Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) рассмотрены заявления ООО "Электропром", ООО "Кузбасское вагоноремонтное предприятие "Новотранс" - потребителей ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" (далее - ООО "РТХ") об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 08.11.2017 N 352 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2017-2018 гг." и установлено следующее.
Заявители полагают, что Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) при установлении тарифов были допущены нарушения положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, что повлекло увеличение тарифов на 167,4%.
По результатам анализа представленных со стороны Заявителей материалов, а также объяснений, полученных от органа регулирования, ФАС России установлено следующее.
Расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075 (далее - Основы ценообразования N 1075, Правила регулирования тарифов N 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э.
До ноября 2017 года услуги в сфере теплоснабжения потребителям г. Прокопьевска Кемеровской области предоставляло МУП "Рудничное тепловое хозяйство" и запланированный тариф во втором полугодии 2017 г. в соответствии с постановлением РЭК Кемеровской области от 13.12.2016 N 469 был 1398,40 руб./Гкал, на 2018 год - 1438,91 руб./Гкал. Но в связи с объявленной ликвидацией МУП "Рудничное тепловое хозяйство" (далее - МУП "РТХ"), органом регулирования 08.11.2017 в г. Прокопьевск были установлены новые тарифы для потребителей созданного 11.08.2017 г. ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство": на 2017 год в размере 2340,75 руб./Гкал, на 2018 год - 2444,49 руб./Гкал. (таблица).
|
МУП "РТХ" |
ООО "РТХ" |
|
2017/руб./Гкал |
1398,40 |
2340,75 |
|
2018/руб./Гкал |
1438,91 |
2444,49 |
|
1. В части расходов по статье "транспорт топлива".
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075, при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах исходя из прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе, прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году).
При определении расходов на транспортировку угля на 2018 год, согласно Экспертному заключению РЭК Кемеровской области, стоимость доставки угля автомобильным транспортом была принята в размере 520,00 руб./т с учетом коэффициента индексации операционных расходов 104,7%.
ФАС России установлено, что регулятором был некорректно применен коэффициент индексации и в связи с этим РЭК Кемеровской области необходимо скорректировать ранее примененные прогнозные показатели в соответствии с актуальными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 г. (протокол N 26, часть I) и в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075.
2. По статье "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений предприятия, общехозяйственные".
В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования N 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями.
В адрес ФАС России РЭК Кемеровской области представлен проект договора с ООО "Теплоэнергоремонт" на техническое обслуживание процесса по производству и транспортированию теплоэнергии, технического обслуживания оборудования, сетей и сооружений теплоснабжения, составленный для ООО "Прокопьевское теплоснабжающее хозяйство" (отсутствует дата, регистрационный номер, подписи сторон). ФАС России отмечает, что по договорам стоимостью свыше 100 000 руб. необходимо представление документов, подтверждающих проведение конкурсных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - ФЗ N 223-ФЗ) для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. В нарушение ФЗ N 223-ФЗ, в материалах тарифного дела отсутствует конкурсная документация ООО "РТХ".
Предметом вышеуказанного договора является:
- текущий, аварийный, капитальный ремонт оборудования, сетей, зданий и сооружений теплоснабжения;
- оказание транспортных услуг;
- оформление разрешительной и иной документации;
- осуществление химического, бактериологического и иного анализа качества горячей воды;
- организация специальной оценки условий труда на рабочих местах с привлечением специализированных организаций и др.
Расчеты за услуги по указанному договору ocyщecтвляютcя согласно калькуляции (представлена в Экспертном заключении регулятора), которая включает в себя, в том числе, расходы на транспортировку топлива, на сырьё и материалы, на ремонт основных средств, на оплату труда персонала ООО "Теплоэнергоремонт" и отчисления на социальные нужды, обучение персонала ООО "Теплоэнергоремонт", автоуслуги, расходы на оплату услуг связи, информационные, юридические, аудиторские услуги, экологию и др.
При этом ФАС России отмечает, что в состав операционных расходов ООО "РТХ" на 2017-2018 гг. уже были включены затраты по статьям "расходы на сырьё и материалы", "ремонт основных средств", "оплата труда" персонала ООО "РТХ", "оплата услуг связи", "оплата информационных, юридических, аудиторских услуг", "расходы на обучение персонала".
Одновременно, в состав неподконтрольных расходов ООО "РТХ" уже были включены затраты по статьям "плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и др. виды негативного воздействия на окр. среду", "отчисления на социальные нужды", "инвестиционная программа".
В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов N 1075, экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат.
Экспертное заключение по установлению тарифов для ООО "РТХ" не содержит результатов анализа регулирующего органа экономической обоснованности по данной статье расходов, в частности, в нарушение пункта 29 Правил регулирования тарифов N 1075 и пункта 42 Основ ценообразования N 1075, при определении расходов на оплату труда персонала ООО "Теплоэнергоремонт", не отражен проведенный регулятором анализ отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, фактического объема фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Одновременно, в нарушение пункта 29 Правил регулирования тарифов N 1075 и пунктов 28, 31 Основ ценообразования N 1075, РЭК Кемеровской области не проведен анализ экономической обоснованности затрат ООО "Теплоэнергоремонт" на оплату услуг связи, информационных, юридических, аудиторских услуг.
