Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел законопроект N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" и отмечает следующее.
Законопроект направлен на совершенствование регулирования вопросов по созданию систем автоматического контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
Так, оптимизируется прием результатов автоматических измерений органами государственной власти. Предлагается передавать результаты таких измерений в органы экологического надзора (в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду), а не в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга, который в настоящее время отсутствует.
Также законопроектом предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению:
- требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов и сбросов (далее - автоматические приборы контроля), а также к техническим средствам передачи информации;
- определению видов технических устройств, оборудования на объектах I категории, выбросы, сбросы от которых подлежат автоматическому контролю;
- утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля, в которых будут установлены требования к составу и форме передаваемой информации о выбросах и сбросах, порядок определения загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется автоматический контроль.
Указанные уточнения позволят обеспечить полноценное оснащение предприятий автоматическими приборами контроля и их эксплуатацию.
Концептуально поддерживая необходимость совершенствования регулирования указанной сферы Комитет отмечает следующие.
1. Законопроектом предусматривается, что срок создания предприятиями систем автоматического контроля не может превышать четыре года со дня получения (или пересмотра) комплексного экологического разрешения (далее - КЭР).
По итогам заседания Госсовета об экологическом развитии Российской Федерации (27.12.2016) Президент Российской Федерации поручил Правительству Российской Федерации внести изменения в законодательство, предусматривающие получение КЭР с учётом программ оснащения предприятий автоматическими средствами контроля выбросов, сбросов загрязняющих веществ, а также предоставление предприятиям времени на разработку соответствующих проектов и закупку необходимого оборудования (N Пр-140ГС 24.01.2017).
Принимая во внимание указанное поручение, Комитет концептуально поддерживает указанный подход, отмечая следующее.
Заявку на получение КЭР первые 300 крупнейших предприятий-загрязнителей (из объектов I категории) должны подать в пилотном режиме до конца 2022 года. Остальные предприятия I категории - до 2025 года (статья 11 Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Таким образом, предельный срок оснащения всех предприятий I категории автоматическими приборами контроля выбросов и сбросов смещается до 2029 года.
По мнению Комитета, 4-летний срок существенно увеличивает время оснащения крупных предприятий-загрязнителей автоматическими приборами контроля и, в этой связи, требует дополнительного обоснования.
2. В настоящее время действующим законодательством предусмотрена государственная поддержка реализации природоохранных мероприятий (статья 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Перечень природоохранных мероприятий, при выполнении которых применяется государственная поддержка, предусматривает, в том числе, мероприятия по установке автоматизированных систем по контролю за сбросами и выбросами предприятий.
При этом законопроектом предусматривается оснащение предприятий автоматическими системами контроля.
Вместе с тем, необходимо различать автоматические системы контроля и автоматизированные системы контроля.
В понятийном аппарате в области метрологии под автоматическим средством измерений понимается средство измерений, производящее все измерения и операции без непосредственного участия человека, а под автоматизированным средством измерений - средство измерений, производящее в автоматическом режиме одну или часть измерительных операций.
Учитывая изложенное, Комитет полагает необходимым уточнить какие системы контроля требуют государственной поддержки.
На основании изложенного, Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает концепцию законопроекта N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.