Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 мая 2018 г. N 03-04-06/33759
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо и в части вопросов уплаты налога на доходы физических лиц, связанным с ведением индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, в соответствии со статьёй 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 214.9 Кодекса налоговой базой по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, признается положительный финансовый результат, определяемый в соответствии со статьёй 214.1 с учётом положений статей 214.3 и 214.4 Кодекса по совокупности соответствующих операций нарастающим итогом за период с начала действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета и с учётом установленных в статье 214.9 Кодекса особенностей.
Согласно пункту 3 указанной статьи исчисление, удержание и уплата в бюджет суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, осуществляются налоговым агентом. Исчисление суммы налога в отношении доходов по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, производится налоговым агентом на дату выплаты налогоплательщику дохода (в том числе в натуральной форме) не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика исходя из суммы произведённой выплаты, а также на дату прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случая прекращения указанного договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счёте, на другой индивидуальный инвестиционный счёт, открытый тому же физическому лицу, в том числе у того же налогового агента.
Таким образом, удержание налоговым агентом исчисленной суммы налога по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счёте, производится на дату выплаты дохода не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика или на дату прекращения договора независимо от вида выплачиваемого дохода.
В том числе при выплате купона не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика налоговый агент обязан в установленном порядке исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить исчисленную сумму налога в соответствующий бюджет. В соответствии с пунктом 4 статьи 214.9 Кодекса налоговый агент обязан уплатить в бюджет исчисленную сумму налога в срок не позднее одного месяца с даты, указанной в подпункте 1 или 2 пункта 3 данной статьи, на которую была исчислена сумма налога.
Согласно пункту 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде. Доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам (за исключением доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года), включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.
При выплате купона не на индивидуальный инвестиционный счёт налогоплательщика налоговый агент определяет налоговую базу исходя из всей суммы выплаты. В дальнейшем при исчислении налога налоговым агентом в сроки, определённые в пункте 3 статьи 214.9 Кодекса, при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами доходы в виде купона, полученные в налоговом периоде по облигациям, включаются в доходы по операциям с ценными бумагами.
При этом при исчислении налога по операциям с ценными бумагами, суммы налога, удержанные при выплате купона, засчитываются в уменьшение подлежащего уплате налога по таким операциям.
За разъяснениями в отношении вопросов осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, связанных с ведением индивидуальных инвестиционных счетов, регулируемых Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", следует обращаться в Центральный банк Российской Федерации.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.