Касаемо расходов ООО "Теплоэнергоремонт" на ремонт основных средств, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования N 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями. При этом, ФАС России отмечает, что в представленных в адрес ФАС России документах отсутствуют материалы и документы, подтверждающие необходимость проведения данных работ (планы-графики ремонтов, дефектные ведомости), а Экспертное заключение РЭК Кемеровской области на 2017-2018 гг. в нарушение пункта 29 Правил регулирования тарифов N 1075 не содержит анализа обоснованности мероприятий по проведению ремонтных работ, а также стоимости заявленных работ.
По подстатье "транспортировка топлива" ФАС России отмечает недостаточное отражение в Экспертном заключении анализа рыночной стоимости транспортных услуг в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов N 1075.
В этой связи, ФАС России отмечает недостаточное отражение в Экспертном заключении органа регулирования анализа учтенных расходов на предмет дублирования затрат в составе НВВ ООО "РТХ" и в составе статьи "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений предприятия, общехозяйственные". Таким образом, РЭК Кемеровской области необходимо осуществить дополнительный анализ расходов в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов N 1075, статьями 28, 31, 41, 42, 44 Основ ценообразования N 1075, ФЗ N 223-ФЗ, при необходимости запросив материалы у регулируемой организации.
3. Статья затрат "расходы на оплату налогов, сборов и других обязательных платежей" (в части расходов ООО "Теплоэнергоремонт" на обязательное страхование опасных производственных объектов).
В соответствии с подпунктом "ж" статьи 44 Основ ценообразования N 1075, в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.
Учет расходов по указанной статье произведен регулятором на основании проекта договора N 1 от 23.06.2017 между ООО "Теплоэнергоремонт" и ПАО "Росгосстрах".
ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела отсутствуют:
- свидетельство Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, согласно которому опасные производственные объекты ООО "Теплоэнергоремонт", эксплуатируемые ООО "РТХ", зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов с соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
- документы, подтверждающие фактическую оплату за 2017 год (платежное поручение с отметкой банка об оплате указанной суммы) договора страхования.
Таким образом, ФАС России считает, что расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
4. По статье "другие расходы" РЭК Кемеровской области дополнительно учтены расходы на создание запаса ГО и ЧС в сумме 6 551,31 тыс. руб.
Указанные расходы исключены регулятором из состава расходов за 2017 году по договору между ООО "РТХ" и ООО "Теплоэнергоремонт", при этом включены в состав затрат ООО "РТХ" по статье "другие расходы".
В соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" обеспечение мероприятий по гражданской обороне, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 227 "О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне", расходы на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне финансируются организациями (за исключением бюджетных учреждений) в размерах, согласованных с соответствующими органами, осуществляющими управление гражданской обороной, путем отнесения указанных расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
В адрес ФАС России не представлено согласование соответствующих мероприятий по гражданской обороне с компетентными органами, осуществляющими управление гражданской обороной. Также не представлено подтверждение необходимости приобретения противогазов ГП-7 в кол-ве 1546 шт. на сумму 5 411 тыс. руб. и документы, подтверждающие фактическую оплату за покупку противогазов.
Учитывая, что Экспертное заключение РЭК Кемеровской области не содержит обосновывающих расчетов и подтверждения представления ООО "Теплоэнергоремонт" согласования соответствующих мероприятий с компетентными органами, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
Согласно пункту 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила N 123), основанием для отмены решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения является принятие такого решения с превышением полномочий.
Таким образом, в связи с выявленным фактом превышения полномочий Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, выразившегося в нарушении пунктов 11, 12, 28, 31, 41, 42, 44 Основ ценообразования N 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 г. N 1075, ФАС России принято решение об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 08.11.2017 N 352 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2017-2018 гг.".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктами 4 и 10 Правил N 123, приказываю:
1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" на 2017-2018 гг. нарушившей пункты 28, 31, 41, 42, 44 Основ ценообразования N 1075, пункт 29 Правил регулирования тарифов N 1075.
2. Отменить с 30.06.2018 г. постановление Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 08.11.2017 N 352 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2017-2018 гг.".
3. Предписать Региональной энергетической комиссии Кемеровской области принять и ввести в действие с 01.07.2018 г. новое решение об установлении цен (тарифов) для потребителей ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство", с учетом требований законодательства в сфере теплоснабжения и устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:
3.1. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" затрат по статье "расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, услуги собственных подразделений предприятия, общехозяйственные" за 2017-2018 гг. и отразить проведенный анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования тарифов N 1075.
3.2. По результатам проведенного анализа, указанного в пункте 3.1., в случае выявления экономически не обоснованных расходов, учтенных регулятором при установлении тарифов, исключить их из состава НВВ ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" на 2018 год согласно действующему законодательству.
3.3. При определении величины НВВ ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" на 2018 год органу регулирования необходимо скорректировать ранее примененные прогнозные показатели в соответствии с актуальными показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, одобренными на заседании Правительства Российской Федерации 18 сентября 2017 г. (протокол N 26, часть I) и в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования N 1075.
4. Об исполнении настоящего приказа Региональной энергетической комиссии Кемеровской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного в пункте 3 настоящего приказа решения об установлении тарифов на тепловую энергию проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, принятие которого предписано пунктом 3 настоящего приказа;
- протокола заседания Правления (Коллегии) Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по делу о корректировке для ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" цен (тарифов) на тепловую энергию, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2018 г. N 676/18 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 08.11.2017 N 352 "Об установлении ООО "Рудничное теплоснабжающее хозяйство" одноставочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Прокопьевска, на 2017-2018 гг."
Текст приказа официально опубликован не был