл. 4).
Количественные показатели качества
дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства:
Уровень мероприятия |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. 1 полугодие |
Всего: |
Международные |
5 |
14 |
21 |
17 |
21 |
78 |
Всероссийские |
5 |
5 |
7 |
17 |
16 |
50 |
Межрегиональные, региональные и областные |
29 |
35 |
33 |
30 |
47 |
174 |
Итого: |
39 |
54 |
61 |
64 |
84 |
302 |
Общее количество участников |
303 |
541 чел |
642 чел. |
338 чел. |
562 чел. |
2386 чел. |
Количество победителей, из них лауреатов |
118 чел./ 69 чел. |
151 чел./ 75 чел. |
170 чел./ 47 чел. |
122 чел./ 57 чел. |
160 чел./ 113 чел. |
721 чел./ 361 чел. |
Представленная таблица наглядно демонстрирует высокое качество преподавательской работы специалистов-преподавателей учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства по развитию художественной одаренности детей.
Около 2,5 тысяч одаренных детей образовательных учреждений в сфере культуры и искусства (с учетом повторяющегося состава) приняли участие в более 300 творческих мероприятиях различного уровня, 721 стали победителями, из них высокое звание лауреатов получил 361 человек.
Из наиболее значимых мероприятий необходимо отметить международные конкурсы и фестивали:
- "Роза ветров" в Испании (ДМШ)
- "Езерский бисеры" в Македонии (ДШИ "Берегиня")
- " France artistique" во Франции (ДМШ)
- "Открытая Европа" в Германии и Москве (ДМШ)
- "Солнце. Радость. Красота" в Болгарии (ДХШ "Весна", ГЦДТ)
- "На своей земле" в Белоруссии (ДХШ "Весна")
- Международный пленэр в Чехии (ДХШ "Весна")
- выставка детского творчества в Германии (ДХШ "Весна")
- и другие региональные, областные и городские конкурсы, фестивали, соревнования, на которых юные бердчане достойно представляли наш город.
Наиболее показательное мероприятие всероссийского уровня - Всероссийские Дельфийские молодежные игры. В 2009 году учащаяся ДХШ "Весна" Гинзбург Варя (10 лет) стала победителем областного этапа в Новосибирске, вошла в состав делегации Новосибирской области (всего 90 чел.) и на Всероссийском этапе международных Дельфийских игр в г. Самаре награждена специальным Дипломом "За колорит".
Управлением образования организовано участие школьников в Международных интеллектуальных конкурсах:
- "Эрудиты России"
- Всероссийская олимпиада по интеллектуальной собственности
- Заочная математическая викторина
- "Русский Медвежонок"
- "Кит"
- "Мир на ладони"
- "Британский Бульдог"
- Международный детский шахматный фестиваль "Маэстро" в г. Бердске (ШДЮКФП "Маэстро")
Благодаря инновационным подходам в решении организационных вопросов, увеличился охват детей из образовательных учреждений, участвующих в традиционных массовых мероприятиях, таких как Областной экономический фестиваль "Сибириада. Шаг в мечту", Региональные открытые Осенний и Зимний турниры по экономике и МЭКОМ, экологический фестиваль "Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля", комплексное мероприятие "Туриада школьников", Международный шахматный фестиваль "Маэстро", конкурс юных инспекторов "Безопасное колесо" и другие.
Результаты проведения научно-практических
в 2009-2010 учебном году:
(табл. 5)
Мероприятия |
Количество участников чел. |
Победители и призеры, чел. |
% от общего количества учащихся школьников |
|
|
|
|
участников |
победителей и призеров |
1. Всероссийская олимпиада школьников | ||||
- школьный этап |
9090 |
3740 |
58,86% |
41,14% |
- муниципальный этап |
1167 |
354 |
69,67% |
30,33% |
- региональный этап |
63 |
18 |
71,43% |
28,57% |
- заключительный этап |
2 |
1 |
50,00% |
50,00% |
2. Олимпиада младших школьников 4-х классов |
192 |
25 |
86,98% |
13,02% |
3. XIV Научно-практическая конференция "Учение с увлечением" |
137 |
70 |
48,91% |
51,09% |
4. II Научно-практическая конференция младших школьников "Учение с увлечением. Старт в науку" |
89 |
32 |
64,04% |
35,96% |
5. Всероссийская Научно-практическая конференция "Юность. Наука. Культура. Сибирь" |
5 |
5 |
0,00% |
100,00% |
6. Всероссийская Научно-практическая конференция "Эврика" |
11 |
11 |
0,00% |
100,00% |
7. Всероссийская физико-математическая олимпиада "Авангард" |
7 |
1 |
85,71% |
14,29% |
8. Межрегиональная экономическая олимпиада школьников "Сибириада. Шаг в мечту" |
69 |
2 |
97,10% |
2,90% |
9. Многопрофильная олимпиада Высшей школы экономики |
45 |
2 |
95,56% |
4,44% |
10. НПК "Разумное, доброе, вечное..." |
120 |
120 |
0,00% |
100,00% |
В течение периода 2006-2010 годов высоких результатов на международных аренах добились воспитанники бердского спорта, таких отделений как велоспорт, биатлон, пауэрлифтинг, таэквондо. Ежегодно спортсменами нашего города пополняются сборные команды области по лыжным гонкам, тяжелой атлетике, греко-римской борьбе, велоспорту, биатлону, баскетболу, легкой атлетике для выступления на официальных Первенствах и Чемпионах России, финальных этапах Спартакиад учащихся и молодежи России. Стабильным остается показатель количества победителей и призеров данных соревнований. С появлением в нашем городе современных ледовых арен бердские хоккеисты - постоянные участники финальных клубных Первенств России.
