Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 мая 2018 г. N 03-07-08/35023
Вопрос: В соответствии с пунктом 1 статьи 21 НК РФ просим разъяснить порядок применения подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в частности - особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) услуг по перевозке товаров между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, в составе исполнения единого комплексного договора, связанного с осуществлением международной перевозки грузов и экспедированием в порту.
Российская организация (далее - Заказчик) заключила договор перевозки грузов и экспедирования в порту с компанией-исполнителем (далее - Исполнитель) по выполнению доставки товаров (автомобильных комплектующих) к пункту убытия с территории Российской Федерации. В ходе исполнения названного договора Исполнитель обязан, в частности, реализовать железнодорожную перевозку контейнеров с товарами. предназначенными к экспорту из Российской Федерации, от Пункта отправления, расположенного у территории завода-изготовителя, до Пункта назначения, которым фактически является морской порт, через который товары убывают в адрес иностранного покупателя в таможенном режиме экспорта.
Таможенная процедура выпуска в режиме экспорта осуществляется силами Заказчика после исполнения доставки товаров в Пункт назначения (морской порт). Вместе с тем, по завершении доставки товаров, в ходе их таможенного оформления и по окончании таможенной процедуры, на Исполнителя дополнительно возлагается комплекс обязанностей, включающий информационную поддержку Заказчика, передачу документов в таможенные органы для подтверждения фактического вывоза груза с территории РФ, а также сдачу контейнеров под погрузку для дальнейшей перевозки морским перевозчиком.
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка НДС 0% применяется при оказании услуг по международной перевозке товаров, а равно и при осуществлении транспортно-экспедиционных услуг (по перечню, изложенному в пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ), оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. При этом под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации.
Согласно позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в Постановлении от 30.05.2014 N 33, налоговую ставку 0 процентов НДС применяют в том числе перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах такой перевозки. Тот факт, что услуги международной перевозки оказаны несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)), не препятствует применению налоговой ставки 0 процентов всеми этими лицами.
С учетом изложенного, просим дать разъяснение относительно определения налоговой ставки НДС при налогообложении вышеуказанных услуг - по перевозке товаров между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, по железной дороге с привлечением перевозчика на железнодорожном транспорте, в составе исполнения единого комплексного договора, связанного с осуществлением международной перевозки грузов и экспедированием в порту, до помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании перевозчиком на железнодорожном транспорте услуг по перевозе между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, товаров, таможенное оформление которых в таможенной процедуре экспорта производится в морском порту, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) ставка налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов применяется в отношении оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте услуг по перевозке или транспортировке экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, стоимость которых указана в перевозочных документах, при условии, что на перевозочных документах проставлены отметки таможенных органов, указанные в подпункте 5 статьи 165 Кодекса, свидетельствующих о помещении товаров в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта).
Таким образом, в случае, если товары, перевозимые по территории Российской Федерации железнодорожным транспортом, под таможенную процедуру экспорта (реэкспорта) не помещены, в отношении услуг по их перевозке, оказываемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, нулевая ставка налога на добавленную стоимость не применяется и такие услуги на основании подпункта 3 статьи 164 Кодекса облагаются налогом по ставке в размере 18 процентов.
Что касается подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, упоминаемого в вашем письме, то согласно абзацу шестому данного подпункта норма о применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по международной перевозке товаров железнодорожным транспортом на услуги, оказываемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте, не распространяется.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
О.Ф. Цибизова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.