Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Инконсалт К" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Министерством образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на обеспечение организации и проведения ежегодного Всероссийского молодёжного научного форума "Наука будущего - наука молодых" и Международной научной конференции "Наука будущего" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0173100003718000049) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 22.03.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 146 000 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.04.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 16.04.2018.
6) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
7) по результатам рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе 4 заявки участников Конкурса признаны соответствующими Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ФГБОУ ВО "Российский государственный университет нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И.М. Губкина" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 110 814 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единой комиссией неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 17.04.2018 N ПРО1 (далее - Протокол рассмотрения заявок) заявка Заявителя отклонена по следующему основанию:
"Банковская гарантия N 25720/2018/ДГБ ПАО КБ "Восточный" не соответствует требованиям п. 8.2 ч. 8 ст. 45 Федерального закона N 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", требованиям Постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также требованиям п.п. б) п. 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации, о праве заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в банковской гарантии отсутствует адрес для направления заказчиком требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа). Допущенные нарушения являются основанием для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе согласно п.п. б) п. 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации, а также в соответствии с ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "п. 8.2 ч. 8 ст. 45" следует читать "ч. 8.2 ст. 45"
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления N 1005) банковская гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной неквалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка (далее - гарант), на условиях, определенных гражданским законодательством и статьей 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией.
При этом в силу части 3 статьи 44 Закона о контрактной системе банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
В силу положений Постановления N 1005 банковская гарантия должна в обязательном порядке закреплять право заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, обеспеченных банковской гарантией, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Согласно примечанию к форме требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, утвержденной Постановлением N 1005, установлено, что требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии и направляемые вместе с ним документы и (или) их копии оформляются в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом Постановлением N 1005 установлена возможность предъявления заказчиком требования к банку об уплате денежных средств, как в письменной форме, так и в форме электронного документа.
Подпунктом б пункта 18 Раздела II "Информационная карта закупки (ИКЗ)" Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать: 9) права заказчика в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", представлять на бумажном носителе или в форме электронного документа требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, в размере обеспечения заявки, установленном в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке".
Также пунктом 17.6. Раздела I. Инструкция участникам закупки (ИУЗ) установлено: "Документом, подтверждающим внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, является платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения, либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителем Заказчика, установила, что Заявителем в качестве обеспечения заявки представлена Банковская гарантия N 25720/2018/ДГБ от 09 апреля 2018 г., выданная ПАО КБ "Восточный" на сумму 7 300 000 (семь миллионов триста тысяч) рублей 00 копеек, в которой установлено, в том числе следующее условие: "4. Бенефициар вправе представить письменной требование об уплате денежной суммы по настоящей Гарантии (далее - Требование по гарантии) в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения Принципалом обязательств, обеспеченных настоящей Гарантией".
Вместе с тем, Банковской гарантией не предусмотрена возможность заказчика направить требование об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии в форме электронного документа.
Банковская гарантия, представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе, предусматривает условие, ограничивающее право Заказчика в части формы предоставления требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии, а именно, исключительно на бумажном носителе, без возможности подачи такого требования в виде электронного документа, в связи с чем, ограничение формы оформления требования исключительно на бумажном носителе нарушает положения Постановления N 1005, и является основанием для принятия решения о несоответствии такой заявки требованиям Закона о контрактной системе, Конкурсной документации.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что представленная Заявителем в составе заявки на участие в Конкурсе Банковская гарантия соответствует требованиям Постановления N 1005, Закона о контрактной системе и Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Единой комиссии о принятии решения о несоответствии заявки Заявителя требованиям Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2. Решением комиссии ФАС России от 18.04.2018 по делу N П-39/18 в действиях Заказчика выявлено нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в проекте контракта Конкурсной документации требования к исполнителю по контракту о необходимости согласования с Заказчиком соисполнителей, привлекаемых для выполнения работ по контракту, которое не предусмотрено частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 18.04.2018 по делу N П-39/18 Заказчику выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем исключения при заключении государственного контракта вышеуказанного требования.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 1 части 15" следует читать "пунктом 1 части 15 статьи 99"
1. Признать жалобу ООО "Инконсалт К" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 18.04.2018 по делу N П-39/18 Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 18.04.2018 по делу N П-39/18 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.