Так только в 1 полугодии 2010 года за счет целевой поддержки приняло участие:
в спартакиаде Молодежи России - 6 чел.
в Первенствах России по видам спорта - 31 чел.
в Чемпианатах России - 7 чел.
в Кубках России - 17 чел.
во Всероссийских соревнованиях - 48 чел.
в областных соревнованиях - 430 чел.
Стоит отметить, что многие воспитанники спортивных школ являются участниками различных интеллектуальных конкурсов городского и областного масштаба, параллельно обучаются в художественных и музыкальных объединениях учреждений города и добиваются результатов. Так сборная команда города Бердска участвовала в Международной детской Сибириаде-2008 "Спорт-Искусство-Интеллект", где дети соревновались не только в спортивных состязаниях, но и в художественных и интеллектуальных конкурсах. Из 43 команд России и ближнего зарубежья 1 место в интеллектуальном конкурсе занял воспитанник отделения баскетбола ДЮСШ управления образования Забелич Борис, 1 место в художественном конкурсе в номинации "Изобразительное искусство" заняли воспитанники отделения легкой атлетики ДЮСШ "Авангард" Рак Анна и Скоропупов Владимир.
В образовательных учреждениях ведется мониторинг достижений одаренных учащихся. Для многих ребят конкурсы, фестиваля, соревнования стали стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути. Можно сказать, что конкурсные состязания утвердили профессиональный выбор его участников и победителей.
Необходимо отметить, что в последние 2 года возникает все больше проблем с участием детей в мероприятиях высокого уровня, которое осуществляется в основном благодаря финансовой поддержке родительской общественности и попечительских советов отделений и учреждений.
4) Выявление и развитие детской одаренности
В городе сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей. В учреждениях созданы и работают творческие объединения, клубы и студии по интересам: хореографические и театральные коллективы, школьная журналистика, студии мультипликации, технического творчества, декоративно-прикладного искусства, дизайна, фольклора, художественной обработки кожи и бересты, батик, живопись, театр моды и др. для всех возрастных категорий детей. Учреждениями используются различные методики выявления и развития талантливости и творчества детей. Ежегодно по инициативе детей и преподавателей образуются новые детские творческие коллективы,
В образовательных учреждениях сферы культуры и искусства за отчетный период составлены дифференцированные программы для одаренных детей, в том числе с высоким уровнем сложности (ДМШ, ДХШ "Весна").
В рамках Программы "Одаренные дети" библиотеки Централизованной библиотечной системы работают по направлениям "Пропаганда достижений творчества" и "Развитие одаренности". В библиотеках проводились выставки детского творчества учащихся начальных классов и дошкольников города, информационные и познавательные беседы, творческие конкурсы для детей и подростков, в ходе которых выявляются способности и таланты детей (выставки детского творчества, беседы, конкурсы чтецов и сочинений). Из наиболее интересных мероприятий необходимо отметить областные "Сибирские поэтические чтения", выставки рисунков "Маленькие художники о большой войне" и "Добрый мир чудесной сказки", беседа "Одаренные дети и современное образование", конкурс "Литературный коктейль".
Силами учителей математики и начальной школы организована Дистанционная математическая школа.
При работе с детьми особое внимание уделялось поддержке одаренных детей-инвалидов. В соответствии с законодательством дети-ивалиды обучаются в образовательных учреждениях дополнительного образования бесплатно. Для успешной адаптации данной категории детей они включаются в основной состав групп, если это нельзя сделать по состоянию здоровья, дети-инвалиды обучаются на дому по индивидуальным образовательным программам, составленным с учетом заболевания. Так в учреждениях культуры ежегодно обучается от 20 до 33 детей-инвалидов.
Учреждения культуры обеспечивают участие в культурно-массовых мероприятиях детей-инвалидов, занимающихся на их базе, предоставляют в управление социальной защиты населения пригласительные билеты для детей-инвалидов на различные мероприятия.
За отчетный период организовывались выставки работ детей-инвалидов в различных учреждениях г. Бердска и Новосибирска (ДХШ "Весна, ГЦДТ).
Учащиеся дети-инвалиды Лицея N6 приняли участие в Областном конкурсе "Зеленая планета" (4 чел.).
В рамках Городского детско-юношеского фестиваля "Творчество" 1 раз в 2 года проводится фестиваль "Твори добро" и выставка работ детей-инвалидов с поощрением всех участников.
Работа по поддержке детей-инвалидов на муниципальном уровне требует дальнейшего развития.
5) Пропаганда детского творчества
Все учреждения участники Программы уделяли внимание пропаганде детского творчества и информированию общественности о высоких результатах одаренных детей и творческих коллективов через средства массовой информации (это городские и областные газеты, телевидение, как местное, так и российское).
Большое внимание уделяется пропаганде достижений детей. В учреждениях размещены информационные доски, содержащие как рекламную, так и поздравительную информацию по итогам участия детей в различных мероприятиях.
С каждым годом расширяется интернет-общение учреждений. Многие учреждения имеют свои интернет-странички в социальных сетях. Все общеобразовательные и ряд образовательных учреждений имеют свои сайты, используемые для рекламы и пропаганды достижений, обсуждения интересующих тем.
Учреждения приглашают на свои мероприятия представителей СМИ, подают итоговую и анонсную информацию в пресс-релизы.
Развивается школьно-издательское направление. Большую работу по изданию городской детской газеты проводил молодежный пресс-центр "ПикНик" клуба "Прогресс" ДК "Родина".
