В соответствии с Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123 (далее - Правила отмены), Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, по результатам рассмотрения материалов, поступивших вместе с заявлением ЗАО "ЭЛЕКС" (далее - Заявитель) от 02.02.2018 N 76 об отмене решения Комитета по ценам и тарифам Московской области (далее - Комитет) от 20.12.2017 г. N 325-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области", ФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе размер активов, определяемый регулирующими органами. При установлении индекса изменения количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности на соответствующий расчетный год долгосрочного периода регулирования, определяется регулирующими органами на основании данных за последний отчетный период текущего года о фактически введенных в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой объектах электросетевого хозяйства с учетом степени их фактической загрузки, определяемой в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации.
Объем линий электропередачи и оборудования по расчету Комитета на 2017 год составляет 5 410,30 условные единицы, на 2018 год - 4 135,76 условные единицы. Согласно представленным органом регулирования пояснениям, при проведении расчета было учтено прекращение эксплуатации объектов в связи с расторжением договоров аренды от 14.12.2011 N 7023 (управление имущественных отношений Администрации г.о. Балашиха), N 29/14 (ООО "Гранель Комфорт") и от 01.01.2016 N 01/2016 (ООО "Гранит").
По мнению Заявителя объем линий и оборудования за 2017 год должен быть принят в размере 12 519,22 у.е.
Размер условных единиц на 2018 год в количестве 4 135,76 был рассчитан Комитетом исходя из величины условных единиц, установленной на 2017 год в размере 5 410,3 у.е., уменьшенной на разницу между величиной условных единиц принятой на 2016 год в размере 13 793,76 у.е. и предлагаемой организацией величиной в размере 12 519,22 у.е.:
4135,76 = 5410,3 - (13793,16 - 12519,22).
Таким образом, Комитетом в нарушение положений пункта 38 Основ ценообразования не был проведен должный расчет условных единиц в соответствии с системой условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения, утвержденной Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке".
Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования, в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
Согласно представленным Заявителем материалам, на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за 2014-2016 гг. ЗАО "ЭЛЕК" выявлены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, и доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим причинам.
По данным регулируемой организации по основному виду деятельности "Передача электроэнергии", убытки по итогам 2014 г. составили 59 710 тыс. руб.; по итогам 2015 года - 114 349 тыс. руб.; по итогам 2016 года - 225 305 тыс. руб.
Согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила 1178) экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:
1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;
3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;
4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;
5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;
6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;
7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;
8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
ФАС России отмечает, что в представленном экспертном заключении Комитета на 2018 г. отсутствует анализ со ссылкой на подтверждающие материалы и документы экономически обоснованных/необоснованных доходов (расходов) регулируемой организации за 2016 г.
Кроме того, органом регулирования в ФАС России не представлено обоснования исключения необоснованных/обоснованных расходов из состава НВВ ЗАО "ЭЛЕКС" при установлении цен (тарифов) на 2018 г.
На основании вышеизложенного, при тарифном регулировании на 2018 г. Комитет должен был провести анализ экономической обоснованности понесенных расходов и недополученных доходов ЗАО "ЭЛЕКС" на основании фактических показателей регулируемой организации за 2016 г. и в случае выявления необоснованно не учтенных/учтенных расходов (доходов) произвести корректировку НВВ ЗАО "ЭЛЕКС" по данной статье затрат.
В соответствии с пунктом 1 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на электрическую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области электроэнергетики возможна только в случае принятия такого решения с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, нарушив положения пунктов 7 и 38 Основ ценообразования и пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, Комитет превысил полномочия, поскольку к компетенции органа регулирования относится установление тарифов в строгом соответствии с нормативными правовыми актами.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 10 Правил отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений и городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 N 123, на основании решения Комиссии ФАС России от 09.04.2018, приказываю:
1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области нарушившим положения пункта 7 и 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
2. Удовлетворить требования ЗАО "ЭЛЕКС" об отмене распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 г. N 325-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области", в части установления тарифов для ЗАО "ЭЛЕКС".
3. Отменить с 01.07.2018 распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 г. N 325-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области", в части установления тарифов для ЗАО "ЭЛЕКС".
4. Предписать Комитету по ценам и тарифам Московской области в срок до 01.07.2018 г.:
4.1. Произвести расчет количества условных единиц в соответствии с положениями п. 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 и Приказа ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", и отразить данные расчеты в экспертном заключении.
4.2. Провести анализ плановых и фактических расходов ЗАО "ЭЛЕКС", сложившихся за 2016 год, отразить результаты проведенного анализа в экспертном заключении и по результатам проведенного анализа, при выявлении экономически обоснованных/необоснованных расходов или недополученных/полученных доходов учесть/исключить соответствующие средства в/из НВВ регулируемой организации.
5. В срок до 01.07.2018 Комитету по ценам и тарифам Московской области установить тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ЗАО "ЭЛЕКС" и учесть результаты исполнения пункта 4 настоящего приказа при установлении тарифов на 2018 г., а также пересмотреть единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Московской области.
6. Об исполнении настоящего приказа Комитету по ценам и тарифам Московской области в течение 7 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 5 решения проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решение об установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписывается пунктом 5 настоящего приказа;
- протоколов заседания правления Комитета по ценам и тарифам Московской области, на котором принимались вышеуказанные решения;
- экспертного заключения по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения настоящего приказа.
7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.
Временно исполняющий |
А.Г. Цыганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2018 г. N 551/18 "Об отмене решения Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2017 г. N 325-Р "О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области"
Текст приказа официально опубликован не был