Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 мая 2018 г. N 03-04-06/35285
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу учёта процентного дохода в виде купонов по облигациям при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами для целей уплаты налога на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 12 статьи 214.1 Кодекса финансовый результат по операциям с ценными бумагами определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 данной статьи.
Согласно пункту 7 статьи 214.1 Кодекса доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде, а доходы в виде процента (купона, дисконта), полученные в налоговом периоде по ценным бумагам, (за исключением доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года), включаются в доходы по операциям с ценными бумагами, если иное не предусмотрено указанной статьёй.
Пунктом 10 статьи 214.1 Кодекса предусмотрено, что расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтверждённые и фактически осуществлённые налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.
Абзацем вторым пункта 13 статьи 214.1 Кодекса установлено, что при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами доходы от купли-продажи (погашения) государственных казначейских обязательств, облигаций и других государственных ценных бумаг бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также облигаций и ценных бумаг, выпущенных по решению представительных органов местного самоуправления, учитываются без процентного (купонного) дохода, выплачиваемого налогоплательщику, который облагается по ставке иной, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 224 Кодекса, и выплата которого предусмотрена условиями выпуска такой ценной бумаги.
Согласно пункту 25 статьи 217 Кодекса суммы процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным по решению представительных органов местного самоуправления, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц.
Таким образом не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами, упомянутыми в пункте 13 статьи 214.1 Кодекса, суммы процентного (купонного) дохода, выплачиваемые по вышеуказанным ценным бумагам эмитентами таких ценных бумаг в соответствии с условиями их выпуска, освобождаемые от налогообложения на основании пункта 25 статьи 217 Кодекса.
Федеральным законом от 03.04.2017 N 58-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) внесены изменения в порядок обложения налогом на доходы физических лиц доходов в виде процентов по обращающимся облигациям российских организаций.
В частности, Федеральным законом внесены изменения в статью 214.2 Кодекса, в соответствии с которыми в отношении доходов в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г., налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который был выплачен купонный доход.
В соответствии с указанными изменениями новый порядок применяется в отношении сумм процентного дохода (купона), выплачиваемых эмитентом облигации за очередной купонный период, а также одновременно с выплатой номинальной стоимости облигации при её погашении.
Каких-либо изменений в отношении налогообложения накопленного процентного (купонного) дохода Федеральным законом не предусмотрено.
Накопленный процентный (купонный) доход как отдельный вид дохода по облигациям в главе 23 Кодекса "Налог на доходы физических лиц" не предусмотрен. Специальных положений, касающихся учёта при налогообложении сумм накопленного процентного (купонного) дохода, в главе 23 Кодекса не содержится.
Суммы такого дохода, полученные налогоплательщиком при реализации ценных бумаг, включаются в доходы налогоплательщика, а соответственно, расходы налогоплательщика по приобретению ценных бумаг включают суммы накопленного процентного (купонного) дохода, уплаченные налогоплательщиком продавцу ценных бумаг.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что доходами по операциям с ценными бумагами для целей уплаты НДФЛ признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг и доходы в виде процента (купона, дисконта) по ним.
Расходами признаются затраты на приобретение, реализацию, хранение и погашение ценных бумаг.
Не учитываются при определении финансового результата по операциям с ценными бумагами проценты по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам СССР, СНГ, субъектов Российской Федерации, муниципальных органов.
По облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 г., налоговая база определяется как превышение суммы выплаты процентов (купона) над суммой процентов, рассчитанной исходя из номинальной стоимости облигаций и действующей за период выплаты ставки рефинансирования, увеличенной на 5%.
Что касается накопленного дохода, то он включается в доходы при реализации ценных бумаг и в расходы по их приобретению.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 мая 2018 г. N 03-04-06/35285
Текст письма официально опубликован не был