Творческие коллективы и исполнители активно участвовали в городских массовых мероприятиях и праздниках, представляли детский творческий потенциал как в городе Бердске, так и далеко за его пределами.
На уровне города учреждения в системе проводят различные мероприятия по пропаганде детского творчества таких как:
- "Праздничный спортивный-развлекательный марафон" (МОУ ЭЛ);
- День рождения ДХШ "Весна";
- отчетные концерты, выставки и спектакли детских коллективов и отдельных исполнителей как в своих, так и других учреждениях города;
- спортивные праздники:
Праздник, посвященный началу учебного года, "Твой друг - спорт" (ОФКиС).
Городской спортивный праздник для детей дошкольных учреждений с бассейном "Веселая волна" (УО)
Спортивный праздник "Большие гонки за здоровьем" в СК "Вега" (ОФКиС).
Спортивный праздник для дошкольных учреждений "Веселая карусель" (ОФКиС).
Большую помощь в пропаганде детского творчества оказывает Городской историко-художественный музей, предоставляющий свои площади для итоговых выставок конкурсов декоративно-прикладного и изобразительного искусства детско-юношеского фестиваля "Творчество", проведения традиционного городского мероприятия по вручению свидетельств о назначении рождественской стипендии Главы города одаренным детям в области культуры и искусства и др.
2. Развитие городского конкурсно-фестивального, интеллектуального и спортивного движений
1) В направлении развития художественной одаренности в городе проведены как традиционные, так и новые детские фестивали и конкурсы:
- Городской детско-юношеский фестиваль "Творчество", в рамках которого в течение 2-х лет проводятся конкурсы для детей дошкольного и школьного возраста по таким направлениям как: хореография, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, театральное творчество, музыка, хоровое и сольное исполнительство, народное творчество, инструментальное исполнительство, компьютерная графика, моделирование одежды и др. (табл. 6):
Годы реализации |
N фестиваля, чему посвящен |
Девиз фестиваля |
Количество конкурсов |
2005 - 2007 гг. |
VII фестиваль "Творчество" посвящен 290-летию образования г. Бердска |
"Юные таланты - земле Сибирской" |
19 конкурсов |
2007-2009 гг. |
VIII фестиваль "Творчество" посвящен Году семьи и детей |
"Будущее рождается сегодня" |
20 конкурсов |
2009-2011 гг. |
IX фестиваль "Творчество" посвящен 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне |
"И внуки восславят радость Победы!" |
на I этапе 2009-2010 гг. проведено 9 конкурсов |
На протяжении своего существования городской фестиваль "Творчество" демонстрирует высокий уровень исполнительского мастерства детей и подростков, профессионализм и самоотдачу руководителей творческих коллективов каждый раз ярко и наглядно подтверждая статус города Бердска как города высокой культуры.
Организаторами конкурсов фестиваля "Творчество" выступают ДК "Родина", ГЦД, ЦБС, ДХШ "Весна", ДМШ, ДШИ "Берегиня", ГЦДТ, ЦРО и управление образования.
В каждом фестивале принимают участие около 3 000 детей, а на концертах и представлениях присутствуют свыше 6 000 зрителей. По итогам фестиваля более 100 участников - детей и коллективов - получают высокое звание лауреатов.
- Городской конкурс исполнительского мастерства "Музыкант - первоклассник" (ДШИ "Берегиня", проводится 1 раз в 2 года с 2006 года);
- Открытый городской фестиваль "Джаз" (ДМШ - проводится 1 раз в 5 лет с 2000 г.);
- Городской детский фестиваль "Разноцветная книга" (ДК "Родина", проводится ежегодно с 2007 года);
- Городской музыкальный фестиваль "На Святки" (ДМШ, проводится ежегодно с 2008 г.);
- Городской конкурс детского творчества "Рождество Христово" (проводится с 2008 года);
- Городской конкурс детского рисунка "Мама милая моя" (табл. 9) для дошкольников и младших школьников (ДХШ "Весна", проводится 1 раз в 2 года с 2000 г.):
Год проведения |
Количество участников (образовательных учреждений города) |
Охват детей, чел. |
2006 |
25 |
259 |
2007 |
24 |
284 |
2008 |
25 |
342 |
2009 |
26 |
412 |
За 4 года количество участников выросло на 59%.
- Фестиваль молодежных субкультур "Энергия молодости" (ОДМ - ежегодно)
- Олимпиада школьников по сольфеджио и музыкальной литературе (ДМШ - 1 раз в 3 года).
2) В направлении развития интеллектуальной одаренности.
Традиционно большое внимание уделялось управлением образования развитию интеллектуальных способностей школьников, проведению предметных олимпиад и научно-практических конференций: "Молодость Сибири", "Учение с увлечением", "Будильник", предметные олимпиады, Олимпиада по экологии для 4-х, 6-х классов; научно- практическая конференция СЮН "Мир вокруг нас", Городская научно - практическая конференция по английскому языку "Британские обычаи и традиции" и др.
Управлением образования и МУ "Центр развития образования" обеспечены управленческие, организационные и методические условия проведения муниципального этапа Олимпиады школьников. Прослеживается положительная динамика роста количества участников (табл. 10):
Учебный год |
Количество участников |
2005-2006 |
112 чел. |
2007-2008 |
130 чел. |
2008-2009 |
150 чел. |
2009-2010 |
470 чел. |
Динамика участия школьников в научно-практических конференциях (табл. 11):
Учебный год |
Количество участников |
2005-2006 |
104 чел. |
2007-2008 |
140 чел. |
2008-2009 |
156 чел. |
2009-2010 |
135 чел. |
Помимо научно-практической деятельности в городе проводились:
- Городские интеллектуальные игры (ОДМ, УО)
- Городской интеллектуальный турнир "Будильник" среди учащихся 5-6 классов общеобразовательных учреждений (УО)
- Литературные чтения (УО)
- Презентации школьных изданий (УО)
- Городские игры КВН и летняя Межрегиональная школа КВН (ОДМ)
- Городской конкурс "Молодой лидер" среди учащейся молодежи (ОДМ).
