Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2018 г. N 03-01-11/28695
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение с предложениями в части новой экономической политики Российской Федерации (далее - НЭП), и сообщает.
В отношении предложений по ипотечному кредитованию.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия). Стратегия определяет на период до 2030 года социальные приоритеты и ориентиры, а также механизмы государственной политики в сфере пенсионного страхования на отдельных этапах ее реализации.
Кроме того, с января 2018 года начата реализация целого ряда новых мер поддержки российских семей.
Так по итогам заседания Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы 28 ноября 2017 г. принято решение, в том числе о разработке необходимых нормативных правовых актов, направленных на субсидирование с 1 января 2018 года семьям с двумя или тремя детьми процентной ставки по ипотечным (жилищным) кредитам (займам), выданным российскими кредитными организациями и акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на приобретение жилых помещений либо на рефинансирование ранее выданных таких кредитов, до уровня 6 процентов годовых в случае рождения второго или третьего ребенка в период с 1 января 2018 года по 31 января 2022 года, определив, что субсидирование будет осуществляться только при условии приобретения жилья на первичном рынке и сроки такого субсидирования для семей, в которых родился второй ребенок, составляют три года, для семей, в которых родился третий ребенок, - пять лет.
Правительством Российской Федерации утверждено постановление от 30 декабря 2017 г. N 1711 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей" (далее - Правила).
Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (далее - Агентство) на возмещение недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации, имеющим детей.
В соответствии с пунктом 9 Правил право на получение кредита (займа) возникает у граждан Российской Федерации при рождении у них начиная с 1 января 2018 года и не позднее 31 декабря 2022 года второго и (или) третьего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил установлено, что субсидии предоставляются по кредитам (займам), кредитный договор (договор займа) по которым заключен начиная с 1 января 2018 года. При этом субсидии предоставляются в течение 3 лет - в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года второго ребенка, в течение 5 лет - в связи с рождением у гражданина с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года третьего ребенка.
Необходимо также отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - ФЗ N 256-ФЗ) предусмотрено право на дополнительные меры государственной поддержки в виде средств материнского (семейного) капитала в связи с рождением после 1 января 2007 года второго или последующих детей. Размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей.
В соответствии со статьей 7 ФЗ N 256-ФЗ распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям возможно, в том числе на цели улучшения жилищных условий. При этом статьей 10 ФЗ N 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, а также на строительство, реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.
Вместе с тем с 2015 года в Российской Федерации реализуется программа помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Согласно пункту 40 Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. N 98-р, головным исполнителем по вопросу реализации программы помощи заемщикам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации, является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 11 августа 2017 г. N 961 "О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации" (далее - постановление N 961, программа помощи). В соответствии с постановлением N 961 внесены изменения в Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 373.
Также обращаем внимание на возможность направления предложений по реформированию пенсионной системы Российской Федерации для рассмотрения на Интернет-ресурс "Российская общественная инициатива" в соответствии с пунктом 2.1. Указа Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 г. N 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием Интернет- ресурса "Российская общественная инициатива".
В отношении предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
В части налога на добавленную стоимость.
В Российской Федерации налог на добавленную стоимость (далее - НДС) введен с 1 января 1992 и является одним из основных налоговых источников доходов федерального бюджета. При этом порядок применения НДС регулируется нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), которые не противоречат международной практике взимания этого налога, применяемой более чем в 90 государствах.
В настоящее время в Российской Федерации основная ставка НДС составляет 18 процентов. При этом действующим законодательством по НДС установлена пониженная ставка данного налога в размере 10 процентов на отдельные социально значимые товары, в том числе продовольственные и медицинские товары, товары для детей и некоторые другие товары и услуги социального характера.
Снижение ставки НДС до 12 процентов приведет к существенному сокращению доходов федерального бюджета, принятого с дефицитом, что ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
Следует также отметить, что, как показывает практика применения НДС, снижение ставки данного налога не приводит к существенному снижению уровня розничных цен, поскольку в условиях рыночных отношений ценообразование зависит, в основном, от складывающегося соотношения спроса и предложения на товары (работы, услуги).
Учитывая изложенное, предложение о снижении размера ставки НДС не поддерживается.
В части акцизов.
При установлении ставок акцизов на подакцизные товары учитывается необходимость решения одновременно нескольких задач: формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, за счет средств которых финансируются основные социально значимые государственные программы, в частности, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение.
Акцизы на нефтепродукты являются источником формирования как федерального, так и региональных дорожных фондов, средства которых направляются на финансирование дорожного хозяйства.
