Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи
на проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах",
внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Геттой, М.Л. Шаккумом, А.Б. Выборным, К.Г. Слыщенко, Е.Б. Шулеповым, В.И. Афонским, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, С.В. Железняком, А.И. Воеводой, С.А. Вострецовым, А.В. Чернышевым, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи (назначен соисполнителем по законопроекту Решением Совета Государственной Думы от 20 марта 2018 года, протокол N 105) рассмотрел внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым, Р.М. Марданшиным, А.А. Геттой, М.Л. Шаккумом, А.Б. Выборным, К.Г. Слыщенко, Е.Б. Шулеповым, В.И. Афонским, Н.Д. Боевой, И.Е. Марьяш, С.В. Железняком, А.И. Воеводой, С.А. Вострецовым, А.В. Чернышевым, членами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым проект федерального закона N 419059-7 "О цифровых финансовых активах", в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета и отмечает следующее.
Законопроектом вводятся основные понятия, предлагается установить систему правового регулирования отношений, возникающих при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, прав и обязанностей, а также особенностей регулирования в этой сфере.
Представляется целесообразным обратить внимание, что ряд предлагаемых терминов уже используется в законодательстве.
В частности, законопроектом вводится понятие "цифровой финансовый актив". При этом, в налоговом и бюджетном законодательстве данный термин уже используется (часть 3.1 статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Понятие "цифровой финансовый актив", согласно законопроекту представляет собой "имущество в электронной форме". Полагаем, что отнесение "цифровых финансовых активов" к имуществу влечет за собой все имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, переходом права на имущество (управление, дарение, наследование, аренда и т.д.), что требует введения уточняющих положений в гражданское законодательство. Так, установленный статьей 128 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень объектов гражданских прав (к которому отнесены вещи, наличные деньги и ценные бумаги, безналичные денежные средства и т.д.), "имущество в электронной форме" не содержит. Также необходимо обратить внимание на неурегулированность механизма взыскания "цифровых финансовых активов" в качестве имущества должника в соответствии с нормами главы 8 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ареста такого имущества или конфискации в соответствии со статьями 115, 230 и главой 15.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом вводится понятие "токен" как вид "цифрового финансового актива", выпускаемый юридическим или физическим лицом для привлечения финансирования. Обращаем внимание, что данное понятие уже используется и определяется как ключ шифрования квалифицированной электронной подписи на электронном носителе, - смарт-карта, USB-ключ и т.д. (приказ Росстата от 6 октября 2017 года N 661, приказ Росреестра от 18 декабря 2017 года N П/0591 и др.).
Законопроектом предлагается ввести понятие "валидатор" и определить, что это юридическое или физическое лицо, являющееся участником реестра цифровых транзакций, осуществляющее валидацию цифровых записей и т.д. Указанный термин и производные от него термины уже используются. В актах транспортных компаний, законодательстве субъектов Российской Федерации и решениях судов термин "валидатор" используется в качестве устройства для автоматизированного приема оплаты за проезд и учета поездок (распоряжение ОАО "Российские железные дороги" от 7 октября 2008 года N 2108р, Постановление Правительств Москвы от 15 декабря 2015 года N 880-ПП, определение Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2015 года N 44-АПГ15-22). В законодательстве, также используется термин "валидация", который обозначает документальное подтверждение (Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Постановление Правительства Российской Федерации от 7 июля 2016 года N 637).
Вводимым законопроектом определением понятия "майнинг" (деятельность по созданию цифрового финансового актива - "криптовалюты") предполагается признавать предпринимательской деятельностью случаи превышения установленных Правительством Российской Федерации лимитов энергопотребления в течение трех месяцев подряд. Как представляется, не все виды превышения энергопотребления абонентами могут быть вызваны "майнингом", а признание деятельности любых лиц предпринимательской из-за превышения лимитов энергопотребления может повлечь значительные сложности на практике. Кроме того, установление лимитов энергопотребления не предусмотрено положениями Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Обращаем внимание, что принятие сходных либо уже определенных нормативными актами терминов влечет за собой дублирование норм права, их конкуренцию и коллизию. По вопросу о коллизии норм права, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 14 мая 2003 N 8-П указывает на обязанность федерального законодателя согласовать законодательство Российской Федерации с гражданским законодательством, процессуальным законодательством и законодательством об исполнительном производстве, что предполагает принятие соответствующих нормативных решений в целях преодоления коллизии правовых норм и затрагиваемых ими публичных и частных интересов.
Председатель комитета |
Л.Л. Левин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.