- Городские дебаты школьников (ГЦДТ).
- Городской конкурс "Ученик года" (ЦРО).
- Конкурс юмористических произведений "Краткость - сестра таланта" "УО).
- Конкурс творческих работ, к юбилеям писателей (УО).
- Турнир юных физиков (ЦРО).
Широкое распространение получило возрождающееся движение научных обществ учащихся: "Исследователи природы", археологическое, палеонтологическое, "Дебаты" (ООУ, СЮН, ГЦДТ), конкурсы по развитию учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В рамках зрелищных гуманитарных акций в городе проводились Городские "Семейные и рождественские чтения" (ГЦДТ), интеллектуальный турнир между школьниками микрорайона на базе СОШ N 12, ежегодный торжественный митинг выпускников 9-х и 11-х классов общеобразовательных учреждений на Мемориале Славы и пл. Горького.
3) В направлении развития спортивной одаренности в городе проводились:
- Комплексные спартакиады среди общеобразовательных школ и образовательных учреждений начального профессионального мастерства по более, чем 12 видам спорта (ОФКиС).
- Соревнования среди ДЮСШ такие , как "Веселые старты", первенства по ОФП, "А, ну-ка, парни", спортивный праздник, посвященный Дню физкультурника (ОФКиС).
- Первенства среди детей, подростков и молодежи по различным видам спорта (ОФКиС).
- Городские спортивно-массовые соревнования "Кросс Наций", "Лыжня России", "ВелоБердск", соревнования, посвященные памятным датам и праздникам, дворовые мероприятия (ОФКиС).
Общее количество участников мероприятий:
2006 г. - 22300 чел.
2007 г. - 24200 чел.
2008 г. - 28750 чел.
2009 г. - 26400 чел.
2010 г. - 23000 чел.
- Областные соревнования по шахматам (УО)
- Городской фестиваль "Шахматные надежды" (УО)
- Городские соревнования "Белая ладья" (УО)
- Первенство по шахматам среди детей до 10 лет (УО)
3. Развитие и поддержка учреждений города по работе с одаренными детьми
В рамках Программы осуществлялось сохранение и развитие системы взаимодействия различных ведомств, учреждений и организаций, как в основной учебный период, так и в период школьных каникул.
На уровне специалистов - кураторов Программы ежегодно проводились рабочие совещания по подведению промежуточных итогов.
Ведущими преподавателями учреждений проводилась разработка и внедрение новых развивающих программ и методик.
Все большее внимание уделялось учреждениями использованию новых форм организации работы с одаренными детьми в дни каникул:
- Организация в дни каникул профильных смен и лагерей дневного пребывания для одаренных детей и творческих коллективов (ДХШ "Весна", ДМШ, ДШИ "Берегиня", ДК "Родина", ГЦДТ);
- Пленэрная практика юных художников в Болгарии, Чехии, городах России Москве, Санкт-Петербурге, Томске, Севастополе (ДХШ "Весна");
- Отряд естественно-научного направления "КЕШа" (Лицей N 6)
- Летняя межрегиональная школа КВН (ГЦДТ)
- Профильные краеведческие сборы "Юный эколог", "Экологический марафон" (СЮН)
- Областная экономико-правовая каникулярная школа (Экономическая школа)
- Международные летние творческие смены (ДШИ "Берегиня", ДМШ)
- Областная творческая смена для одаренных детей "Юные таланты Сибири" (ДМШ, ДХШ "Весна", ДК "Родина")
- Городская военно-патриотическая смена "Бердская дружина" (ГЦДТ)
- Участие в археологических раскопках (ГЦДТ)
- Участие в международном форуме детских творческих коллективов (ДХШ "Весна", ДК "Родина") и др.
Для обеспечения досуга одаренных детей учреждениями использовались такие формы как:
- праздничные и торжественные приемы Главы города Бердска;
- церемония вручения свидетельств о назначении рождественской стипендии Главы города;
- участие в приеме у Губернатора Новосибирской области с чествованием талантливой молодежи области;
- участие в "Губернаторской елке" для одаренных детей в молодежном театре "Глобус", Ледовом Дворце спорта "Сибирь";
- участие в Новогоднем бале для старшеклассников области в клубе "Отдых" г. Новосибирска;
- участие в традиционном областном тематическом сборе клубов традиционной воинской культуры "Где стоишь, там поле Куликово" и др.
- участие в Президентской елке в г. Москве и др.
4. Развитие системы подготовки кадров, работающих с одаренными детьми
Раздел Программы "Развитие системы кадров, работающих с одаренными детьми" направлен на развитие профессиональных качеств преподавателей, стимулирует их к повышению собственного мастерства и самообучению.
Стратегическое развитие системы работы с одаренными детьми возможно лишь при условии постоянного воспроизводства творческих кадров, создания целостной системы подготовки и переподготовки кадров работников. Значительное внимание со стороны отделов и управлений администрации уделялось работе с педагогами, достигающими высоких результатов в обучении детей, общению с родителями юных дарований.
