Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) рассмотрено заявление ООО "Тепловые сети Балашихи" (исх. от 02.02.2018 N 212, вх. от 05.02.2018 N 17259/18) об отмене распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 303-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области" в части изменений, вносимых в приложение N 2 к распоряжению N 166-р от 18.12.2015 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" в части установленных тарифов для потребителей ООО "Тепловые сети Балашихи" (далее - Заявитель, ООО "ТСБ").
Заявитель полагает, что Комитетом при установлении на 2018 год величины необходимой валовой выручки были допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части непринятия заявленных им к учету отдельных расходов. ООО "ТСБ" просит признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки на 2018 год следующие затраты:
1. Операционные расходы в размере 34 864,0 тыс. руб.
2. Отчисления от фонда оплаты труда в размере 6 152,0 тыс. руб.
3. Расходы по сомнительным долгам в размере 31 960,6 тыс. руб.
4. Плата за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в размере 128,0 тыс. руб.
5. Вода на наполнение системы и подпитку в размере 2 610,7 тыс. руб.
6. Электроэнергия в размере 9 328,8 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 8 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила N 123), ФАС России был приостановлен срок рассмотрения заявления письмом, направленным в адрес ООО "ТСБ" (исх. от 15.02.2018 N СП/9822/18).
После истечения предельного срока приостановления рассмотрения заявления, течение срока рассмотрения заявления было возобновлено.
По результатам анализа представленных со стороны Заявителя материалов, а также объяснений, полученных от Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет), ФАС России установлено следующее.
Расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
1. Операционные расходы.
В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования N 1075, операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен, определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовой год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации, индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов.
Заявленный организацией рост условных единиц не был принят Комитетом при расчете величины операционных расходов на 2018 год (индекс изменения количества активов учтен регулятором в размере "0").
По информации, представленной в адрес ФАС России, в 2017 году в эксплуатацию были приняты новые производственные объекты от Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Балашихи:
- котельная ООО "ТСК Мосэнерго" (мкр. Янтарный, мкр. Изумрудный), вследствие принятия в состав производственных активов тепловых сетей протяженностью 14,678 км.
В подтверждение принятия в эксплуатацию новых объектов Заявителем представлены:
- договор аренды от 26.12.2001 N 745 имущественного комплекса муниципального недвижимого имущества с актом приема-передачи имущества;
- дополнительное соглашение N 84 от 03.04.2017 "О внесении изменений и дополнений в Договор аренды N 745 имущественного комплекса муниципального недвижимого имущества от 26.12.2001" к договору аренды от 26.12.2001 N 745 с актом приема-передачи имущества от 03.04.2017 и Приложением N 1, содержащим перечень передаваемого имущества.
Проанализировав представленные материалы, ФАС России считает необходимым Комитету скорректировать операционные расходы ООО "ТСБ" на 2018 год с учетом индекса изменения количества активов.
2. Отчисления на социальные нужды.
Организацией заявлены расходы на уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а также расходы на уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы на уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не были учтены Комитетом при установлении тарифов.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются, в том числе, обязательность уплаты страхователями страховых взносов и дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.
В адрес ФАС России Заявителем представлено Уведомление Фонда социального страхования РФ от 11.04.2017 об определении для ООО "Тепловые сети Балашихи" 1 класса профессионального риска и о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% к суммам выплат.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает подлежащими дополнительному учету расходы на уплату страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2% от фонда оплаты труда.
3. Расходы по сомнительным долгам.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 47 Основ ценообразования N 1075, в состав внереализационных расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, в том числе включаются расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
Заявитель наделен статусом единой теплоснабжающей организации согласно Постановлениям Администрации г.о. Балашиха от 24.02.2015 N 52/3-ПА, от 31.01.2017 N 108/3-ПА "О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации теплоснабжающим (теплосетевым) организациям городского округа Балашиха".
В ФАС России и в орган регулирования (посредством отправления сообщений на адрес электронной почты, известной как служебная почта компетентного сотрудника Комитета) были представлены вышеуказанные Постановления, Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по состоянию на 31.12.2016 г., таблица по задолженностям за теплоснабжение группы "Население" городского округа Балашиха (расшифровка задолженностей ЖСК, ТСЖ, муниципального жилого фонда, управляющих организаций, населения) судебные решения, исполнительные листы на общую сумму 181 299,6 тыс. руб.
Дополнительно по запросу ФАС России регулируемой организацией было представлено:
- положение о порядке формирования и использования резерва по сомнительным долгам, в соответствии с которым для выявления сомнительной задолженности и формирования резерва создается рабочая инвентаризационная комиссия, назначаемая приказом руководителя;
- приказ генерального директора ООО "Тепловые сети Балашихи" от 22.03.2017 N 38 о проведении инвентаризации остатков на счетах на 31.12.2016 г. и выявлении сомнительной задолженности.
Заявителем также представлен расчет расходов по сомнительным долгам на 2018 год исходя из фактической дебиторской задолженности по группе "Население" по состоянию на 01.12.2016 г. (согласно инвентаризации составляет 181 299,6 тыс. руб.) и установленной НВВ на 2017 г. по группе "Население". Таким образом, экономически обоснованная величина расходов по статье "расходы по сомнительным долгам" составляет 31 960,6 тыс. руб. и подлежит учету в составе необходимой валовой выручки ОOO "ТСБ" на 2018 год.
4. Плата за предельно допустимые выбросы загрязнявших веществ.
В силу подпункта "б" пункта 62 Основ ценообразования N 1075, неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе, обязательные платежи на плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов.