Ставки акциза на табачную продукцию устанавливаются Кодексом в соответствии с основными направлениями налоговой политики, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, с учетом реально складывающейся экономической ситуации, а также интересов Российской Федерации как члена Евразийского экономического союза.
Кроме того, налоговая политика в части ставок акцизов на табачную продукцию определяется с учетом положений Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - Закон).
Статьей 13 указанного Закона установлено, что в целях сокращения спроса на табачные изделия осуществляются меры по увеличению акцизов на табачную продукцию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также могут осуществляться иные меры государственного воздействия на уровень цен указанной продукции.
Ставки акциза на табачную продукцию индексируются ежегодно опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
Так, за период с 2012 по 2017 гг. минимальная ставка акциза на сигареты с фильтром, папиросы увеличилась почти в 5 раз (с 460 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук), с 2007 года - в 18 раз (с 115 рублей за 1000 штук до 2123 рублей за 1000 штук). При этом размер ежегодной индексации ставок акциза на сигареты с фильтром, папиросы за указанный период составлял от 23 до 60 процентов.
Индексация ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта более 9 процентов (далее - крепкая алкогольная продукция) в период с 2011 по 2014 г.г. осуществлялась опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции, а также по сравнению с другими подакцизными товарами. Ежегодный рост ставок составлял от 20 до 30 процентов к предыдущему году.
При установлении ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию учитывается, что возможность их увеличения в Российской Федерации ограничена угрозой создания экономически выгодных условий для роста нелегального оборота указанной продукции, в том числе связанных с различиями в уровне ставок акцизов, действующих в государствах - членах Евразийского экономического союза.
Учитывая изложенное, предложение о повышении ставок акцизов на алкогольную и табачною продукцию не поддерживается.
В части налога на доходы физических лиц.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в отношении большинства видов доходов физических лиц установлена единая налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Кроме того, действующая система налогообложения по налогу на доходы физических лиц ориентирована на снижение налогового бремени за счет применения стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, каждый из которых направлен на поддержку определенной категории граждан.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц не предусмотрено.
Учитывая изложенное, предложение о поэтапном увеличении ставки НДФЛ не поддерживается.
В части налога на прибыль организаций.
В обращении содержатся предложения по освобождению частных компаний, открывающих спортивные залы, от налога на прибыль организаций, а также предложения по освобождению от обложения налогом на прибыль той части прибыли организаций, которая будет направлена на депозитный счет Государственного инвестиционного фонда Российской Федерации.
При этом указывается на безальтернативную обязательность предоставления льготных режимов налогообложения для указанных категорий налогоплательщиков.
В этой связи необходимо отметить, что при принятии решения о введении механизмов налогового стимулирования необходима детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности планируемых к предоставлению налоговых льгот.
Однако в рассматриваемом обращении не представлено экономическое обоснование необходимости введения льготного режима налогообложения для отдельных категорий налогоплательщиков по сравнению с действующими нормами главы 25 Кодекса.
Учитывая указанное сообщаем, что без экономического обоснования и оценки целесообразности предлагаемых изменений, внесение рассматриваемых изменений в Кодекс не поддерживается.
В части налога на имущество организаций и земельного налога.
В соответствии со статьей 14 Кодекса налог на имущество организаций относится к региональным налогам, а на основании статьи 15 Кодекса земельный налог является местным налогом.
Налог на имущество организаций и земельный налог являются источниками формирования доходной базы соответственно региональных и местных бюджетов и в федеральный бюджет не зачисляются.
Согласно статье 372 Кодекса налог на имущество организаций устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 2 статьи 372 Кодекса при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со статьей 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
При этом согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Таким образом, вопросы, связанные с установлением налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу должны решаться на региональном (местном) уровне.
В части страховых взносов.
Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года предложено детально и всесторонне рассмотреть с участием деловых объединений предложения по настройке налоговой системы с целью подготовки и принятия в 2018 году всех соответствующих поправок в законодательство и Налоговый кодекс Российской Федерации, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. Одновременно Правительству Российской Федерации поручено проработать вопросы совершенствования механизмов обеспечения устойчивого бюджета и государственных финансов, исполнения всех обязательств вне зависимости от внешних факторов.
Поэтому окончательное решение о направлениях совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в части страховых взносов будет принято Правительством Российской Федерации по результатам рассмотрения и оценки всех предложений, касающихся реформирования налоговой системы.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.