Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 425945-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотрев представленный законопроект, отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", направленные на совершенствование порядка дисциплинарной ответственности судей, а также изменения, исключающие необходимость согласования решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи с председателем соответствующего суда.
Законопроектом вводится новый вид дисциплинарного взыскания за совершение судьей дисциплинарного проступка - понижение в квалификационном классе.
Предполагается, что наряду с существующими видами дисциплинарного взыскания, понижение в квалификационном классе будет налагаться на судью за существенное нарушение положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и (или) кодекса судейской этики, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию.
Согласно предлагаемым изменениям, в случае наличия оснований квалификационной коллегией будет приниматься решение о присвоении судье квалификационного класса, непосредственно предшествующего квалификационному классу, имеющемуся у такого судьи на момент принятия указанного решения.
При этом повторная квалификационная аттестация будет возможна по истечении срока пребывания судьи в квалификационном классе, присвоенного ему в результате применения вышеуказанного дисциплинарного взыскания.
Также вноситься уточняющее изменение, согласно которому дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью за нарушение положений материального и процессуального законодательства, вышеуказанного Закона Российской Федерации и (или) кодекса судейской этики при осуществлении правосудия, ранее подвергавшегося дисциплинарному взысканию только при наличии жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, носящими систематический и (или) грубый характер, которые повлекли искажение принципов судопроизводства и установлены судебным актом вышестоящей судебной инстанции или судебным актом, принятым по заявлению об ускорении рассмотрения дела либо о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.
Также законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", предоставляющие право Совету судей Российской Федерации, а также иным органам судейского сообщества, в случае выявления признаков совершения судьёй дисциплинарного проступка, направления обращения о наложении на судью дисциплинарного взыскания, в том числе и в виде досрочного прекращения полномочий судьи.
Согласно предлагаемым проектом положениям, обращение о наложении на судью дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка при исполнении судьей служебных обязанностей может быть направлено Советом судей российской Федерации, а также иным органом судейского сообщества только при наличии частного определения, вынесенного вышестоящей судебной инстанцией, либо жалобы или обращения участника (участников) процесса о нарушении его (их) прав незаконными действиями судьи, совершенными при рассмотрении дела.
Также, в отличие от действующей нормы, в новой редакции пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" исключается право председателя соответствующего или вышестоящего суда на внесение представления о досрочном прекращении полномочий судьи в связи с совершенным им дисциплинарным проступком на рассмотрение квалификационной коллегии судей.
Полностью поддерживая общую концепцию законопроекта, Комитет считает возможным ко второму чтению указать конкретные органы судейского сообщества, которые в рамках задач, определенных им действующим законодательством, смогут эффективно использовать право направления соответствующих обращений о наложении на судей дисциплинарных взысканий в квалификационные коллегии, а также полагает целесообразным уточнить норму статьи 26 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" с учетом проектируемых изменений пункта 1 статьи 22 указанного закона.
Следует отметить, что реализация предлагаемых изменений законодательства будет способствовать улучшению организационного обеспечения и эффективности осуществления судопроизводства в целом. Введение нового вида дисциплинарного взыскания, а также уточнение порядка наложения действующих дисциплинарных мер позволит квалификационным коллегиям судей применять дифференцированный подход при назначении дисциплинарной ответственности в отношении судей в зависимости от конкретных обстоятельств, свидетельствующих как непосредственно о профессиональных недостатках в процессе осуществления ими судопроизводства так и о нарушениях этических норм судейского сообщества, в том числе вне рамок осуществления последними служебной деятельности.
На основании вышеизложенного, Комитет по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 425945-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 10 и 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" принять в первом чтении.
Утверждено на заседании Комитета " " 2018 года.
Председателя Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.