Заявителем представлен плановый расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду по плановым показателям загрязнения окружающей среды на 2018 год. При этом, в материалах тарифного дела отсутствует документальное подтверждение утверждения нормативов выбросов и утвержденных уполномоченным органом размеров лимитов в отношении ООО "Тепловые сети Балашихи".
Таким образом, у Комитета отсутствовали основания для включения в НВВ Заявителя на 2018 год расходов на оплату выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, данные расходы правомерно исключены из НВВ в полном объеме.
5. Вода на наполнение системы и подпитку.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В силу пункта 34 Методических указаний N 760-э, объемы потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний.
ФАС России отмечает, что ввиду снижения годового объема выработки тепловой энергии в 2018 году, объем холодной воды не может остаться неизменным из-за несопоставимости условий.
Объем холодной воды на наполнение системы и подпитку на 2018 год определен Комитетом с учетом фактического объема потребления холодной воды в предыдущие периоды регулирования (2015-2016 гг.). При этом, стоимость холодной воды определена регулятором с учетом прогнозной цены на холодную воду в 2018 году в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает обоснованным произведенный Комитетом расчет затрат на холодную воду.
6. Электроэнергия.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования N 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
В силу пункта 34 Методических указаний N 760-э, объем потребления прочих энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в сопоставимых условиях на каждый год долгосрочного периода регулирования определяются в соответствии с пунктом 40 настоящих Методических указаний и в течение этого периода не пересматриваются, если иное не предусмотрено пунктом 50 настоящих Методических указаний.
Ввиду снижения годового объема выработки тепловой энергии в 2018 году, объем потребляемой электрической энергии не может остаться неизменным из-за несопоставимости условий. Объем потребляемой электрической энергии на 2018 год определен Комитетом с учетом фактического удельного расхода электроэнергии, приходящегося на выработку 1 Гкал в предыдущие периоды регулирования (2015-2016 гг.).
При этом, принятый Комитетом на 2018 год средний тариф на электрическую энергию, поставляемую ОАО "Мосэнергосбыт" и ЗАО "Балашихинская электросеть", разногласий не вызывает и составляет 4,61 руб./кВт.ч.
Учитывая вышеизложенное, ФАС России считает обоснованным произведенный Комитетом расчет затрат на электроэнергию.
Согласно пункту 1 Правил N 123, основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является принятие такого решения с превышением полномочий. Исходя из буквального толкования нормативных правовых актов, превышением полномочий будет являться любое противоречие действующему законодательству акта регулирующего органа об установлении тарифов, в этой связи, утверждение регулирующим органом тарифов с нарушением законодательства свидетельствуют о выходе регулятора за пределы предоставленных ему полномочий.
Таким образом, в связи с выявленным фактом превышения полномочий Комитета по ценам и тарифам Московской области, выразившегося в нарушении пунктов 47, 59 Основ ценообразования N 1075, ФАС России принято решение об отмене распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 303-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области" в части изменений, вносимых в приложение N 2 к распоряжению N 166-р от 18.12.2015 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" в части тарифов для потребителей ООО "Тепловые сети Балашихи" (ИНН 5001036552).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил N 123, приказываю:
1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим подпункт "а" пункта 47, пункт 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Тепловые сети Балашихи" на 2018 год.
2. Отменить с 30.06.2018 г. распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 303-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области" в части изменений, вносимых в приложение N 2 к распоряжению N 166-р от 18.12.2015 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" в части тарифов для потребителей ООО "Тепловые сети Балашихи" (ИНН 5001036552).
3. Частично удовлетворить требования ООО "Тепловые сети Балашихи", указанные в заявлении исх. от 02.02.2018 N 212, вх. от 05.02.2018 N 17259/18:
3.1. Комитету по ценам и тарифам Московской области провести дополнительный анализ затрат по статье "операционные расходы", скорректировав количество условных единиц активов с учетом принятия новых объектов и включить экономически обоснованные, ранее не учтенные расходы при установлении величины НВВ на 2018 год в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования N 1075.
3.2. Органу регулирования дополнительно включить в соответствии с действующим законодательством в состав НВВ ООО "Тепловые сети Балашихи" выявленные ФАС России экономически обоснованные расходы организации по статье "отчисления на социальные нужды" в размере 0,2% от фонда оплаты труда, а также с учетом изменений в соответствии с пп. 3.1 данного приказа.
3.3. Комитету по ценам и тарифам Московской области включить в соответствии с действующим законодательством в состав НВВ ООО "Тепловые сети Балашихи" на 2018 год выявленные ФАС России экономически обоснованные расходы организации по статье "расходы по сомнительным долгам" в размере 31 960,6 тыс. руб.
4. Предписать Комитету по ценам и тарифам Московской области пересмотреть ранее установленные тарифы для ООО "Тепловые сети Балашихи", включив экономически обоснованные расходы, указанные в п. 3 настоящего приказа, с учётом необходимости соблюдения ограничений по размеру индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, и ввести их в действие с 01.07.2018 г.
5. Об исполнении настоящего приказа Комитету по ценам и тарифам Московской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3-4 настоящего приказа решений об установлении тарифов на тепловую энергию проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Комитета по ценам и тарифам Московской области, принятие которых предписано пунктом 4 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления (Коллегии) Комитета по ценам и тарифам Московской области, на котором принималась вышеуказанные решения;
- экспертного заключения Комитета по ценам и тарифам Московской области по делу о корректировке для ООО "Тепловые сети Балашихи" цен (тарифов) на тепловую энергию, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
6. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2018 г. N 675/18 "Об отмене распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2017 N 303-р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московский области" в части изменений, вносимых в приложение N 2 к распоряжению N 166-р от 18.12.2015 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы" в части тарифов для потребителей ООО "Тепловые сети Балашихи" (ИНН 5001036552)"
Текст приказа официально опубликован не был