Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 апреля 2018 г. N 03-04-05/27053
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части налогообложения доходов физических лиц и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики - физические лица помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 23 Кодекса, обязаны уведомлять налоговый орган по месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 Кодекса о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.
Пунктом 2 статьи 25.14 установлено, что уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 23 Кодекса, если иное не предусмотрено указанной статьей.
Согласно подпункту 8.1 пункта 3 статьи 208 Кодекса для целей главы 23 Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации физическими лицами, признаваемыми в соответствии с Кодексом контролирующими лицами контролируемой иностранной компании, относятся суммы прибыли этой контролируемой иностранной компании, определяемые в соответствии с Кодексом.
В соответствии со статьей 229 Кодекса налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 Кодекса.
Таким образом, налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган по месту жительства физического лица о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых он является контролирующим лицом, а также представлять налоговую декларацию.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.