Для любого ребенка очень важно общение со значимыми взрослыми в атомосфере доброжелательности, которую не всегда можно создать дома, в школе, на улице. Только в таких условиях возможно раскрытие талантов и способностей детей, их дальнейшее развитие и совершенствование.
Успех ребенка во многом зависит от того, какой педагог с ним работает. Работники образования понимают, что технологиям работы с одаренными детьми необходимо учиться. В течение реализации программы повышение педагогического и профессионального мастерства педагогов и специалистов, работающих с одаренными детьми, осуществлялось через мастер-классы, семинары, курсы подготовки и переподготовки преподавателей, областные курсы повышения квалификации, семинары, практикумы, стажировки в высших учебных заведениях сферы культуры и искусства г. России. Работа велась планомерно, полученные знания нашли практическое применение в педагогической деятельности.
Так, например, ДМШ на своей базе за отчетный период проведено около 50 мастер-классов и семинаров, педагогические конференции "Образование. Дети. Успех" (1 раз в 2 года), отлажена работа по привлечению кураторов и специалистов образовательных учреждений Новосибирска для решения вопросов воспитания и развития одаренных детей. За пять лет около 50 человек прошли обучение (стажировка, переподготовка, повышение квалификации) в различных специальных учреждениях, в том числе в Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (Москва), Фонде "Содействие", Московском государственном университете культуры и искусств, Санкт - Петербургском государственном университете культуры и искусств, Российской Академии музыки им. Гнесиных, Новосибирской государственной консерватории им. Глинки, а также Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования, и др.
ЦРО организованы и проведены курсы для руководителей образовательных учреждений города Бердска по теме "Современный образовательный менеджмент".
С 2009 года развивается взаимодействие ЦРО со специалистами из Областного центра по работе с одаренными детьми и Областного центра дополнительного образования детей.
Для поднятия престижа учителя, материальной и моральной поддержки работников образования проводятся городские конкурсы "Учитель года", "Педагог дополнительного образования", "Воспитатель года", "Директор - менеджер", "Лучший учитель математики", "Психолог года", "Воспитать человека" (классные руководители и педагоги-организаторы).
Центром развития образования ведется обобщение опыта работы педагогов, занимающихся с детьми, результатом которого является издание методических сборников. За отчетный период специалистами ЦРО издано 6 методических сборников для учителей и педагогов, из них 2 - из опыта работы с одаренными детьми.
В 2009 году впервые на базе учреждений дополнительного образования с массовым охватом детей и педагогов, а также приглашенных специалистов и педагогических работников из других регионов и районов Новосибирской области проведена Городская научно-практическая конференция "Инновационный подход в повышении качества дополнительного образования детей и молодежи в условиях города Бердска".
В 2009 году управлением образования проведен Областной семинар "Научно - исследовательская деятельность как форма работы с одаренными детьми".
В помощь учителям и воспитателям города проводится работа городских кафедр "Искусство" (ДХШ "Весна") и "Народная художественная культура" (ДШИ "Берегиня"). Ежегодно проводилось до 10 заседаний, в которых принимало участие около 100 преподавателей, педагогов-организаторов учителей и воспитателей учреждений. С 2008 года для преподавателей музыки на базе ДМШ начала работу Городская кафедра "Музыка".
В 2010 году ОФКиС заключен договор о сотрудничестве с факультетом психологии НГПУ по проведению курса повышения квалификации по программе "Спортивная психология" в количестве 150 часов. 40 слушателей из числа тренерско-преподавательского состава ДЮСШ, классных руководителей профильных спортивных классов и социальных педагогов образовательных учреждений без отрыва от производства на базе лицея-интерната N 7 примут участие в обучение.
Анализ итогов реализации Программы спортивными школами выявил значимый результат по привлечению спортсменов высокого класса для организации помощи педагогу в учебно-тренировочном процессе через трудоустройство в качестве инструктора-спортсмена. Помимо финансовой поддержки, приобретается опыт педагогической деятельности, осуществляется дальнейшее ориентирование на профессиональное обучение в области физической культуры и спорта. На сегодняшний день в учреждениях ОФКиС работают 9 инструкоторов-спортсменов - это воспитанники, добившиеся высоких результатов (Мастера и Кандидаты в Мастера спорта) и подтвердившие свои разряды в сезоне 2009-2010 года. Но далеко не все отделения ДЮСШ обеспечены данными ставками.)
Система материального и морального стимулирования преподавателей за высокие достижения обучающихся развивается через повышение оплаты труда (премии, надбавки, в т.ч. и руководителям образовательных учреждений), благодарственные письма учителям и родителям (опекунам), торжественные чествования преподавателей детей победителей и призеров олимпиад, конференций, конкурсов, фестивалей, соревнований.
Отделом физической культуры и спорта ежегодно проводится поощрение преподавателей-тренеров на Всероссийском Дне физкультурника. Из внебюджетных средств награждаются спортсмены, показывающие высокие спортивные результаты и работающие инструкторами-спортсменами в ДЮСШ.
В целях моральной и материальной поддержки преподавателей, работающих с одаренными детьми в учреждениях культуры, им присваивается статус преподавателя-наставника, ведущего преподавателя, присваивается звание "Почетный работник культуры г. Бердска (1 чел.) и Новосибирской области, имя заносится в "Золотую Книгу Почета Новосибирской области (4 чел.), во Всероссийскую энциклопедию "Одаренные дети России" (ДХШ "Весна" - 4 чел., ДК "Родина" - 1 чел.).
Имя выдающихся преподавателей всех сфер образовательной деятельности выдвигается и заносится на городскую Доску Почета.
5. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
Основную деятельность по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей осуществлял Центр психолого-медико-социального сопровождения "ДАРС" во взаимодействии с образовательными учреждениями. Работа проводилась по нескольким направлениям, традиционным для педагога-психолога: работа с детьми, педагогами и родителями.
Современная психологическая служба образования ориентирована в первую очередь на развитие индивидуальности каждого ребенка и сохранение его психологического здоровья.
С педагогами проведены семинары-практикумы, направленные на обучение педагогов развивающим психолого-педагогическим технологиям, которые они могут использовать в работе с детьми и родителями. Одна из задач подобного рода семинаров - это создание условий для развития креативности самих педагогов, а также способности видеть за нестандартностью поведения ребенка не только проблемы в развитии, но и потенциальные возможности, а также призыв ребенка о помощи, обращенный к нам, взрослым.
С января по апрель 2007 г. проведено 8 практических семинаров для методистов и старших воспитателей ДОУ по теме "Развивающие психолого-педагогические технологии в работе с детьми, педагогами и родителями", цель которых - обучение технологиям и методикам работы, способствующим созданию развивающей среды и развитию творческого потенциала участников образовательного процесса. Участники семинаров использовали полученные знания и навыки в работе с воспитателями и родителями в своих образовательных учреждений.
В 2008 г. проведены семинары в СОШ NN 4, 7, ДОУ NN 26, 15 по заявкам данных учреждений.
С родителями педагоги-психологи в системе проводят индивидуальные и групповые консультации, основной задачей которых является разъяснение родителям того, что в каждом ребенке есть потенциальные возможности и необходимо учиться замечать их и создавать, по возможности, условия для их развития. Стремятся донести до родителей идею, что необходимо развивать способности ребенка, а не стремиться удовлетворить через ребенка свои нереализованные желания и потребности, собственные амбиции. А такая позиция у родителей - не редкость.
Непосредственно с детьми педагоги-психологи проводили в своих образовательных учреждениях развивающие занятия, Большие психологические игры, тренинги, направленные на развитие креативности, личностных качеств, лидерских и коммуникативных способностей, толерантности. Все это необходимо для развития одаренности. А порой именно на тренингах, психологических играх проявляются таланты и способности ребенка.
Кроме того, ребенок на тренинге учится взаимодействовать с другими, замечать их таланты и способности, видеть, что в общем деле его способности становятся востребованными, проявляются и развиваются. И если какие-то способности ребенка обнаружились именно в общем деле, его, вероятнее всего, будет тянуть к коллективной деятельности.
В сентябре 2006 г. разработана технология проведения психологической игры-тренинга "Лидер", подготовлена команда педагогов-психологов для проведения игры-тренинга. Игры-тренинги проведены в школах СОШ NN 5, 12.
Ежегодно в рамках городской Недели психологии проводятся конкурсы рисунков, сочинений, рассказов и фотографий.
Летом 2008 - 2009 г. группа педагогов-психологов ЦПМСС "ДАРС" сопровождала каникулярную школу для одаренных детей городского и областного уровня, которые проводятся на базе лицея N 7. Суть сопровождения детей в этот период - изучение степени удовлетворенности учащихся профильной сменой, динамики эмоционального состояния для предупреждения перегрузки в летнее время. С этой целью проведены: анкетирование в начале и конце профильной смены, тренинг для учащихся, консультации для детей и педагогов.
Сопровождение Городских олимпиад осуществляется педагогами-психологами тех ОУ, на базе которого проходят те или иные испытания по предмету и имеет своей целью снятие психоэмоционального напряжения в случае необходимости.
В 2009 г. ЦПМСС "ДАРС" совместно с СОШ N 1 была проведена научно-практическая конференция школьников "Молодежь в современном мире". Цель данной конференции: развитие у обучающихся познавательных способностей, умений и навыков исследовательской деятельности, интереса к психологии, формирование проектно-ориентированного интеллекта. Всего в работе конференции приняли участие 95 человек, из них 40 чел. - обучающиеся общеобразовательных школ города, 45 чел. - педагогические работники. Были представлены 9 выступлений учащихся 8-11 классов СОШ N 1 по социально-психологическим проблемам современной молодежи. В рамках работы конференции были проведены два круглых стола для учащихся "Как сохранить свое лицо" и для педагогов "Проблемы работы с современной молодежью и пути их решения", в работе которых приняли участие 23 обучающихся и 20 педагогов.
С сентября 2008 г. ЦПМСС "ДАРС" проводит экспериментальную работу в Лицее-Интернате N 7, направленную на формирование и апробацию банка методик для определения типа одаренности, уровня ее развития. Разработана комплексная модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения одаренных детей и составлен банк методик для выявления одаренных детей и отслеживания динамики развития одаренности. Проведен семинар "Проблемы сопровождения одаренных детей" и 2 рабочие группы по обучению педагогов методике "Креативные тесты Вильямса", направленные на изучение уровня дивергентного мышления, самооценки своих творческих способностей учащимися и оценки этих способностей педагогами и родителями. Педагоги школы успешно освоили и провели диагностику со своими учащимися. Важным аспектом является подготовка кадров для работы с одаренными детьми. Совместно с администрацией школы решен вопрос по проведению курсов повышения квалификации для педагогов по теме "ТРИЗ в управленческой и педагогической деятельности". Для проведения семинара были приглашены сотрудники Новосибирского государственного педагогического университета, разработчики данного метода.
Таким образом, деятельность ЦПМСС "ДАРС" по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей проводилась со всеми участниками образовательного процесса и способствовала привлечению внимания педагогов к работе с одаренными детьми и активизации их деятельности по данному направлению работы.
В учреждениях дополнительного образования педагогическое сопровождение осуществляется методистами и преподавателями учреждений.
В детских спортивных школах психологическое сопровождение начинающих спортсменов осуществляется тренерами-преподавателями, которые помогают преодолеть волнение перед стартом, настроиться на результат, адаптироваться к высоким физическим нагрузкам.
С 2009 года в ДШИ "Берегиня" по договору подряда работает психолог. Ведется планомерная работа по тестированию, выявлению способностей и психологических особенностей учащихся, а также консультирование родителей по проблемам и их снятию.
В ДХШ "Весна" введена ставка социального педагога по работе с одаренными детьми и другими социальными группами учащихся.
6. Осуществление организационных мероприятий по различным направлениям работы с одаренными детьми и по обеспечению реализации программы.
Необходимым условием полноценного и позитивного развития ребенка является взаимодействие педагогов и других специалистов с его родителями. Для этого в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования созданы и ведут свою работу попечительские Советы.
В учреждениях в системе проводились:
- родительские собрания по отделениям, классам;
- консультации, беседы для родителей "Как поддерживать интересы детей", "Как организовать досуг детей в условиях семьи" и др.;
- демонстрация и обсуждение фильмов из цикла "Молодые таланты";
- Дни информации для родителей, конкурсно-игровые программы, беседы и т.д.
Попечительскими советами учреждений культуры, отделений ДЮСШ проводится работа по привлечению спонсорских средств на участие одаренных детей в конкурсах, фестивалях и соревнованиях различного уровня, проведению пленэрной практики в других городах и странах.
Специалистами ЦРО, ЦПМСС "ДАРС", СОШ N 2, 12, 13, Лицей N 6, Лицей-интернат N 7, ДОУ N 16 разрабатывается концепция развития одаренности школьников г. Бердска.
Для подведения итогов реализации Программы проведены круглые столы с участием представителей специалистов отдела культуры (Е.Е. Клочкова), отдела физической культуры и спорта (С.М. Ашихмина), управления образования (Ж.Л. Тузова), МУ "Центр развития образования" (Е.Ю. Перфилова, О.Н. Браун), МОУ ЦПМСС "ДАРС" (Е.И. Тырышкина), МОШ-И Лицей-интернат N 7 (И.В. Нешпор), МОУ СОШ N 2 "Спектр" (Т.А. Смирнова), МДОУ N 16 - ЦРР "Белочка" (В.М. Гацко). Работа круглых столов позволила обобщить имеющийся опыт и определить стратегию развития в направлении выявления и поддержки одаренных детей города. Было принято решение на дальнейший период реализации городской программы ввести в состав участников муниципальные образовательные учреждения дошкольного образования детей, как начальное звено раннего выявления детской одаренности.
7. Финансирование Программы
Значительные средства выделялись городским бюджетом на организацию учебных сборов, проведение олимпиад и научных конференций, соревнований и конкурсов, организацию психолого-педагогического сопровождения, повышение профессиональных компетенций участников Программы, на целевую поддержку участия детей в фестивалях конкурсах, олимпиадах и соревнованиях различного уровня, проведение мероприятий (организационный взнос за участие, проживание, проезд, суточные, изготовление видеороликов, призовой фонд, издание буклетов, реклам, пригласительных билетов и др.).
Важной статьей расходов являлась выплата стипендий, материальное поощрение и стимулирование, как детей, так и педагогов-наставников, работающих с ними.
Финансирование Программы из местного бюджета осуществлялось в пределах выделенных ассигнований отделов и управлений администрации города Бердска и составило:
Источник финансирования |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. 1 полугодие |
Итого |
Отдел культуры | ||||||
МБ |
609,9 тыс.руб. |
417,7 тыс.руб. |
435,0 тыс.руб. |
300,0 тыс.руб. |
156,0 тыс.руб. |
1918,6 тыс.руб. |
Отдел физической культуры и спорта | ||||||
МБ |
89,7 тыс.руб. |
55,0 тыс.руб. |
230,0 тыс.руб. |
94,0 тыс.руб. |
44,0 т.руб. |
512,7 тыс.руб. |
Управление образования | ||||||
МБ |
241,3 тыс.руб. |
355,8 тыс.руб. |
178,3 тыс.руб. |
100,0 тыс.руб. |
55,6 тыс.руб. |
931,0 тыс.руб. |
Всего на реализацию Программы из местного бюджета выделено 3362,3 тыс. руб., что составило 35,5% от плана - 9476,7 т.руб.
Значительные усилия прикладывались учреждениями по привлечению дополнительных финансовых средств на поддержку одаренных детей. Всего было привлечено 6511,2 тыс. руб., в том числе:
- на личные счета одаренных детей поступили стипендии и премии Президента РФ, Губернатора и администрации Новосибирской области, благотворительных фондов и банков города Бердска;
- попечительскими советами учреждений на организацию участия талантливых детей в соревновательных мероприятиях высокого уровня и материальную поддержку (приобретение инвентаря, спортивной формы, музыкальных инструментов и т.д.);
- Департаментом культуры Новосибирской области выделялись средств на участие детей в областных праздниках и творческих летних сменах.
Социально-экономическая эффективность и результативность
реализации программы
- Успешная реализация Программы позволила за 5 лет увеличить охват детей внеурочной деятельностью на 23% (до 13858 человек с учетом повторяющегося состава). Процент детей, занимающихся в 2-х и более объединениях, увеличился с 32% до 54%.
- Увеличилось количества одаренных детей, которым оказывается материальная поддержка со стороны города Бердска, Новосибирской области и России за успехи в области культуры и искусства, образовательной деятельности, технического творчества и спорта от 108 в 2006 году до 117 человек за 6 месяцев 2010 года. Всего за 4,5 года получили стипендии и премии различного уровня 581 ребенок.
- Сохранены лучшие традиции по поддержке и развитию городских фестивалей и конкурсов, предметных олимпиад и научно-практических конференций, творческих школ и тематических смен в каникулярное время. Совершенствуются и развиваются формы мероприятий по обеспечению досуга одаренных детей.
- Проводится большая работа по психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей.
- Отработана система повышения профессионального мастерства специалистов, работающих с детьми.
- В городе создана система широкого освещения работы с одаренными детьми, их достижений в средствах массовой информации, на сайтах учреждений, управления образования, отдела культуры, отдела физической культуры и спорта.
Проблемы, выявленные в ходе реализации Программы и требующие решения:
1. Одним из основных аспектом в достижении высоких результатов, совершенствования умения и навыков одаренных детей является система соревновательной деятельности, причем на всех этапах подготовки. На уровне Новосибирской области дети города Бердска становятся победителями практически всех основных творческих конкурсов. Для дальнейшего роста исполнительского мастерства необходимо участие в конкурсах более высокого уровня.
В настоящее время основными источниками участия детей в фестивалях и конкурсах высокого уровня, организации полноценного спортивно-тренировочного процесса являются средства родительской общественности и попечительских Советов.
2. Отсутствие в центральной части города современно оборудованной большой сценической площадки сказывается на качестве проводимых учреждениями городских фестивалей и конкурсов.
Выводы и предложения:
1. В целом реализация городской программы "Одаренные дети" на 2006-2010 годы прошла успешно, основные мероприятия в рамках выделенного финансирования выполнены, основные цели достигнуты.
2. Итоги реализации Программы демонстрирует заинтересованность и эффективную работу всех учреждений-участников по выявлению и развитию одаренности детей и подростков в различных направлениях.
3. В целях повышения качества работы с одаренными детьми города требуют дальнейшего развития:
- координация и интеграция деятельности специалистов управлений и отделов администрации; социальное партнерство образовательных и досуговых учреждений города в интересах развития детей;
- система мер по поддержке участия одаренных детей в соревновательных мероприятиях высокого уровня;
- оснащение и материально-техническая поддержка учреждений - участников Программы;
- повышение профессионального мастерства специалистов, работающих с одаренными детьми, по отраслям.
4. Отметить значительный вклад в реализацию городской программы "Одаренные дети" на 2006-2010 годы учреждений: МОУДОД "Детская музыкальная школа" г. Бердска, МОУДОД Детская художественная школа "Весна", МОУДОД Детская школа искусств "Берегиня", ГАУНСО "Дворец культуры "Родина", МУ "Городской центр досуга", МОУДОД "Городской центр детского творчества", МУДО Детские юношеские спортивные школы "Восток", "Авангард", "Бердск"; МОУДОД Детско-юношеская спортивная школа", МОУ Экономический Лицей.
5. Отметить управление образования за большую работу по организации научно-практической и исследовательской деятельности школьников и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Задачи на 2011-2016 годы:
1. Продолжить работу в учреждениях города по выявлению и сопровождению одаренных детей в различных областях развития одаренности с привлечением специалистов из Областного центра по работе с одаренными детьми и Областного центра дополнительного образования детей.
2. Для полномасштабной деятельности по выявлению одаренных детей и обеспечению дальнейшего развития:
- ввести в состав участников Программы муниципальные образовательные учреждения дошкольного образования детей, как начальное звено раннего выявления детской одаренности;
- предусмотреть средства на укрепление и технологическое обновление материально-технической базы учреждений, участие детей в соревновательных мероприятиях высокого уровня.
3. Усилить работу по интеграции деятельности и социальному партнерству специалистов управлений и отделов администрации, образовательных и досуговых учреждений города в интересах развития детей; информированию населения о высоких достижениях детей и молодежи города Бердска; поддержке одаренных детей-инвалидов.
Используемые сокращения
ГАУ НСО ДК "Родина" - Государственное автономное учреждение Новосибирской области Дворец культуры "Родина"
ГЦД - МУ "Городской центр досуга"
ГЦДТ - МОУДОД "Городской центр детского творчества"
ГУВШЭ - Государственное учреждение Высшая школа экономики
ДМШ - МОУДОД "Детская музыкальная школа" г. Бердска
ДХШ "Весна" - МОУДОД Детская художественная школа "Весна"
ДШИ "Берегиня" - МОУДОД Детская школа искусств "Берегиня"
ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа
Л-И N 7 - МОШИ Лицей-интернат N 7
Л N 6 - МОУ Лицей N 6
МОУ ЭЛ - МОУ Экономический Лицей
НГПУ - Новосибирский государственный педагогический университет
НПК - научно-практическая конференция
ОДМ - МУ "Отдел по делам молодежи"
ОК - отдел культуры администрации
ОФКиС - отдел физической культуры и спорта администрации
СЮН - МОУДОД Станция юных натуралистов
ЦБС - МУ Централизованная библиотечная система
ЦПМСС "ДАРС" - Центр психолого-медико-социального сопровождения "ДАРС"
ЦРО - МУ "Центр развития образования"
УО - управление образования администрации
УДОД - учреждение дополнительного образования детей
ШДЮКФП "Маэстро" - Шахматный детско-юношеский клуб физической подготовки "Маэстро"
<< Назад |
||
Содержание Решение тридцать второй сессии Бердского городского Совета депутатов Новосибирской области от 11 ноября 2010 г. N 734 "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.